Osvita.ua Высшее образование Статьи и аналитика Образовательное законодательство: в ожидании Геракла
Образовательное законодательство: в ожидании Геракла

Каких бы политических взглядов и симпатий мы не придерживались, следует честно признаться - национальная система образования находится в кризисном состоянии

Образовательное законодательство: в ожидании Геракла

Причем не год, не два и даже не десятки лет. Евгений Быстрицкий, исполнительный директор Международного фонда "Відродження" - организации, на протяжении 12 лет активно поддерживающей европейские реформы в Украине, отметил, что украинское образование сложно реформировать, поскольку это очень консервативная сфера, которая регулируется не правом, а правовыми обычаями, унаследованными от Советского Союза. Одним из направлений своей деятельности фонд определил работу над созданием Кодекса об образовании.

"Наша система образовательного законодательства чем-то похожа на канализацию Подола. Это старинный район города Киева, со своими традициями, проживать в нем престижно. Но при этом канализационные трубы тут закладывались еще при царе. Точно так же и с законодательством в образовании. Некоторые его принципы уже являются анахронизмом, и законотворческая работа парламента здесь заключается в латании дыр. А увидеть проблему в целом и ввести новую систему права - это задача, по объему аналогичная выпавшей на долю мифического Геракла, - очищению авгиевых конюшен", - убеждена Леся Оробец, председатель подкомитета комитета по вопросам образования и науки Верховной Рады Украины.

Выступая на заседании круглого стола, посвященного проблемам правового регулирования образования, организованного фондом "Відродження", Институтом избирательного права, Обществом конституционного права и Украинской ассоциацией развития менеджмента и бизнес-образования, г-н Быстрицкий отметил, что, безусловно, такие вопросы относятся к компетенции государства. Но, как свидетельствует опыт, без общественной активности проблему преодолеть трудно. Поэтому, "несмотря на некоторые сомнения, мы будем продолжать финансирование разработок, которые находятся на грани независимой экспертизы", - обратился руководитель фонда к работникам образования и юристам.

Ныне наше образование регулируют пять законов. По мнению народного депутата Юрия Ключковского, президента Института избирательного права, основной их недостаток - несогласованность с Конституцией, отраслевыми законами и подзаконными актами. Петр Стецюк, судья Конституционного суда Украины, объясняет это тем, что со времен принятия Основного Закона так и не прошел процесс конституализации общественной жизни, то есть переход к качественно новой системе общественных отношений. Примером несогласования законов является законодательное обеспечение права внеконкурсного поступления в вузы. Оно регулируется законом о статусе ветеранов войны, законом о престижности шахтерского труда и т.д. С другой стороны, ст. 53 Конституции гарантирует равный доступ к образованию на конкурсной основе. Однако любая попытка законодательной отмены льгот, учитывая ч. 3 ст. 22 Конституции, обречена (запрет сужения содержания и объема существующих правил). Между тем сегодня эта парадоксальная ситуация позволяет людям со значительными недостатками здоровья поступать вне конкурса.

"Необходимо утвердить перечень противопоказаний для поступления на определенные специальности. У нас не может быть безрукий хирург, олигофрен-летчик, глухой юрист. Минохраны здоровья совместно с Минобразования работали над перечнем противопоказаний для поступления на определенные специальности, но Минюст на протяжении трех лет отвечает отказом с одной формулировкой: нарушение конституционных прав граждан на образование. Получается какое-то жестокое милосердие", - отметила Леся Оробец.

Вместе с тем из-за несовершенного законодательства современная система высшего образования дискриминирует студентов. Сергей Ерохин, ректор Национальной академии управления, проиллюстрировал это примером: "Группу студентов можно поделить на четыре категории: одни учатся за бюджетные средства и получают стипендию, другие - только за бюджетные средства и стипендии не получают, третьи - контрактники, четвертые - льготники. "Высшего сорта" только первая группа студентов. Остальные - низшего сорта, поскольку они дискриминированы системой образования".

Безусловно, изменения в образовательное законодательство вносятся, но они несистемные, считает Игорь Жиляев, заместитель руководителя секретариата комитета по вопросам науки и образования ВРУ. Например, принят закон о студенческом самоуправлении, согласно которому 0,5% спецфонда вуза выделяется на потребности органа самоуправления. Спецфонд учебного заведения состоит, в частности, и из оплаты за обучение студентов-контрактников. Но как обосновать для них повышение оплаты на 0,5%? В постановлениях, принятых по поводу исследовательских университетов, предусмотрено повышение зарплаты преподавателям в два раза. Это должно повлиять на стоимость обучения, но как именно - неизвестно, поскольку никаких подсчетов в связи с этим вопросом не проводилось. Другой пример. Согласно с правом на автономию, исследовательские университеты могут самостоятельно предоставлять работникам науки звания доцента и профессора. Но каждый профессор и доцент должен иметь учебник с грифом МОН. И это нивелирует право на автономию.

Большой проблемой для образовательного права является неопределенность терминологии. "Часто, читая закон, мы не очень четко представляем себе, о чем идет речь, - подчеркивает Юрий Ключковский. - Например, что мы понимаем под словом "образование": то, что у кого-то высшее или среднее образование, или отрасль, или сферу правоотношений, или же систему учебных заведений и органов управления ими? А все это - разные вещи в понятийном смысле. И использовать в законодательстве термины, не имеющие определенного значения, - опасно".

Еще одним недостатком отечественного образовательного законодательства является большое количество вопросов, которые невозможно законодательно урегулировать. Анализ судебных дел, проведенный Институтом избирательного права, показал: 80% из них - имущественные. Среди спорных вопросов также - правовой статус коммунальных учреждений, порядок формирования госзаказа в вузах, распределение компетенций в управлении образованием. Например, полноценный переход на 12-летнюю систему обучения тормозится тем, что ряд средних учебных заведений не подчиняется непосредственно Министерству образования. Некоторые реформы (как, например, внешнее независимое оценивание, отдельные аспекты Болонской системы) не нашли отражения в законодательном поле и стали предметом споров. "Кто имеет право утверждать программу развития образования? Это должен быть указ президента или постановление, принятое Верховной Радой? Сегодня ВНО можно остановить, выполняя предвыборную программу президента, только решением суда", - отмечает Владимир Ковтунец, эксперт Института избирательного права.

Проблем в образовании много, но следует понимать, что кодекс должен стать не научным описанием недостатков функционирования сферы, а инструментом юридического регулирования отношений, здесь возникающих. Кроме того, будущий Кодекс об образовании - основание его модернизации.

Автор: О. Онищенко

Дзеркало тижня
05.05.2010

Ведущие компании и учебные заведения Предложения от ведущих учебных заведений Украины и зарубежья. Только лучшие вузы, компании, образовательные курсы, школы, агентства.
Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Нет комментариев

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Osvita.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!