Osvita.ua Высшее образование Статьи и аналитика Поступление в вуз: благодаря "комиссии" или в соответствии с рейтингом
Поступление в вуз: благодаря "комиссии" или в соответствии с рейтингом

В Украине 800 университетов, однако большинство их выпускников не способны к деятельности на заявленном высшеобразовательном уровне

Поступление в вуз: благодаря "комиссии" или в соответствии с рейтингом

При демократических нормах определенный университет вырастает в одного из лидеров не потому, что государство формирует специальный "коридор" для детей сильных, а благодаря открытому для общества механизму сплотиться в нем сильнейшим абитуриентам и преподавателям.

Спеши не торопясь.
Народная мудрость.

Недавно молодой мэр одного из областных центров Украины с горящими глазами рассказывал, как важно развивать принцип автономии университетов. Но слушая его, бывший министр образования Станислав Николаенко, при всем желании порадоваться от услышанного, с горечью заметил: "Все это теоретически "лошадь", но не везет.

В Украине 800 университетов, но большинство их выпускников не способны к деятельности на заявленном высшеобразовательном уровне: экономисты, финансисты работают простыми кассирами, менеджеры - обычными продавцами, инженеры - мастерами по ремонту или монтажниками окон ПВХ. А их родители когда-то так радовались, что, вопреки всему, "вступили" своих чад в университеты.

Корень наших образовательных проблем в том, что у общества не хватает духа открыто признать следующую правду жизни: ученик / студент, который не способен учиться без списывания, не станет настоящим специалистом с высшим образованием.

Вторая правда нашей постсоветской всеразрешающей в образовании практики, которая вытекает из первой, заключается в том, что многие обладатели псевдодипломов не представляют, как они теперь будут "просто собирать урожай в поле" - это же ниже их "статуса".

Обе эти правды общество, вместо того чтобы освещать их, ради изменений к лучшему, пытается скрывать. Например, молодой преподаватель университета начинает интересно, самоотверженно и эффективно работать со своими студентами. Но из этого перспективного для образовательной системы момента возникают следующие но:

  • значительная часть студентов не в состоянии находиться на уровне программных требований, а потому получают от своего усердного и справедливого преподавателя двойки на экзамене;
  • вместо, того чтобы поддержать проявления оздоровления деятельности учреждения и начать реальные шаги к настоящему инновационному университетскому будущему, ректорат действует наоборот: вызывает "выскочку" и разъясняет, что они будут вынуждены сократить его, в связи с потерей n-го числа студентов. При этом все знают, что последних такими считать нет никаких оснований. Обращаем внимание, что сокращать будут не тех преподавателей-нарушителей корпоративной этики, требующих обеспечения объективности в работе со студентами, которые ставят фальшивые оценки, а именно ТОГО, кто осмелится работать по-настоящему порядочно. (!)

И это при том, что большинство преподавателей вузов не способны успешно работать со студентами, так как не владеют методами активной обратной связи с аудиторией: содержание лекции отдельно, а ее восприятие студентами - отдельно. Мол, к экзамену разберутся.

А еще, например, такое: если ректор чудом привлечет к лекциям для своих студентов лауреата Нобелевской премии, то бухгалтерия не сможет заплатить тому хотя бы на уровне нашего кандидата наук - "бамага" об образовании не "ТА". (!)

Или возьмем требования профессиональной среды реального общественно-экономического пространства и содержание университетской затеоретизированной "подготовки".

А отчисление студентов-бюджетников последнего набора по результатам ВНО, когда студент, заболев, не догадался предварительно позвонить в деканат, а лишь (!!!) потом предоставил больничную справку? Почему же так? А появилась зацепка перевести на бюджетное место контрактника на "особых условиях". Как же после многолетней привычки, устоять перед таким соблазном навести "порядки" по-своему? (!)

При таком положении учебной работы в университетах проблему мотивации школьников по-настоящему учиться, не решить ни семье, ни школе. И эти локальные (университетские) неурядицы постепенно формируют общественные, из-за все большего количества псевдовузов и псевдодипломированных выпускников. Надеяться на их решение внутренними усилиями самой университетской среды - это как ожидать сухую воду или горячий снег. Поэтому ментально здоровое общество создает надлокальные общественные рычаги - министерства, парламент и т.д.

Как действуют такие рычаги в здоровом обществе?

Применяют принцип "клиент является главной персоной". Чтобы не было, как в советские времена, когда строительные комиссии сами принимали в эксплуатацию собственные же объекты. Это относительно учета нашим образовательным руководством мнения отдельных ректоров: недавно им хватало и двух экзаменов, а теперь и трех тестов ВНО мало - добавим еще и "суперпрофильный" экзамен и тяжеловесный 200-бальный школьный бонус.

Здоровое общество не комплексует открыто придерживаться принципа, что ни министр, ни ректор, ни директор школы априори не могут быть главными действующими персонами: действовать необходимо ученикам и студентам, а от этих уважаемых персон ожидают ОТВЕТСТВЕННОСТИ, как от главных организующих деятельность общества МЕНЕДЖЕРОВ. Подчеркнем - менеджеров деятельности сложного образовательного механизма, а не его владельцев или, тем более, - простых продавцов образовательных услуг.

Исходя из этого, в здоровом обществе не могут даже появиться разговоры на тему отбора университетом "своего" студента, потому что вуз - не частная лавочка и не студийный класс выдающегося мастера. Университет - многотысячная ячейка единого общественного пространства. Естественное состояние, при котором образовательная система стоит не на голове, а на твердых ногах, - это когда "клиента" и "корпорацию" объединяют независимые от первых и вторых открытые пути, на которых действуют одинаковые для всех правила и требования.

В истории Украины формирование таких естественно-конкурентных путей началось с момента внедрения ВНО, однозначно определяющего статус, а от этого - и эффекта от применения принципа независимости. Но по всем научным законам, ни одна из исторических перемен не может не сопровождаться определенными незначительными возвратами к прошлому. Именно таким моментом и будут попытки ввести внутренний экзамен ВУЗов и карикатурный учет школьного бала, который еще в большей степени является псевдобалом. Постсоветский педагогический менталитет, кроме оценки, не видит других путей мотивации школьников к учебе. Оно и неудивительно: как склоненной под ноги голове увидеть мотивацию молодой личности к общественному росту благодаря честной конкуренции? Сначала - во время ВНО, а потом уже - в по-настоящему взрослой профессиональной жизни.

Похоже, что судьба посылает настоящем руководству испытания наподобие недавнего французского шоу "Покарай субъекта током каждый раз, когда он делает ошибку. Жми на тумблер, пусть даже тому смерть, потому ошибка всегда должна караться. Созданием импульсов "болевого шока" главным участникам базового уровня образовательной деятельности и будет возобновление практики вступительных экзаменов с ручным управлением и внедрения весомого учета школьного бала.

Как первое, так и второе снова начнет перегревать образовательную атмосферу интерактивностью совсем не образовательно-воспитательной природы. Она же в свою очередь будет гасить только проросшие ростки новой, более общественно значимой, мотивации к обучению, чем субъективные оценки разномастных школьных учителей или приемных (вдумайтесь в название с позиций XXI века) комиссий.

Это как государство: сначала позволяет "так обществу нужную" букмекерскую деятельность, а потом поднимает многотысячную армию "специалистов" на борьбу с договорными матчами.

Словно и не существует положения Конституции Украины, что каждое управленческое решение, которое ухудшает уровень общественной жизни населения, является противоправным. И касается это, не только коммунальных услуг, но и уровня доступа граждан к образованию, адекватной компетентности каждой личности в независимости от постороннего субъективно-ручного влияния. Так, чтобы не благодаря "комиссии", а в соответствии с рейтингом. Так, чтобы гражданам не обязательно было знать министра / ректора / председателя комиссии / директора, а важным было знание правил рейтингования и механизм реализации законных возможностей. И так, чтобы путь к ним, кроме хорошей учебной работы, не пролегал "блатными" окольными путями.

Неужели судьба нынешних вождей украинского общества в том, чтобы выполнить этот небольшой сегмент образовательно-исторической "синусоиды" назад? Не каждый из участников французского шоу давил на "болевой" тумблер, несмотря на все приказы ведущего. Вот именно из таких людей и могут вырасти будущие общественно-прогрессивные фигуры. Таких бы, к руководству государства / университета / школы / т.п.

На логичный вопрос о способности публицистического формата влиять на ситуацию, которая разворачивается, есть смысл обратить внимание на следующее:

  • страна уже досыта наелась критическими материалами о постсоветском негативном наследии;
  • существует много материалов с конструктивными конкретными моделями, предложениями и т.п.
  • актуальным, именно сейчас, является общественный дефицит такой важной составляющей как желание творить реальные изменения.

Об этом хорошо сказал один японский мудрец: "Делать не сложно. Сложно желать". Именно рост числа людей, желающих работать по-новому, является сейчас наиболее востребованным фактором. Для этого человечество еще не придумало ничего более эффективного, чем просветительско-публицистическая деятельность. Например, песни Владимира Высоцкого успешно работали на развал "советской" империи на всех уровнях. Они входили в души как простых, так и властных представителей общества. Поэтому-то откроем свою душу к тому, что направлено в сторону роста нашего всеобщего объема ума-мудрости, вместо нынешнего преимущества ума-хитрости. Чтобы в плане своей исторической судьбы МЫ не перехитрили своих же ожиданий.

Автор: Владимир Белый

Образование.ua
25.03.2010

Ведущие компании и учебные заведения Предложения от ведущих учебных заведений Украины и зарубежья. Только лучшие вузы, компании, образовательные курсы, школы, агентства.
Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
!!!!!!!!!!
ТАК І Є !!!!!!!!

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Osvita.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!