Osvita.ua Высшее образование Статьи и аналитика Высшее образование: в чем сила диплома
Высшее образование: в чем сила диплома

Работодатели хотят помочь университетам адаптироваться к требованиям рынка труда. Ответные шаги должны сделать вузы и государство

Высшее образование: в чем сила диплома

"Сегодня выпускники вузов к практической работе не готовы. Они, возможно, хорошо знают теорию, но не представляют себе реальных задач, которые их ждут на предприятиях", — утверждает вице-президент ассоциации IT-Ukraine по работе с вузами, директор компании ITera Consulting Group Ukraine (фирма занимается разработкой программного обеспечения) Игорь Мендзебровский.

Для Украины стало нормой, что множество выпускников вузов работают не по той специальности, которая записана в их дипломе. Но в то же время работодатели сетуют, что на отдельные вакансии они не могут найти специалистов даже в условиях кризиса.

Личности или рынок труда?

«Вузы должны принять как данность тот факт, что подготовить специалиста означает не только снабдить его массивом информации, но и дать ему профессиональные инструменты для решения конкретных задач. Понять, чего ждет работодатель от молодого специалиста и что нужно сделать, чтобы уровень его подготовки отвечал требованиям рынка труда», — говорит пресс-секретарь группы СКМ Анна Терехова.

В то же время она отмечает, что работодатели также должны пойти навстречу высшему образованию. "Необходимо четко и понятно сформулировать свои потребности и нужды", — считает Терехова. Сейчас так поступают лишь некоторые фирмы, в первую очередь те, которые остро нуждаются в молодых специалистах. Среди них — компании, работающие в телекоммуникационной отрасли и сфере высоких технологий. Так, оператор связи "МТС-Украина" и еще несколько компаний создали "Межкорпоративный университет", а ассоциация IT-Ukraine внедрила новые специальности в украинских вузах и инициировала производственные стажировки для студентов и преподавателей.

Во многих западных странах требования работодателей систематизированы с помощью системы стандартов, сопоставляющих профессиональную квалификацию работников с уровнем их образования. В Украине такой стандарт под названием "Национальная рамка квалификаций" только разрабатывается, причем в его создании активно участвуют и некоторые компании, в частности, СКМ.

Вузы также принимают участие в этой работе. Однако ректоры университетов всё же призывают "не забывать о том, что мы готовим личностей, а не механизмы для рынка труда". На что работодатели замечают, что личность, неспособная найти себе достойную работу, вряд ли сможет оставаться личностью. "Если вуз готовит личность, значит, его выпускники должны быть востребованы в тех компаниях, где оценивают кандидатов не по профессиональным качествам, а по личностным. Такая система оценки кандидатов действительно существует. Например, в креативных студиях", — размышляет директор по управлению персоналом оператора "МТС-Украина" Наталья Береза.

Впрочем, в мире распространены оба подхода. Есть вузы (преимущественно технические), которые готовят узких специалистов, иногда даже под конкретных работодателей. Но в то же время в США существует колледж Св. Якова, где студенты учатся по средневековым программам и методикам. Основная форма обучения — диспуты и семинары. Труды философов здесь изучают на языке их авторов, то есть Аристотеля — на древнегреческом, Канта — на немецком. Из пяти поступивших в этот колледж оканчивает его лишь один, и на него в рекрутинговых агентствах выстраивается очередь на несколько лет вперед.

Красные и не очень

Одним из недостатков украинских дипломов Игорь Мендзебровский считает скудность информации, которую содержат эти документы. "Из нашего диплома можно только узнать, каким вузом и факультетом он выдан. Понять, какая кафедра подготовила специалиста, в большинстве случаев невозможно. А в нашей индустрии это важно", — жалуется он.

Работодателей редко интересуют вкладыши к дипломам, где указаны оценки выпускника. Об успеваемости судят лишь по цвету "корочек". Поэтому некоторые учебные заведения вместе с документом государственного образца выдают собственный диплом. "На рынке труда он представляет интерес бóльший, чем госдиплом. В случае Киево-Могилянской академии он гарантирует, что студент учился без троек, приобрел лидерские навыки и умение работать в команде, участвуя в различных формах студенческого самоуправления", — уверяет профессор Киево-Могилянской академии (КМА) Юрий Сватко. КМА первой начала выдавать собственные дипломы, сейчас эту инициативу поддержали и другие университеты. "Полагаю, для работодателей дополнительный диплом будет иметь большое значение", — делится свом мнением по этому поводу Мендзебровский. По его словам, идеальный документ об образовании должен отражать реальные знания специалиста, "чтобы там было написано, что этот предмет он знает плохо, а в другой дисциплине — гениален".

Еще меньше доверяют украинским дипломам зарубежные работодатели. Хотя Украина еще в 1998 году подписала европейское соглашение о взаимном признании высшего образования, нострификация наших дипломов в европейских странах проходит с проблемами. "Насколько мне известно, меньше всего усилий по признанию диплома потребуется в Великобритании и Польше. А вот, например, в Германии законодательства земель могут иметь нюансы, которые сказываются при признании дипломов", — сообщил первый проректор Университета КРОК (Киев) Олег Шаров. При продолжении обучения в Европе украинский диплом, скорее всего, будет признан частично. В этом случае владельцу документа предложат сдать те предметы, которых в дипломе не хватает. Либо же пройти специальный подготовительный курс.

Гораздо сложнее с признанием диплома для получения работы. Если в Украине вместе с документом о получении образования магистра выпускник приобретает квалификацию инженера, врача или экономиста, то в странах Старого Света профессиональную квалификацию часто присваивают соответствующие ассоциации. Вполне возможно, что именно такая организация будет решать вопрос о признании диплома данного соискателя.

Впрочем, в большинстве стран Европы отмечают недостаток инженеров и врачей. Выпускники школ не хотят поступать на "сложные" специальности. Так, в Рейнско-Вестфальском техническом университете (Аахен, Германия, входит в пятерку ведущих европейских технических вузов) корреспондента уверили, что выпускник технической специализации из Украины, желающий продолжить обучение в аспирантуре этого зарубежного вуза, не будет иметь проблем с признанием диплома. Данный университет проводит обмен студентами и аспирантами с Харьковским политехническим институтом.

Шаров отмечает, что одна из наиболее частых ошибок при признании дипломов за рубежом — когда украинский диплом специалиста приравнивается к статусу бакалавра, тогда как его необходимо приравнивать к статусу магистра.

Чтобы сделать наш отечественный диплом более "конвертируемым", в начале марта Министерство образования и науки (МОН) инициировало изменения в перечень документов о высшем образовании, предложив выдавать выпускникам специальное дополнение к диплому, разработанное в соответствии с формами, утвержденными Еврокомиссией, Советом Европы и ЮНЕСКО. "Дополнение является обязательным документом в большинстве стран, участвующих в Болонском процессе, и выдается вместе с дипломом о высшем образовании. Многие страны без этого документа не признают дипломы о высшем образовании вообще. А теперь украинский диплом с таким дополнением будет адекватно оценен", — уведомили в пресс-службе МОН.

Процесс болонизации

Магистр — это академическая квалификация, которая примерно соответствуют существовавшему в Советском Союзе и постсоветской Украине статусу "специалист". То есть человек, получивший законченное высшее образование. Однако сейчас документы Евросоюза предлагают считать законченным высшим образованием квалификацию бакалавра (три, а иногда четыре года обучения). Тем не менее европейские работодатели всё-таки предпочитают иметь дело с магистрами.

Эксперимент с выделением бакалавриата — один из главных в Болонском процессе. Раньше, поступая в вуз, человек выбирал определенную специальность и осваивал ее на протяжении всего обучения. Но современные технологии меняются так быстро, что через пять лет учебы данная специальность может быть уже невостребованной.

Бакалавр — специалист широкого профиля. Чтобы получить это звание, студент осваивает определенную область знаний, изучая обязательные предметы. Потом бакалавры могут поступить в магистратуру и за два года уточнить свою профориентацию — в соответствии с веяниями технического прогресса и требованиями работодателей. Таким образом, двухступенчатая система "бакалавр—магистр" позволяет гибко реагировать на потребности рынка труда.

Украина, решив заимствовать этот опыт, втиснула западную двухступенчатую систему образования в старую схему: "специалист—кандидат—доктор наук". При этом у нас, в соответствии с украинским законодательством, профессионалом по-прежнему считается только тот, кто имеет полное высшее образование, и уточняется: "магистр или специалист".

Еще одно новшество Болонского процесса — кредитная система. В данном случае под термином "кредит" понимаются не деньги, а усилия, которые потратил студент в процессе обучения. Один кредит — это 36 учебных часов. За год учащийся должен получить 60 кредитов, а чтобы стать бакалавром — от 180 до 240 кредитов. "На кредитно-модульную систему перейти чрезвычайно сложно — ведь трудоемкость учебного процесса должна отражать еще и реальную сложность различных учебных дисциплин. Возможно, лучше других к этому переходу адаптировано образование стран бывшего СССР. Причина в том, что в Европе каждый вуз обладает большой институциональной автономией и академической свободой. Советское образование было гораздо более стандартизировано. А качество, как известно, это соответствие стандарту", — рассуждает Сватко.

Собственно, Болонский процесс был инициирован странами Европы, чтобы создать общеевропейское образовательное пространство, ведь без него невозможен единый европейский рынок труда.

Вот только в Европе Болонский процесс ругают не меньше, чем у нас. Так, в декабре 2009 года по Швейцарии прокатилась волна забастовок студентов. Учащиеся в университетах Цюриха, Базеля, Берна и Лозанны были возмущены "коммерциализацией учебы". Студенты, выбирающие сложную специализацию (и, соответственно, трудные дисциплины), показывают худшую успеваемость, чем те, кто выбрал легкие дисциплины и зарабатывают благодаря этому множество кредитов. Кроме того, есть проблемы с зачетом кредитов, полученных в другом вузе по студенческому обмену.

Сильнее всего критикуют Болонский процесс в Восточной Германии, поскольку после объединения страны школы бывшей ГДР перешли с двенадцатилетнего образования на тринадцатилетнее. Именно так работали школы на Западе страны. Но уже через несколько лет им пришлось переходить обратно на двенадцатилетнее обучение. Ведь именно оно считается нормой для стран Евросоюза.

Маркетинг для вузов

Кредитная система и введение предметов по выбору (со следующего года около четверти предметов украинские студенты смогут выбирать самостоятельно) позволит учащемуся остановиться на дисциплинах, максимально соответствующих его будущей профессии. Однако есть сомнения в реализации этой затеи — ведь она и в благополучной Швейцарии внедряется с перекосами. Кроме того, неизвестно, как поведут себя украинские преподаватели, лекции которых студенты посчитают скучными и "проголосуют ногами".

Кризис привел к сокращению рабочих мест, но постепенно потребность в сотрудниках будет увеличиваться. В Украине ощутится нехватка инженеров, программистов, полиграфистов, педагогов, тогда как почти все вузы страны "клепают" экономистов, финансистов, юристов, менеджеров. В последние три-четыре года повысился спрос на такие специальности, как прикладная математика, прикладная физика, информационные технологии, инженерная механика, электроника, компьютерная инженерия, полиграфия, химические и пищевые технологии и др. Но уже в ближайшем будущем потребуются специалисты в области молекулярной биологии, генной инженерии, нанотехнологий и т. д.

Тем не менее держава этого совершенно не учитывает. При распределении госзаказа в университетах государство дробит средства, заказывая всего понемногу. Чтобы сделать прорыв в экономике, правительству нужно сформулировать стратегию приоритетного научно-технического развития и уже в соответствии с этим направлять ресурсы в важные для страны отрасли. "Вузы должны продавать образование. Им необходимо проводить маркетинговые исследования, анализировать ситуацию на рынке труда, чтобы удовлетворять голод и на те специальности, которые появятся через пять лет", — отмечает Мендзебровский.

Сегодня большинство отечественных вузов слабо заинтересованы в конечном результате: абитуриенты к ним и так придут. Ведь сложно найти даже достоверную информацию о том, сколько процентов выпускников каких вузов трудоустраиваются по специальности. Но так будет не всегда — рынок образовательных услуг постепенно начнет становиться всё более прозрачным. Да и предстоящий переход армии на профессиональную комплектацию снизит численность желающих стать студентами. Так что вузам уже сейчас надо думать о том, как соответствовать требованиям рынка.

Кроме того, активно станут привлекать студентов из Украины зарубежные вузы. "Они заинтересованы в украинских абитуриентах по двум причинам: первая — это финансовая платежеспособность, вторая — потенциал. Сегодня на образовательные выставки приезжают представители таких рейтинговых университетов, как Queen Mary University, которые готовят специалистов по международному и коммерческому праву и занимают топовые позиции в рейтингах The Times Good University Guide и The Guardian University Guide 2010. Кстати, с представителем этого учебного заведения, а также многими другими можно пообщаться во время выставки "Лучшее в британском образовании". Она состоится в Донецке, Киеве и Днепропетровске 26–28 марта", — рассказала директор образовательного агентства DEC Наталья Тарченко.

Повышение авторитета образования возможно только в случае совместных усилий работодателей, вузов и государства. Без этого украинский диплом не будет цениться ни в Украине, ни за границей.

Мы доучиваем выпускников

Наталья Береза, директор по управлению персоналом оператора связи "МТС-Украина":

— Существует стереотип "рейтингового вуза", когда компании обращают внимание на такого выпускника и берут его автоматически на работу. Но в каждом конкретном случае подход должен быть индивидуальным. Рейтинг не всегда говорит о качестве образования выпускника. И красный диплом тоже не является показателем. Поэтому знания кандидата всегда надо проверять.

Недавно на собеседование к нам пришел выпускник с двумя красными дипломами, на носу у него была защита кандидатской степени. Однако уже через пять минут после начала разговора мы поняли: кандидат не сможет работать в коллективе. Это было видно по пренебрежительному отношению выпускника к собеседованию, манере вести беседу, резкому тону общения. Возникает вполне резонный вопрос: зачем компании дипломированный кандидат, который ни с кем в команде не уживется?

Украинское высшее образование не дает выпускнику в полной мере того, что нужно фирмам от кандидатов на входе. Собственно, поэтому и появился "Межкорпоративный университет". Мы доучиваем выпускников, претендующих даже на начальные позиции. Это помогает нам увидеть будущих сотрудников не только на собеседовании, но и в реальной работе. Такие кандидаты — tabula rasa ("чистый лист") — нам подходят. Мы даем им знания, необходимые для работы именно в нашей компании, и "затачиваем" их под свои бизнес-процессы.

"Межкорпоративный университет" мы создали вместе с компаниями "Вимм-Билль-Данн", "Метро" и Киевской инвестиционной группой. В нем мы обучаем студентов управленческим и коммуникативным навыкам, а также проводим стажировку в своих фирмах. Сейчас несколько выпускников университета уже приняты на работу, остальные получили предложения о продлении стажировки и зачислены в кадровый резерв компаний-участниц, то есть первые результаты этого проекта уже видны и ощутимы.

Напишем "разговорник"

Наталья Кривулина, менеджер по проектам компании СКМ:

— Не так давно мы стали партнером Европейского фонда образования в рамках проекта по разработке Национальной рамки квалификаций и профессиональных стандартов. Надеемся, другие работодатели присоединятся к этой инициативе, и мы — работодатели и вузы — совместно напишем "разговорник", который позволит нам говорить на одном языке.

Что касается самого "рецепта" хорошего образования, то, на наш взгляд, он выглядит так:

1. Умения. Основной задачей системы образования должна стать подготовка не только знающих, но и, прежде всего, мыслящих специалистов, способных к дальнейшему самообучению и саморазвитию. Умение самостоятельно учиться, искать, систематизировать и анализировать информацию, управлять своим временем и т. д. являются абсолютно необходимыми атрибутами современного успешного специалиста.

2. Навыки. Чтобы работодатель был доволен уровнем подготовки специалиста, в процессе обучения особое внимание должно уделяться развитию практических навыков.

3. Знания. Хотя наличие диплома не является основополагающим фактором, важность хорошего базового образования нельзя недооценивать.

4. Наставник. Для каждого студента, молодого специалиста в его профессиональной жизни очень важно найти человека, который поможет выстроить план персонального развития и подскажет, по какому пути нужно двигаться, "нарисует" дорожную карту.

Не забывать о традициях

Юрий Сватко, профессор Национального университета "Киево-Могилянская академия", член Национальной комиссии Украины в вопросах ЮНЕСКО:

— Цель Болонского процесса еще не достигнута и пока не вполне понятно, будет ли эффект. Наши европейские партнеры предпочитают учитывать и отстаивать идентичность и конкурентоспособность национальных образовательных систем. И позиция Украины, которая в данном вопросе не всегда отстаивает собственные интересы, вызывает у них удивление.

У нас есть собственные традиции образования, а также образовательная система, которая досталась нам по наследству от Советского Союза и по инерции готовит неплохих специалистов. Однако мы предпочитаем не использовать свой опыт, а начинать с чистого листа — и это вызывает недоумение у наших партнеров по Болонскому процессу.

Ведь в Европе все процессы основаны на принципах непрерывности традиций, истории, культуры. Тем более, если речь идет об университетских традициях. Дипломы ведущих вузов ценятся с оглядкой на историю университета, выдавшего этот диплом. А теперь вузам предлагается отказаться от всего этого.

КОММЕНТАРИЙ. Александр Данковский

ВСЁ ХОДИМ ПО ЦЕПИ КРУГОМ

В бытность мою студентом однокурсник-ливанец рассказал мне о соотечественнике, который окончил в СССР химфак, потом защитил кандидатскую диссертацию, вернулся на родину — и открыл ресторанчик. А регалии повесил над стойкой. "Зачем же было столько учиться?" — спрашивали его недоумевающие соплеменники, тоже получавшие образование в Союзе. Ответ был таков: Если бы я просто открыл ресторан, ко мне обращались бы так: "Эй, ты, пива!" А так говорят: "Доктор, пива, пожалуйста".

Тогда среди нас, студентов-девяностиков, бытовала шутка: диплом нужен, чтобы повесить его на стену. И из пятнадцати физиков-теоретиков, учившихся в моей группе, наукой занялись только два или три человека. А прочие стали программистами, руководителями компаний, преподавателями экономики… Или редакторами, как ваш покорный слуга.

Когда меня впервые принимали на должность журналиста, работодатель не интересовался, какая специальность фигурирует в моем дипломе с отличием. Лишь бы была "вышка".

Позже, когда уже я нанимал на работу сотрудников, меня и само наличие диплома не слишком интересовало. Ибо практика показала: некоторые выпускники журфака совершенно не умеют писать, зато неплохие журналисты получаются из бывших инженеров-механиков, геологов и даже пожарных. Лишь бы человек умел работать с информацией, логически мыслить и облекать мысли в слова. При этом даже толковых, вроде бы умеющих всё это делать студентов факультета журналистики приходилось доучивать и "затачивать".

Сейчас уже моя дочка является студенткой первого курса. И вот она вместе с подругами организовала "альтернативный университет". Название мое, а суть следующая: девушки пытаются учиться тому, чего им вуз не дает. Например, одна из них хорошо знает языки — и обучает других английскому и немецкому. А я этой компании читаю ознакомительные лекции по физике и математике. Всё добровольно, всё бесплатно. Причем им в жизни точные науки вряд ли пригодятся, да и я за полтора десятка лет многое подзабыл. "Племя младое, незнакомое" ищет не только практических знаний, но и широты кругозора, пытается быть образованным в старинном, восходящем ко временам Возрождения смысле слова. И меня это безумно радует.

А то, что происходит с нашим высшим образованием — безумно огорчает. Наши физики в начале 90-х стали массово кататься по миру (в основном, зарабатывая деньги лекциями в разных странах). О своих западных коллегах они рассказывали следующее: "Одни задачи они решают гораздо лучше, чем мы. Зато мы другие можем решить с помощью "молотка, зубила и какой-то матери" им на удивление. У нас слишком разные школы, поэтому мы — очень жесткие конкуренты". То же говорили и наши программисты, и наши математики. Это конкурентное преимущество страна стремительно теряет, пытаясь скопировать абстрактную "западную систему образования". А копия редко бывает лучше оригинала.

Может быть, именно поэтому Болонский процесс некоторые нынешние студенты обзывают "болванским". И некоторые вузовские преподаватели тоже.

А отдельные люди, занимающиеся бизнес-обучением, считают, что высшее образование вовсе изжило себя как форма. По их словам, в сверхбыстро меняющемся мире схема "за пять лет получил "инъекцию знаний" — и на всю жизнь хватит" уже не работает. И правильнее было бы выстраивать карьеру молодого человека следующим образом. После получения базового образования (школьного или чуть выше) — выход на пару лет в "большой мир", поиск себя, попытка посмотреть изнутри на ту стезю, которая со стороны казалась привлекательной: медицину, инжиниринг, юриспруденцию и т. д. Потом, если выбор профессии сделан осознанно, — обучение в течение двух-трех лет. Снова работа. При необходимости — опять обучение в течение года-двух…

Правда, внедрению этой схемы мешает множество факторов — от социальных до физиологических (в молодости новые знания усваиваются гораздо быстрее и проще, чем в зрелом возрасте). Возможно, двухступенчатая система "бакалавр—магистр" — первый шаг в этом направлении.

Автор: Максим Благонравин

Expert.ua
24.03.2010

Ведущие компании и учебные заведения Предложения от ведущих учебных заведений Украины и зарубежья. Только лучшие вузы, компании, образовательные курсы, школы, агентства.
Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Эдуард
К чему приравнивается диплом о высшем образовании советского образца?
Diana
...как быть студентам, которые заканчивают 5 курс специалиста? Этот диплом нужен им вообще или нет????
svitlana
про що ми говоримо?син закінчує 4 курс і сам змушений шукати місце проходження практики-організацію,яка має міжнародні зв,язки(напрямок-міжнародна економіка)(М.Полтава)

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Osvita.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!