Osvita.ua Высшее образование Статьи и аналитика Каким станет высшее образование к 2040 году
Каким станет высшее образование к 2040 году

В течение следующих десятилетий высшее образование встанет на путь беспрецедентных изменений

Каким станет высшее образование к 2040 году

Системы высшего образования и образовательные учреждения сильно отличаются от тех, какими они были 20 или 40 лет назад. Во всем мире высшее образование переживает изменения, которые можно назвать процессами интернационализации, глобализации, коммерциализации и массовизации.

Задумайтесь на минуту о том, что число студентов, обучающихся в высших учебных заведениях в настоящее время, превышает 200 млн человек во всем мире, по сравнению с 47 млн человек в 1980 году. По прогнозам, количество студентов к 2040 году превысит 660 млн человек, что составит 10% мирового населения в возрасте от 15 до 79 лет в 2040 году, по сравнению с 4% в 2012 году.

Глобальное развитие экономической и социальной сфер жизни общества имеют потенциал огромного влияния на будущее людей. Понимание и подготовка к целому ряду новых сценариев развития имеет первостепенное значение для высших учебных заведений по всему миру.

В течение нескольких следующих десятилетий, система высшего образования встанет на путь беспрецедентных изменений и преобразований, в независимости от скорости изменения экосистемы, в условиях которой система высшего образования функционирует. Существует целый ряд факторов, от развития технологий до урбанизации, влияние которых в ближайшие годы определит характер высшего образования в глобальном масштабе, режим его предоставления, а также правила игры участников и заинтересованных лиц.

Тенденции влияющие на развитие общества и экономики


В ближайшие 25-50 лет мегатренды, которые будут влиять на высшее образование в глобальном масштабе, обусловлены сочетанием результатов произошедших событий, с одной стороны, и реакций на эти события со стороны государств, обществ, рынков и самих высших учебных заведений с другой стороны.

Некоторые страны не нашли адекватных или сбалансированных решений проблемы старения и сокращения населения, и такие демографические тенденции, скорее всего, окажут долгосрочное влияние на производительность, социальную мобильность и динамику стран.

Увеличение возможностей личности, и, как следствие, растущий средний класс оказывают большее влияние на принятие решений в политических и деловых кругах. Политические и бизнес-решения часто являются ответом на потребительский спрос.

Новые технологии стремительно изменяют качество жизни миллионов людей, особенно в сельских и отдаленных районах. Использование новых инструментов и устройств изменяет устаревшие социальные нормы и отношения.

Временные и пространственные измерения, как преобразующие эффекты глобализации, постепенно раскрываются на наших глазах. Последствия влияния глобализации на образование еще реализуются, еще не завершены, отчасти, потому что высшее образование взаимосвязано и зависит от политической воли правительств.

Расходы правительств на высшее образование (по сравнению с общими расходами на образование) сокращаются. Например, по данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), доля расходов стран на высшее образование в 2000 году составляла в среднем 75%, а в 2011 году — 69% от общих расходов на образование.

В то же время, финансовый вклад студентов в их собственное образование быстро растет, как следствие возможного получения личной выгоды от диплома и научной степени.

Расходы правительств на исследования и разработку новых технологий смещаются в сторону финансирования прикладных, а не чисто научных исследований. В свою очередь, проекты «большой науки» все больше финансируются промышленностью и следуют стратегическим целям предприятий.

Все больше стран развивают двусторонние и многосторонние торговые и партнерские соглашения (например, транстихоокеанское партнерство), и отходят от таких концептуальных организаций, как ВТО и ООН.

В некоторых случаях, авторитет правительств в определении и решении основных социальных вопросов и задач подрывается из-за снижения доверия к общественным институтам (в том числе, к учреждениям высшего образования). Напротив, многонациональные компании играют более заметную роль в процессах принятия решений национальных правительств.

Увеличение политической и военной напряженности в различных регионах мира неизменно оказывает влияние на перспективы развития образования и повышает градус обсуждений проблем нехватки ресурсов и изменения климата.

Что эти тенденции означают для высшего образования?


На протяжении следующих нескольких десятилетий возникнет ряд определяющих элементов, которые окажут влияние на международное образование.

Доля людей, получающих высшее образование, будет расти, особенно в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. К 2040 году в большинстве таких стран эта доля превысит 60%. Это означает, что ранее не удовлетворенный спрос на национальное высшее образование в таких странах, как Китай, Индия, Бразилия и Индонезия, будет удовлетворен.

Спрос на обучение за рубежом, скорее всего, будет повышаться, хотя с более низкими темпами роста по сравнению с бумом конца 1990-х середины 2000-х.

Краткосрочные программы обмена (например, программа Европейской комиссии «Erasmus»), вероятно, будут поддерживаться правительствами, спонсорами и предприятиями, и студенты в полной мере осознают пользу таких программ.

Возникнут новые возможности обучения за рубежом и это будут программы по двухстороннему обмену студентами (например, американские студенты мексиканского происхождения учатся в Мексике и наоборот; взаимное перемещение немецких и польских студентов). В частности, эти программы будут развиваться благодаря возрастающей роли диаспор в открытии новых источников экономической и познавательной деятельности.

Многие страны, которые стремятся стать образовательными центрами для иностранных студентов либо преуспеют в этом, либо полностью исчерпают себя.

Страны, лидирующие в международном образовании, скорее всего, останутся конкурентоспособными. Эти доминирующие страны могут столкнуться с возросшей конкуренцией со стороны, например, Китая, Малайзии или Сингапура.

Образовательные системы глобально связаны между собой, как и многие другие отрасли предоставления услуг. То, что происходит в одной области, находит отклик в другой. К 2040 году высшее образование станет сильнее связанно со смежными отраслями (например, средства массовой информации, телекоммуникации и профессиональные услуги). Подразумевается, что образование будет контролироваться меньшим количеством игроков, чем сейчас, и это повлияет на конечный выбор студентов в вопросах международной мобильности.

Все чаще научные начинания (в том числе проекты «большой науки») будут определяться международным межотраслевым сотрудничеством. Подразумевается, что эта вероятная концентрация исследований повлияет на конечный выбор специализации перспективных студентов и научно-исследовательский потенциал многих образовательных учреждений.

Возрастут в размерах и станут более сложными стратегические партнерства образовательных учреждений и систем (например, программа по обмену студентами университетов Монаш и Уорвик; сотрудничество французской бизнес школы INSEAD с университетами Уортон, Цинхуа, Колумбийским университетом и Массачусетским технологическим институтом).

Массовые открытые онлайн-курсы (МООC) затронут все отрасли образования, при этом возникнут многоотраслевые партнерства. В долгосрочной перспективе, МООС повысят качество своих услуг и будут рассматриваться как дополнительный источник получения образования.

Образовательные и квалификационные стандарты станут типовыми и, вероятно, усредненными для стран — торговых партнеров. Эта тенденция, вероятно, усилит международную студенческую мобильность. При этом стоимость программ обучения, репутация и имидж образовательного учреждения так же будут влиять на конечный выбор студентов.

Предоставление частного образования и личное участие в образовании распространятся по всему миру. Разница между государственными и частными поставщиками образования станет менее заметной за счет сокращений расходов правительств и увеличений частных взносов. Пропасть между крупными, элитными, коммерческими, квази-государственными университетами и остальными будет увеличиваться. Это может вызвать слияние образовательных учреждений и повлиять на выбор места обучения иностранными студентами.

Смерть или бум?


Многие утверждают, что высшее образование находится в состоянии постоянного изменения. Число студентов, поступающих в высшие учебные заведения, в том числе тех, кто учится за границей, будет продолжать расти в ближайшие годы, если не случится крупных конфликтов или финансовых кризисов, что может помешать мобильности людей.

В зависимости от мировой динамики развития, прогнозируемое количество иностранных студентов, получающих высшее образование, в 2040 году может составить от 9,1 млн человек (низкий рост) до 12,3 млн человек (средний рост) и до 15,7 млн человек (высокий рост). 

Для многих, университетское образование за рубежом по-прежнему будет популярным способом эмиграции. Такие страны могут извлечь значительные выгоды от использования квалифицированных иммигрантов, особенно, потому, что не нужно вкладывать средства в начальное и среднее образование для этой категории людей.

Студенческая мобильность


Анализы международных торговых данных и глобальных потоков иностранных студентов в течение нескольких лет говорят о географическом смещении в студенческой мобильности.

По данным ЮНЕСКО, в 2000 году 25% иностранных студентов высших учебных заведений по всему миру приехали из Восточной Азии и Тихоокеанского региона. Их доля увеличилась до 33% к 2012 году. В 2040 году доля иностранных студентов из этих регионов может составить от 43% до 47% от общего количества международных студентов.

К 2040 году развивающиеся страны, пик экономического роста которых придется на вторую половину 21-го века, будут устанавливать новые стандарты и изменять мировой порядок. Будь то страны Южной и Западной Азии, Центральной Азии или Центральной Европы, в течение ближайших пятидесяти лет они установят новый порядок международного образования. В список таких стран входят Египет, Иран, Польша, Румыния, Венгрия, Казахстан, Нигерия, Куба, Колумбия и Чили.

В Китае и Индии в настоящее время существует неудовлетворенный спрос на высшее образование в количестве около 30 миллионов молодых людей для каждой из этих стран. Этого количества достаточно, чтобы поддерживать отрасль международного образования на плаву в течение нескольких лет. Как только этот спрос будет удовлетворен, примерно в 2025 году, международная мобильность студентов изменится (при условии, что все остальные элементы этого сложного уравнения останутся неизменными). Для ведущих стран этой отрасли, замена рынков Китая, Бразилии или любой другой густонаселенной страны, отправляющей студентов на обучение за границу, станет проблемой.

Более двух поколений студентов из Восточной Азии и Тихоокеанского региона проходят обучение за рубежом. Можно предположить, что существуют некоторые укоренившиеся ожидания студентов из азиатских стран от зарубежного высшего образования; для других студентов, предложений высшего образования на внутреннем рынке достаточно, например, для большинства студентов из Австралии, США или Великобритании. Им хватает короткой зарубежной поездки.

Постоянно растет число иностранных студентов из Южной и Западной Азии — 7% в 2000 году и 10% в 2012 году. Их количество вырастет до 14% или 15% к 2040 году. Количество студентов из Центральной и Восточной Европы также будет расти.

Основные изменения, происходящие на глобальном уровне, будут оказывать весомое влияние на планирование, финансирование, предоставление и гарантирование качества высшего образования по всему миру. Очень важно, чтобы специалисты, занятые в отрасли высшего образования шли в ногу с будущими изменениями, и активно регулировали стратегии международного образования в соответствии с изменяющимися обстоятельствами.

Такие рынки, как Китай, Индия или Бразилия, к 2040 году заменит не один рынок, а, скорее всего, несколько. Таким образом, в долгосрочной перспективе, институциональные стратегии привлечения студентов должны учитывать прошлые и текущие тенденции, а так же включать планы борьбы с неожиданными событиями или обстоятельствами. Как, например, с азиатским финансовым кризисом 1997 года, который негативно повлиял на образовательные учреждения стран, принимающих иностранных студентов из Азии.

Для образовательных организаций и правительств большое значение имеют эффективные и хорошо налаженные стратегические партнерства, соглашения о сотрудничестве в различных областях, соответствующие национальные приоритеты и согласованные политические цели.

Межнациональная мобильность студентов, преподавателей, навыков и идей будет зависеть от того, как образовательные учреждения, правительства и другие заинтересованные стороны будут определять и развивать подобные партнерства и соглашения. Эти усилия будут также влиять на общемировое положение образовательных учреждений.

А. Кальдерон, главный советник по планированию и научно-исследовательской деятельности Королевского мельбурнского технологического института, Австралия.

universityworldnews.com
25.09.2015

Ведущие компании и учебные заведения Предложения от ведущих учебных заведений Украины и зарубежья. Только лучшие вузы, компании, образовательные курсы, школы, агентства.
Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Нет комментариев

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Osvita.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!