Osvita.ua Высшее образование Статьи и аналитика Егор Стадный: Украинские реалии начисления стипендий
Егор Стадный: Украинские реалии начисления стипендий

Внештатный советник министра образования рассказал о прогрессивной системе начисления стипендий

Егор Стадный: Украинские реалии начисления стипендий

Когда украинское образование станет, как в Европе, а стипендия студентов обеспечит им возможность более-менее нормально жить, а также о консервативности университетской среды, которая препятствует реформированию отрасли, FaceNews рассказал внештатный советник министра образования и науки, руководитель образовательных программ Центра исследования общества Егор Стадный.

Когда в Украине будет образование европейского образца и европейского уровня? Кто и что должен для этого сделать?

Кто и что — это вопрос, я думаю, на часы разговора. Но как только мы сможем брать на себя ответственность и у нас между Министерством образования и отраслью будет налажен эффективная коммуникация... Потому что есть огромная проблема, на мой взгляд, с тем, что люди а) не понимают цели, б) не понимают, как под эту цель подстраиваются инструменты. Студенты со стипендиями усматривают экономию. Преподаватели всех обязательных дисциплин видят попытку их сократить. То есть, у нас есть вот такое вот непонимание во многих вопросах. Я думаю, что министерству и его службе связей с общественностью нужно существенно пересмотреть свою политику информирования общества и всех участников процессов о том, какие есть намерения и какова последовательность использования тех или иных инструментов, чтобы реализовать эти намерения.

Когда наши стипендии будут соответствовать прожиточному минимуму?

Согласно норме нового закона, академические стипендии для минимум двух третьих и максимум трёх четвертей бюджетников в университете — а, фактически, в группе — должны выдаваться по рейтингу. Минимум — прожиточный минимум, такая тавтология выходит. И есть социальные стипендии, которые отдельно подсчитываются. При такой системе у нас высока вероятность того, что академическую стипендию, которую должны получать за успехи в учёбе, будут получать люди со средним баллом «три». Потому что это рейтинговая система и потому что это должны быть как минимум две третьих в группе. Возникает диссонанс.

У меня есть своё мнение по поводу того, что мы должны вместо этого делать со стипендиями. Академическая стипендия у нас уже давным-давно превратилась в вариант материальной социальной помощи на самом деле, она не выполняет функции награды за успешное обучение. Мы должны всё поставить на свои места. Это, кстати, к вопросу о том, когда мы приблизимся к Европе: в этой сфере мы просто вплотную встанем в один ряд с европейскими странами. Академическая стипендия должна предоставляться действительно и исключительно за достижения в учёбе, причём эти достижения в учёбе должны быть действительно выдающимися. Предоставление её, по моему мнению, должно проводиться как проводится выдача стипендий для обучения за границей, когда есть независимая комиссия, куда подаётся пакет документов каждого аппликанта, рассматривается, насколько кто является лучше и мощнее. По моему мнению, средний балл «пятёрка» — это базовое требование. Потом люди должны соревноваться между собой достижениями в науке, искусстве и спорте. Может, у кого-то уже есть научные публикации. А достижения в искусстве и спорте — это, конечно же, для учебных заведений соответствующего профиля.



Вместе с тем, я прекрасно осознаю, что есть немалое количество студентов, для которых вот эта академическая стипендия является одним из средств для выживания. Поэтому теперь речь пойдёт о социальной стипендии. Мы её должны рассматривать исключительно в категориях доступа к высшему образованию. Если на сегодня академическую стипендию получает 640 тысяч студентов из двух миллионов, то социальную стипендию получает 39 тысяч, что меньше, чем 2%. Ракурс должен быть кардинально другим.

Основной вес должен быть перенесён именно на социальную стипендию, которая рассматривается как средство доступа к высшему образованию, и основной принцип, которого здесь нужно придерживаться — это принцип адресности. Не всем понемногу, но мы должны принимать во внимание доход той семьи, которая содержит студента. Причём я говорю очень обтекаемо, потому что иногда не родители содержат студента, иногда он сам себя содержит, и у него тоже должен быть доход. Это базовый принцип для всех стран Евросоюза, тут я полностью отвечаю за свои слова, так как в этом разбираюсь очень хорошо.

Этот параметр, а ещё один — где проживает студент. В идеале, прожиточные минимумы должны отличаться от города к городу. У нас есть университеты даже в Глухове, а есть — в Киеве. Стоимость проживания в Глухове и в Киеве отличается. Это идеалистическая модель, потому что на данный момент у нас не разработаны ни настоящие показатели прожиточного минимума, ни показатели прожиточного минимума для разных городов. Поэтому нам нужно оперировать, во-первых, доходом семьи, а во-вторых, наличием или отсутствием собственного жилья и расстоянием этого жилья от университета.

Подход, что помогать нужно тому, чей доход ниже прожиточного минимума — неправильный подход. Во-первых, у нас прожиточный минимум является полностью абсурдным, не откалиброванным, не отличается от города к городу и так далее. Нам нужно установить определённую планку. Возможно, установить определённые коэффициенты — к примеру, есть ли жильё, или нет, и как далеко оно находится от учебного заведения — и разбить студентов на определённые категории. Я прихожу, приношу определённые справки — и попадаю в ту или иную категорию, до границы, после которой я социальную стипендию уже не могу получать. И тогда мы получим группы: наиболее социально незащищённых, просто незащищённых, лучше защищённых и ещё более защищённых, но всё равно до этой границы. И каждая из этих групп должна получать разный размер социальной стипендии.

Тут нужно всегда накладывать украинские реалии. В украинских реалиях бюджета на все вот эти категории может не хватить. Это означает, что в первую очередь нужно обеспечивать наименее защищённых. Потом по очереди каждую группу, заканчивая наиболее защищёнными.

Ещё одна украинская реалия — уровень дохода в семьях. У нас отсутствует культура декларирования настоящих доходов. Это — одна из наибольших проблем. Я осознаю, что она будет ставить палки в колёса при введении такой системы. Но есть и свои средства противодействия. У нас не только Министерство образования заинтересовано в том, чтобы культура декларирования настоящих доходов появилась. У нас в этом заинтересованы, на самом деле, абсолютно все граждане Украины. Если мы хотим, во-первых, иметь нормальный бюджет с нормальной доходной частью, во-вторых, преодолеть коррупцию. Так что эта инициатива со стипендиями идёт в общей волне.

Реально ли изменить систему начисления стипендий уже в 2015-м, если родители студентов продолжат получать «серую» и «чёрную» зарплату?

Это угроза, на которую нужно искать ответ. Наверное, наилучшим помощником станет оригинальность. В Киево-Могилянской академии в год поступления две тысячи какой-то подалось аномально большое количество льготников. И могилянцы приняли оригинальное решение: они разослали всем абитуриентам, которые заявили о своей льготной категории, сообщение, что их документы переданы в Службу безопасности для проверки их правдивости. Количество тех абитуриентов, которые сразу же забрали свои документы, было просто поразительным. Такая тактическая хитрость подействовала. Так что нам в этом случае нужно искать оригинальности. Мы не должны опускать руки только потому, что мы не можем внедрить эффективную модель, потому что у нас вот, мол, такая страна. Тогда встаёт более глубокий вопрос: может, эта страна просто плохо построена, если у нас нельзя ни того, ни другого внедрить?

Сейчас в рамках министерства работает рабочая группа, где преимущественное большинство участников — студенты, что аномально для таких групп. Они призваны выработать новый механизм стипендиального обеспечения. Я со всех сторон старался предоставить им материалы, международный контекст, отчёты разнообразные, чтобы они имели больше знаний из этой сферы. Но каков будет результат и когда — я не знаю.

То есть, каждый студент может прийти и принять участие в этой рабочей группе, или как это будет происходить?

Рабочая группа вообще задекларировала, что она будет открыто работать, и, я думаю, все желающие могут прийти и там присутствовать. Там даже не стоит ожидать, что будет какая-то скрытность... Им бы в первый раз собраться, потому что там люди из разных городов.

Ещё один нюанс: как я уже сказал, в реформах образования всегда присутствует цикличность. Это означает, что изменения коснутся только начиная со следующего первого года обучения. Те, кто придут на первый курс — у них будет по новому принципу стипендия, а те, кто на 2, 3, 4 курсе и на 2 курсе магистратуры — у них по старому принципу.

О каких объёмах денег будет идти речь, если будет эта реформа стипендиального обеспечения? Откуда возьмутся деньги на нововведения?

Академическая стипендия должна быть обязательно больше, даже не прожиточный минимум. Если у человека действительно выдающиеся достижения в учёбе и в науке, и если мы пытаемся остальных тоже простимулировать, чтобы такие достижения были, то сумма должна быть очень соблазнительная. Я не говорю о космических суммах... Я боюсь сейчас называть цифру, я аналитик и я знаю, что это нужно считать. И нам эту сумму на академическую стипендию можно будет высчитать только после того, как мы разобъём градацию для социальной стипендии. Потому что, как по-мне, первостепенной является социальная стипендия, как средство доступа к высшему образованию, а остальное уже мы можем разбивать.

Хорошо, не в цифрах, но фактически, что можно будет на эту социальную стипендию себе позволить?

Проживание, питание, проезд — три статьи, которые для разных категорий в разном объёме будут обеспечиваться. Общий объём средств, предусмотренных в бюджете на стипендию, является неизменным. Я порекомендовал министерству занять принципиальную позицию: оставить этот объём неизменным. Мы изменим принцип распределения в рамках этой суммы. Когда журналист одного из каналов выхватила фразу из контекста и сообщила, что стипендию будут получать только бедные, то это вызвало сумасшедшую волну непонимания. Чтобы сбить эту волну, я хочу подчеркнуть: общий объём денег остался неизменным. Это те же самые пять с лишним миллиардов гривен в год.

И они есть в новом бюджете на 2015 год, их не урезали?

Они даже есть в большем объёме. Почему в большем, и почему не точная сумма — потому что этой суммы нет отдельной строчкой в бюджете, она зашита в подготовку кадров того или иного уровня аккредитации. Это у нас не только под МОН, у нас ещё есть Минкульт и Министерство охраны здоровья, но поскольку эти статьи стали больше, чем в бюджете 2014-го, то можно говорить, что сумма на стипендии стала больше.



Нина Ходоривская. Полную версию интервью см. на сайте FaceNews по следующей ссылке.

Освіта.ua
09.02.2015

Ведущие компании и учебные заведения Предложения от ведущих учебных заведений Украины и зарубежья. Только лучшие вузы, компании, образовательные курсы, школы, агентства.
Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Нет комментариев

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Osvita.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!