Osvita.ua Высшее образование Статьи и аналитика Частное образование: для нас - необычое, за рубежом – лучшее
Частное образование: для нас - необычое, за рубежом – лучшее

Возможно, именно негосударственные вузы станут для нас той альтернативой, которая поможет сбалансировать ситуацию в высшем образовании

Частное образование: для нас - необычое, за рубежом – лучшее

Рейтинг 200 лучших высших учебных заведений мира 2012/2013 годов был недавно опубликован международным информационным агентством Thomson Reuters совместно с британским изданием Times Higher Education. Примечательно, что более половины вузов первой десятки - частные.

На вершине списка оказался Калифорнийский технологический институт, который обошел многолетнего лидера - Гарвардский университет. Последний, неожиданно для всех, занял лишь четвертое место, уступив товарищу по «Лиге Плюща» - Стэнфорду - и британскому Оксфорду. Шесть из семи американских вузов первой десятки являются частными - в отличие от Оксфорда, Кембриджа и Имперского колледжа Лондона, которые курирует правительство Туманного Альбиона (в Великобритании 99% высших учебных заведений являются государственными). С полным рейтингом можно ознакомиться на сайте издания: www.timeshighereducation.co.uk.

Независимое высшее образование - признак элитарности


США имеют наиболее развитую систему частного высшего образования, в то время как Европа славится независимой доуниверситетской подготовкой. Английские частные школы признаны одними из лучших в мире, а знаменитые Оксфорд и Кембридж, хотя и считаются государственными университетами, не имеют бюджетных мест. Студент должен оплатить обучение самостоятельно или доказать хотя бы одной комиссии из многочисленных фондов и общественных организаций, что он достаточно умен и талантлив для получения стипендии. Разница между такими формами обучения только в цене: за год обучения в престижном вузе Великобритании придется заплатить от 6 до 15 тысяч фунтов, а образование в Принстонском университете в США (кстати, шестой в рейтинге) будет стоить около 37 тысяч долларов за тот же период.

Правда, следует отметить, что сейчас прослеживается гуманная тенденция: даже самые престижные частные университеты учитывают потребности талантливых студентов из малообеспеченных семей, постепенно вычеркивая лишние нули из своих прейскурантов. Нередко руководство университетов относится с пониманием к абитуриентам, которым не хватает денег на обучение, и дает скидки-стипендии, которые могут достигать и половины стоимости программы обучения. Кстати, такая практика распространена и среди некоторых украинских негосударственных высших учебных заведений.

Основным аргументом в пользу именно частного образования западные специалисты называют индивидуальный подход к каждому: организация творческих мастерских и собственных проектов вместо скучных лекций, привлечение студентов в учебный процесс как полноправных его членов, а не посторонних слушателей. По сути, образовательные услуги являются товаром, который абитуриент, так или иначе, приобретает. Задача вуза - оставить клиента довольным. Да и сами студенты, которые отдали заработанные своим трудом деньги за возможность учиться, вряд ли будут относиться к ним легкомысленно. В сам механизм поступления в частное высшее учебное заведение уже заложено понимание ценности будущего диплома. Он является символом принадлежности к социальной элите общества, которой достигаешь благодаря тяжелой работе.

Даже Индия - страна с очень высоким уровнем неграмотности среди населения - очень внимательно относится к организации системы независимого образования. Индия не может охватить обязательным образованием всех своих граждан, количество которых давно перевалило за миллиард. С юридической точки зрения, содержать независимую школу в Индии могут только некоммерческие сообщества, получившие специальную лицензию от правительства. Частные школы стали весомой альтернативой государственным, особенно благодаря тому, что качество обучения в них выше, а учебный процесс ведется на английском языке.

Мнение студентов: взгляд изнутри


«Мне кажется, было бы неплохо поговорить о преимуществах и недостатках студенческой жизни в частном колледже», - пишет юная блогер Карли на сайте www.seventeen.com. Девушка отмечает, что можно считать как положительными, так и отрицательными одни и те же характерные черты маленьких частных учебных заведений, не говоря уже о гигантах «Лиги Плюща».

«На ограниченной территории почти невозможно потеряться, но и места для прогулок немного. Меньше людей - одновременно и знаешь всех, и хочется больше новых лиц. Меньше вечеринок, но каждая из них особенна. Большие комнаты для проживания - и они дороже, чем обычное общежитие. Ассортимент блюд ограничен - но качество лучше. Пусть эти особенности кажутся маленькими и бессмысленными, но они действительно имеют значение!», - убеждена Карли.

Частное образование уже давно пустило крепкие корни в Восточной Европе. Например, в Будапеште уже четверть века действует успешная школа бизнеса IMC Graduate School of Business, где за 17 месяцев можно получить степень MBA - магистра делового администрирования. Особенностью этого учебного заведения является получение выпускниками сразу двух дипломов - европейского и американского.

«Здесь вообще отсутствует популярное среди наших соотечественников понятие «от сессии до сессии живут студенты весело», - поделилась в интервью изданию «Обучение за рубежом» российская студентка Юля, которая училась в IMC. - В течение всего семестра нам иногда приходилось корпеть над книгами по 20 часов в день, чтобы успеть подготовиться ко всем лекциям. Времени на подготовку мало, а экзамены проводятся дважды в семестр – в середине и в конце, при этом график занятий не меняется. Кроме стандартных лекций, мы разбирали «кейсы», то есть разные ситуации, а также готовили совместный групповой проект. Целью такого проекта было получение знаний путем собственных исследований, а затем презентация результатов перед всеми студентами и приглашенными представителями компаний, которые имели возможность лучше присмотреться к успехам студентов и, возможно, выбрать будущих сотрудников...».

В нашем, постсоветском мире, отношение к высшему образованию немного иное. Мы уверены, что государство должно обеспечивать себя молодыми специалистами. «Хоть куда, а поступлю, лишь бы на бюджет!» - вот как тешат себя владельцы не очень блестящих школьных аттестатов. И поступают, чтобы через несколько лет пополнить ряды армии «недоспециалистов».

К сожалению, большое количество бюджетных мест не всегда является положительным явлением. С одной стороны, от образования никуда не деться, и даже самые бездельники немного активизируются во время сессии. Но с другой - к тому, что легко досталось, люди обычно не относятся с соответствующим уважением.

Не потому ли ни один украинский университет не вошел даже в пятую сотню рейтинга Times Higher Education? Самую высокую среди наших вузов оценку получил Киевский национальный университет имени Т.Г. Шевченко: он расположился в группе 501-550.

Пора привыкать, что государство за нас учиться не будет, и высшее образование по принципу «для галочки» или «так принято» - никому не нужно. Возможно, именно частные вузы станут для нас той альтернативой, которая поможет сбалансировать ситуацию.

Виктория Скрипник, студенческий Медиа-центр Университета «Украина», для Освіта.ua.

Освіта.ua
22.01.2013

Ведущие компании и учебные заведения Предложения от ведущих учебных заведений Украины и зарубежья. Только лучшие вузы, компании, образовательные курсы, школы, агентства.
Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Demetri Kotlyar
Очень правильно написано!!! "Вища освіта для галочки" - бич нашей страны. Проблема лишь в том, что если у украинского брата забирать, то к чему он уже привык, и воспринимает как должное он уже это не отпустит без кулаков. Вдобавок, мгновенный переход в политическую плоскость, где воля наша слаба от глупости и исторического увечья.

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Osvita.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!