«Мы будем решительно бороться с «торговцами дипломами»

Председатель Государственной инспекции учебных заведений Украины (ГАК) Михаил Гончаренко - о том, как контролируют качество образования, за что вузы могут наказать и о моде на гимназии и лицеи

«Мы будем решительно бороться с «торговцами дипломами»

Созданную в апреле этого года указом Президента Государственную инспекцию учебных заведений Украины ее председатель Михаил Гончаренко называет не карательным органом, а «диагностическим центром». Здесь планируют не только осуществлять проверки, но и определять слабые места и проблемы системы украинского образования, искать пути их решения и готовить соответствующие предложения и наработки по устранению тех или иных недостатков в образовательной сфере для Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины. И уже как крайний шаг, учебное заведение, случается, могут наказать. О том, за что вуз может лишиться лицензии, когда реально начнется процесс укрупнения университетов и оправдывает ли себя практика переименования школ в гимназии и лицеи, Михаил Гончаренко рассказал в эксклюзивном интервью «УМ».

- Михаил Федорович, как мы пережили нынешнюю вступительную кампанию? Нарушений выявили много?

- На последней коллегии Министерства образования, науки, молодежи и спорта рассматривали вопрос о проведении вступительной кампании-2011. До этого заседания инспекция проанализировала работу 93 вузов почти из всех регионов Украины. В частности, было рассмотрено 39 жалоб, которые поступили от общественных организаций и граждан. В основном жаловались на то, что кому-то искусственно завысили балл, кому-то не учли льготу, а кого зачислили незаконно. Но после проверки подтвердились только 13 случаев. Это свидетельствует о том, что информация о злоупотреблениях во время вступительной кампании - очень преувеличена. Например, в одном случае не подтвердились жалобы о «липовых» льготниках. Зато были случаи, когда за абсолютно одинаковые работы одному абитуриенту поставили 12 баллов, а другому - 8. А в одном из киевских колледжей обнаружили работу по украинскому языку, где даже не были исправлены грамматические ошибки, но стояла максимальная оценка. Как следствие, в одном из киевских вузов студентку, которую зачислили неправомерно, отчислили.

- Были ли с начала нового учебного года случаи закрытия учебных заведений?

- Да. По результатам проверок в предыдущем учебном году двух частных вузов, на последнем сентябрьском заседании Государственной аттестационной комиссии было принято решение аннулировать их лицензии. Это Киевский институт социальных и культурных связей имени Святой княгини Ольги и Украинский финансово-экономический институт (тоже находится в столице). В этих вузах был низкий уровень кадрового обеспечения, недостаточная учебно-методическая база, проблемы с лекционной нагрузкой на преподавателей, а также низкий уровень успеваемости студентов, который обнаружили после написания министерских контрольных работ.

     

На сегодняшний день инспекция готовится к участию в очередном заседании ГАК, где представит на рассмотрение вопрос об аннулировании лицензий еще не менее четырех учебных заведений (в том числе одного филиала национального вуза). С точки зрения корректности пока я не хотел бы их называть. И думаю, что они будут не последними, ибо мы решительно настроены бороться с некачественным образованием и вузами, которые в народе называют «торговцами дипломами».

- Два названных вами вуза - это новые  заведения?

- Нет, они работали уже более десяти лет. Как правило, новое учебное заведение, наоборот, старается, предоставлять, качественные образовательные услуги, хочет хорошо себя зарекомендовать. Если вуз получил лицензию, после завершения цикла обучения - первого выпуска, он должен пройти аккредитацию, то есть проверку качества образования. Поэтому к первой аккредитации они, как правило, очень тщательно готовятся, стараются держать марку. А уже потом - нередко теряют бдительность по качеству образования, которое оказывают.

- Какая судьба ждет студентов ликвидированных вузов? Видимо, они уже и деньги заплатили за обучение ...

- Эти дети обязательно будут иметь возможность доучиться и получить дипломы - министерством предусмотрено, что студентов таких вузов будут забирать другие университеты. Места для дальнейшего обучения им предоставят в течение нескольких месяцев.

- Во время нынешней вступительной кампании в Украине были вузы, в которые ни один абитуриент не подал заявления, еще больше было вузов, куда подано лишь 20-30 заявлений. Определенную роль здесь сыграла демографическая ситуация, но с другой стороны - это является показателем популярности этих вузов. Какие выводы будете делать из этой ситуации?

- Эта ситуация сама по себе свидетельствует, что желающих поступить в высшие учебные заведения на сегодня меньше, чем мест в вузах, и поэтому, конечно, абитуриенты пытаются поступить в известные университеты. Сама по себе ситуация создает здоровую конкуренцию. Несмотря на количество поступающих, любой вуз до окончания срока действия лицензии может продолжать свою деятельность. Мы их за это не будем наказывать. Они и так наказаны. Ибо если вуз не добрал студентов, особенно частный, его рентабельность падает, он не может оплатить аренду помещения, не может пригласить известных специалистов для чтения лекций, или обеспечить обучение необходимыми информационными источниками …

Но если инспекция при проверке обнаруживает недоиспользование лицензионного объема или отсутствие набора в течение нескольких лет - это является основанием для отмены лицензии. Но поскольку этот год является годом демографической «ямы», делать выводы именно по его результатам было бы поспешно.

- Сеть высших учебных заведений в Украине чрезвычайно раздута - их у нас более 800. Уже не первый год говорят о необходимости укрупнения университетов. Когда реально может начаться этот процесс?

- Этот процесс уже идет. Например, в Кривом Рогу объединились учебные заведения, в Закарпатье четыре университета сливаются в один. Но реально процесс оптимизации вузов будет заметным после введения в действие новой редакции Закона Украины «О высшем образовании», где это предусмотрено.

- Можете ли вы влиять на стоимость обучения в частных учебных заведениях?

- Нет, не можем. Согласно Закону Украины «О высшем образовании», финансирование частных учебных заведений осуществляется их владельцами и основателями. Государственного финансирования частные вузы не имеют, и поэтому осуществлять финансовый контроль над ними могут только налоговые органы.

Это уже дело самого студента - выбирать вуз по карману. Устраивает сумма - вы вступаете, не устраивает - вступаете в другой. Но тут есть такой момент: низкая стоимость обучения очень часто может свидетельствовать о низком уровне образовательных услуг. Ведь если в вузах не преподают доктора и профессора, а лекции читают ассистенты и старшие преподаватели, то стоимость обучения, конечно, будет низкой. Поэтому мы рекомендуем все же не бояться испытывать свои силы и поступать в государственное учебное заведение на госзаказ. Тем более что сейчас абитуриент имеет возможность подавать документы сразу в несколько вузов, а следовательно, максимально использовать свои возможности по вступлению.

- А в частных школах, где профессоров нет, как там формируется цена?

- В частной школе должно быть достаточное количество кабинетов для обучения, спортивный зал, столовая, соответствующее обеспечение литературой и компьютерами, оборудованные лабораторные помещения и т.д.. Все это формирует стоимость обучения. Но если в школе вместо одного иностранного изучают несколько языков, если есть дополнительные факультативные занятия - это все требует привлечения дополнительных специалистов и, соответственно, может увеличить стоимость учебного процесса. Поэтому в частной школе обучение может быть дешевым только при активной поддержке спонсоров. Тогда действительно родители могут платить меньше, потому что какую-то часть расходов покрывают спонсорские взносы. И это прекрасно, потому что позволяет детям разных социальных слоев получать образование в этом учебном заведении.

- К вам обращаются родители с жалобами на поборы в школах?

- Такие обращения происходят регулярно. Вы же понимаете, социальное расслоение у нас есть ...Мы проверяем эти факты. И если обнаруживаем их, то вместе с министерством реагируем. Директору это грозит наказаниями - от выговора до увольнения с работы. А если факты собрались серьезные, то против него даже может быть возбуждено уголовное дело. Но за те три месяца, что я возглавляю инспекцию, таких серьезных нарушений выявлено не было.

- Сегодня школы нередко начинают себя называть лицеями или гимназиями. Насколько оправдано такое переименование и нужно ли школе выполнить какие-то условия, чтобы стать, например, гимназией?

- Процесс массового переименования общеобразовательных учебных заведений начался не сегодня. Сегодня мы уже «пожинаем» его урожай, ведь во многих случаях имеем ситуацию, когда гимназия или лицей ничем не отличаются от обычной школы. А так не должно быть.

Согласно законодательству, лицеи, гимназии, коллегиумы - это специализированные общеобразовательные учебные заведения, профильные, то есть те, которые обеспечивают специализацию учащихся в отдельных областях знаний. В эти учебные заведения, в отличие от обычных школ, осуществляется конкурсный прием детей на обучение. Отбирают лучших, сильнейших учеников.

Но из-за этого имеем проблему: несколько школ, находящихся в пределах одного микрорайона, получают статус лицея, гимназии, и лишь одна школа остается обычным общеобразовательным учреждением. Детей, живущих возле школы, которая уже стала гимназией, учиться туда просто так уже не возьмут. Соответственно, и одна-единственная школа, которая принимает на обучение, так сказать, всех, является переполненной. Хотя качество обучения там может быть и не хуже.

А нужно ли школе выполнить определенные условия, чтобы называться гимназией или лицеем, - да, несомненно. Во-первых, в таком заведении должна быть создана материально-техническая база, которая отвечала бы заявленному профилю или специализации, соответствующее кадровое и учебно-методическое обеспечение. Во-вторых, должны быть разработаны такие правила приема учащихся на обучение, которые обеспечивали бы действительно конкурсный отбор на обучение одаренных детей. Если такое учреждение создают в сельской местности, то необходимо организовать подвоз школьников или так называемый «пришкольный интернат». Впрочем, как выявлено в ходе проверок, большинство указанных организаций создано с нарушениями установленных требований - например, решениями местных органов управления образованием. А нужно - решением или распоряжением председателя областной госадминистрации (в Киеве и Севастополе - городской). В-третьих, для организации учебно-воспитательного процесса в указанных учреждениях подбирают специальные учебные планы (утверждены МОН), учебники, программы.

И, конечно, эти заведения должны обеспечивать высокую результативность обучения, чего во многих случаях, к сожалению, нет.

Лина Тесленко

Україна Молода
25.11.2011

Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Рома
Например, Запорожский национальный университет: физика - 4304, математика - 4574; Львовский национальный университет им. И. Франко: педагогические специальности - 3325; театральное и музыкальное искусство, хореография - 2909; химия, геология, математика, механика, физика, прикладная математика, системный анализ, микро- и наноэлектроника - 4852; НУ Львовская политехника: прикладная физика - 3400; прикладная математика, информатика, инженерное материаловедение - 3900 Приднепровская государственная академия строительства и архитектуры: экология - 4425; Тернопольский национальный технический университет: сварка, пищевые технологии - 4500; инженерная механика, машиностроение - 4800. Примеры можно продолжать долго. Но и приведенных данных достаточно, чтобы показать, что не с того конца пан Гончаренко начинает решать проблему качества...
Рома
"Низька вартість навчання дуже часто може свідчити і про низький рівень освітніх послуг" - золотые слова. Только почему на практике некоторые национальные университеты спокойно устанавливают демпинговые цены и никого это не волнует. И это при том, что максимальная стоимость обучения (хоть контрактного, хоть бюджетного) сегодня в несколько раз меньше, чем расходы, выделявшиеся на обучение одного студента в провинциальных советских вузах (с лучшими сравнивать не приходится). Какой уровень образования можно обеспечить, например, при стоимости 4000 - 5000 грн./год. (а ведь есть и 2500 - 3000)?

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Освіта.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!