Osvita.ua Высшее образование Статьи и аналитика Частный бизнес: перспективы инвестирования в образование
Частный бизнес: перспективы инвестирования в образование

Насколько перспективны для частного бизнеса инвестиции в развитие образовательной и научной отраслей?

Частный бизнес: перспективы инвестирования в образование

По мнению Дмитрия Табачника, главы Минобразования, уже в ближайшие годы необходимо увеличивать частное финансирование сферы высшего образования и науки. Чиновник отметил, что наука и учебные заведения постоянно дотируются из госбюджета и данную ситуацию необходимо срочно исправлять, в том числе и привлекая стороннее финансирование.

Дмитрий Фирташ, глава Объединенного движения работодателей и сопредседатель Совета инвесторов, согласился: "Образование и наука должны быть в партнерских отношениях с бизнесом. Я поддерживаю идею формирования госзаказа на специальности студентов с учетом мнения и предложений работодателей".

Журнал "Статус" спросил у предпринимателей, законодателей и экспертов: "насколько перспективны для частного бизнеса инвестиции в развитие образовательной и научной отраслей?"

Павел Ярмий, директор консалтинговой компании "Финист Груп":

"В свое образование я вкладываю ежегодно до 50 тыс. грн, и от 100 тыс. грн — в обучение сотрудников. Полагаю, предприниматели, не вкладывающие деньги в развитие научного и образовательного потенциала бизнеса, а также в проекты, связанные с перспективными клиентами, не имеют будущего. И они не смогут получить конкурентоспособных сотрудников".

Артур Карганян, директор ООО "СХП "Нива" (производитель биопрепаратов для агросектора TM Biona):

"Если обучение выпускников будет финансироваться на 30–50% собственниками профильных предприятий, то студенты уже будут непосредственно связаны с будущей профессией. Они при этом ощутят перспективность и востребованность знаний. Спонсироваться может также закупка современного оборудования и научные разработки. Однако, поскольку малый и средний бизнес не всегда имеет достаточные средства для вложений в науку и образование, должны выполняться условия, при которых инвестиции будут выгодными. Например, государственная мотивация в виде льготных кредитов и налоговых послаблений".

Олесь Доний, председатель парламентского подкомитета по вопросам гуманитарного образования:

"К сожалению, действия власти направлены на развал системы образования и дистанцирование ее от европейских стандартов. А главное — на закрепление действующих и возвращение старых коррупционных схем. Инициативы Минобразования удобно ложатся в теневую плоскость нелегального бизнеса, привыкшего контролировать вузы. Киево-Могилянская академия давно живет за счет частных инвестиций. Министерство пыталось в этом году ее закрыть вообще, выставив кошмарный "барьер" оплаты — за контракт на год обучения нужно выложить от 10 тыс. грн. О какой мотивации преподавателей и инвесторов может идти речь! При таких условиях инвестировать будет лишь крупный капитал — тот, кто стремится зарабатывать на университетах. Образованию нужны меценаты. Но вузы должны стать научными учреждениями, производителями передовых знаний и технологий. Именно об этом должно заботиться правительство".

Николай Кравченко, заместитель председателя парламентского Комитета по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства:

"Я за то, чтобы базовые, фундаментальные отрасли науки и образования финансировались исключительно государством. Причем на таком уровне, чтобы смело конкурировать с бизнесом. Конечно, разумный бизнес должен отслеживать развитие науки и вкладывать в потенциал своих специалистов. Но нельзя больше увеличивать непомерное количество украинских вузов и уж тем более давать льготы образовательному бизнесу. Иначе страна продолжит "штамповать" лишние кадры. И если предприниматель желает вложить деньги в создание научной базы для подготовки своего специалиста — пожалуйста, однако пусть докажет свою состоятельность. Сможет конкурировать за своего специалиста с государством — хорошо, оно в перспективе будет оплачивать его обучение из бюджета".

Артем Евтушенко, президент компании "Инвест Менеджмент Групп":

«В век информации ее мировой объем ежегодно удваивается, а нынешняя система отечественного образования продолжает пребывать в индустриальном веке. Это значит, что пять лет, пока готовится специалист, получаемые им знания стремительно устаревают. Поэтому, в частности, за границей продолжительность обучения в вузе составляет не более трех лет. Нашим же работодателям в итоге приходится самим готовить или переучивать для себя специалистов. Попадая на предприятие, бывший студент сталкивается с таким коллапсом у себя в голове, что только характер и стремление к самообразованию помогают ему пережить этот стресс".

Александр Дудко, учредитель и председатель наблюдательного совета Крымского института экономики и хозяйственного права, доктор экономики:

"В Швейцарии, Японии и Германии программы развития и финансирования вузов утверждают в профильных отраслевых гильдиях, у нас это делают министерские чиновники, которым чужды запросы и требования заказчиков. Притом что такими заказчиками готовы стать множество бизнесменов и финансировать образование на 80%. В наш вуз в этом году соучредители вложили 800 тыс. грн, и это не предел, ведь количество заявок давно превысило количество выпускников. Однако половина частных вузов в последнее время закрылась. Причина — вступивший в силу Закон "О научной и научно-технической деятельности". Он обязал все НИИ и вузы, приватизированные после развала СССР, содержать своих пенсионеров, установив специальные повышенные пенсии для ученых и научно-педагогических работников. Также собственники частных вузов не имеют права устанавливать стоимость обучения, ее регулирует государство, не могут вкладывать деньги и развивать свою собственность, потому что даже не имеют права выкупить у государства здание, в котором работают".

Сергей Глазьев, директор консалтинговой компании EF Ukraine:

"Переход из "индустриального общества" в "общество информационное", "экономика знаний", "социальный капитал" и "социальная ответственность" — ключевые тренды нашего времени, поэтому Украина не может и не должна их игнорировать. Ныне становится очевидным, что новые ценности и продукты создаются именно в среде интеллектуальной собственности (яркий пример — Google и другие Hi-Tech компании "Кремниевой долины"), которая является производной сферы образования (в случае вышеприведенного примера это Стэнфордский университет, Массачусетский технологический институт). Поэтому отечественные учебные заведения и преподаватели в ближайшее время могут стать ключевыми фигурами в экономике нового типа — экономике знаний. К тому же смогут обеспечивать себя не хуже, чем промышленные и финансовые корпорации.

Из дискуссии следует, что для образования Украины актуально не столько прямое инвестирование в создание отдельных учебных заведений сколько в его инфраструктуру — обеспечение свободным доступом к интернету, компьютеризацию, создание интернет-платформ. Украина начинает двигаться по этому пути, и пример тому — Национальный проект "Открытый мир". Финансировать его будут, по словам руководителя Игоря Куруса, прежде всего частные инвесторы, а общий объем финансирования — $700 млн.

На вопрос о перспективе инвестиций заокеанский мир ответил благотворительной инициативой Giving Pledge, организованной 40 американскими миллиардерами во главе с Уореном Баффеттом и Биллом Гейтсом. В рамках кампании бизнесмены не заключают какие-либо контракты и не перечисляют на чьи-либо счета деньги. Им предлагается лишь взять на себя моральное обязательство отдать половину своих сбережений на благотворительность (в частности, на образование)".

Автор: Ольга Кущий

Статус
19.07.2011

Ведущие компании и учебные заведения Предложения от ведущих учебных заведений Украины и зарубежья. Только лучшие вузы, компании, образовательные курсы, школы, агентства.
Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Нет комментариев

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Osvita.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!