Osvita.ua Высшее образование Вступительная кампания Анализ проекта условий приема на 2015 год
Анализ проекта условий приема на 2015 год

Гражданская сеть "ОПОРА" представила анализ изменений в условия приема в вузы Украины

Анализ проекта условий приема на 2015 год

18 сентября Министерство образования и науки Украины опубликовало сравнительную таблицу изменений в проекте Условий приема в вузы в 2015 году. В основном, документ содержит ряд прогрессивных изменений, которые являются результатом принятия и вступления в силу Закона Украины «О высшем образовании». Общественная сеть «ОПОРА» предлагает анализ этих изменений, а также собственные предложения условий приема в высшие учебные заведения Украины.

Позитивные изменения

Ограничение срока действия сертификата Украинского центра оценивания качества образования о результатах прохождения ЗНО одним годом. Стоит отметить, что необходимость в таком ограничении срока действия сертификата вызвана способом оценивания результатов тестирования. Ведь оценка абитуриента является рейтинговой, то есть отображает место абитуриента среди результатов других участников тестирования. Поэтому сравнение результатов ЗНО участников разных лет, как это было на протяжении предшествовавших вступительных кампаний, некорректно, о чем неоднократно заявляли эксперты.

Закрепление права на перекрестное поступление. Во время нынешней вступительной кампании эта модель была апробирована теми учебными заведениями, которые внесли соответствующие изменения в свои правила приема. С 2015 года право на перекрестное поступление гарантируется ч. 10 статьи 44 ЗУ «О высшем образовании». Теперь лицо может поступить в высшее учебное заведение для получения степени магистра на основании степени (учебно-квалификационного уровня) бакалавра, полученной по другой специальности, при условии успешного прохождения дополнительных вступительных экзаменов.

Установление коэффициентов составляющих конкурсного балла (альтернатива профильности предметов) также является закреплением требований нового закона Украины «О высшем образовании». Как и раньше, конкурсный балл будет состоять из баллов сертификатов ЗНО, творческих конкурсов (в случае их проведения), дополнения к аттестату и дополнительных баллов. Однако вес каждой из этих составляющих будет определяться конкретным высшим учебным заведением. В общем, установлены такие границы составляющих конкурсного балла:

  • вес каждого сертификата – не менее 20 % конкурсного балла;
  • вес аттестата – от 0 до 10 %;
  • творческие конкурсы (в случае проведения) – не более 50 %;
  • дополнительные баллы за МАН, олимпиады, подготовительные курсы могут составлять от 0 до 5 %.

Установление коэффициентов таких составляющих, как вес аттестата и дополнительные баллы, является требованием ч. 5 статьи 44 ЗУ «О высшем образовании». Очевидно, что этот пункт Условий приема требует широкого информирования и разъяснения как среди будущих абитуриентов, так и среди представителей приемных комиссий высших учебных заведений. Ведь до сих пор весовые коэффициенты для определения конкурсного балла не применялись.

Отмена целевого приема. В предыдущие годы абитуриенты имели право на зачисление на места государственного заказа в границах выделенных квот, которые составляли до 75 % объема государственного заказа в высших сельскохозяйственных, 50 процентов – в высших педагогических и высших учебных заведениях железнодорожного транспорта, таможенной службы и 25 процентов – в других высших учебных заведениях. В соответствии с постановлением Кабинета министров Украины от 29 июня 1999 года № 1159 «О подготовке специалистов для работы в сельской местности», основной целью целевых направлений было обеспечение сельской местности соответствующими специалистами. Однако в последнее время все меньше студентов после окончания учебы возвращались на работу в село, а потому целевые направления превратились в способ обхода общего конкурса при поступлении в вузы. Абитуриенты неоднократно обращались в организацию с жалобами на невозможность получить такое направление без оплаты соответствующих взносов.

Вместе с тем общественная сеть «ОПОРА» обращается к Министерству образования и науки с предложениями дополнить проект условий приема нормами, которые помогут избежать системных проблем, с которыми каждый год сталкиваются абитуриенты во время вступительной кампании.

Первое, на что мы обращаем внимание и просим отразить в условиях приема, – необходимость составить рейтинг (определение приоритетности) заявлений, которые абитуриент подает в приемную комиссию высшего учебного заведения. В 2013 и 2014 годах организация проводила исследование того, сколько абитуриентов засчитывается на обучение на каждом из этапов конкурсного отбора. Результаты исследования показывают, что значительная часть мест государственного заказа заполняется из-за непредусмотренной условиями приема процедуры «конкурса оригиналов». Именно поэтому часто на обучение за средства государственного бюджета зачисляются лица с невысоким конкурсным баллом, в то время как лица с более высокими баллами учатся на контракте. Причин этой проблемы несколько.

Большинство абитуриентов, не будучи профессионально ориентированными, пользуются возможностью и подают 15 возможных заявлений (по три в пять вузов) для участия в конкурсном отборе. Способствует этому и возможность подать документы для участия в конкурсном отборе дистанционно, через Интернет, а потому часть абитуриентов подают заявления даже в те вузы, обучать в которых не планируют. Однако, подавая заявления на участие в конкурсном отборе, абитуриент не определяет приоритетность своих заявлений – ни в границах одного вуза, ни в границах пяти. В результате на одном из этапов определенного абитуриента могут рекомендовать к зачислению во всех пяти вузах и на все направления.

Понятно, что оригиналы документов он оставит только на одно направление выбранного им вузы. Во всех других случаях его рекомендацию аннулируют, а на следующем этапе порекомендуют к зачислению других лиц, которые в списке находятся ниже. Именно из-за дублирования в списках рекомендованных к зачислению на разные направления (и в разных вузах) одновременно одного и того же лица возникают ситуации, когда по завершении третьего этапа выдачи рекомендаций от 50 до 100 % места государственного заказа остаются свободными. Поэтому в последний день приемные комиссии проводят добор по оригиналам документов.

Несмотря на то, что процедура «четвертой волны» нигде не прописана, ее применяют приемные комиссии всех вузов. Ухудшает ситуацию и то, что абитуриенты не владеют информацией о том, кто выполнил требования к зачислению на третьем этапе и имеют ли они шанс стать студентами-бюджетниками. ЕДЭБПО закрыта для общественности, а в ИС «Конкурс» информация отображается не всегда (из-за предоставления вузу возможности «управлять отображением статуса заявлений абитуриентов в ИС «Конкурс»). Поэтому значительная часть вузов позволяет себе манипулировать информацией о наличии (отсутствии) свободных мест государственного заказа, в результате чего возможность наличия коррупционной составляющей повышается.

Для решения этой проблемы «ОПОРА» предлагает обязать поступающих определить приоритетность поданных ими заявлений хотя бы в границах одного вуза. Так, подавая заявления на три направления подготовки в одном вузе, абитуриент должен определить приоритетность каждого из них. И в том случае, когда его могут рекомендовать к зачислению в одной «волне» на несколько направлений, рекомендацию стоит подавать только на приоритетное для него направление (специальность). А в случае зачисления абитуриента на приоритетное направление подготовки на первом (втором) этапе поступающему не могут предоставить рекомендацию к зачислению на менее приоритетные направления подготовки на втором (третьем) этапах соответственно. Это даст возможность зачислять по рекомендациям большее количество абитуриентов, желающих учиться в вузе.

Для реализации этого необходимо:

  • Дополнить условия приема пунктом «При подаче заявления для получения степени (учебно-квалификационного уровня) бакалавра (специалиста, магистра медицинского и ветеринарно-медицинского направлений) поступающий обязан указать приоритетность каждого из выбранных направлений (специальностей). Придание заявлению приоритетности № 1 означает наиболее желаемое для поступающего направление подготовки». Соответственно, в рейтинговых списках и списках поступающих, рекомендованных к зачислению, которые формируются из Единой государственной электронной базы по вопросам образования, обозначается, кроме всего прочего, приоритетность направления.
  • Программное обеспечение ЕДЭБПО дополнить соответствующей функцией. В ЕДЭБПО должна быть предусмотрена возможность автоматической деактивации заявлений абитуриента с более низкими приоритетами. Таким образом, если в первой «волне» поступающий будет рекомендован к зачислению на приоритетную для себя специальность, то во второй «волне» его невозможно будет рекомендовать на менее приоритетную.

Принимаю во внимание то, что, соответственно с нормами нового закона, министерство разрабатывает программное обеспечение для сопровождения поступления на изучение бакалаврских программ и создает веб-портал с возможностью для каждого абитуриента сделать выбор специальности и вуза в автоматическом режиме онлайн, прежде всего направленный на реализацию механизма автоматического размещения госзаказа (и будет состоять в выборе поступающим еще на этапе регистрации на ЗНО приоритетных для себя специальностей и вузов), введение части этих механизмов уже во время вступительной кампании 2015 года позитивно повлияет на ход конкурсного отбора в 2016 году.

Второе. Принимая во внимание то, что условия приема совершенно не регулируют процедуру поступления для получения степени магистра, кроме упоминания, что поступление происходит по результатам специализированного вступительного испытания, экзамена по иностранному языку и дополнительных показателей, определенных высшим учебным заведением, важно, чтобы каждое учебное заведение детально описывало в свои правилах процедуру поступления для получения степени магистра. Ведь по результатам мониторинга «ОПОРОЙ» вступительных кампаний нескольких последних лет есть основания утверждать, что неурегулированность этой процедуры в условиях (а соответственно, и в правилах) приема приводит к непрозрачному поступлению. Поэтому мы считаем, что в условиях приема необходимо упомянуть необходимость принятия отдельного положения о поступлении для получения степени магистра. В таком документе обязательно нужно определить:

  • порядок создания, права и обязанности аттестационной комиссии;
  • порядок и сроки приема документов, проведения вступительных экзаменов, выдачи рекомендаций к зачислению;
  • детальное описание составляющих конкурсного балла – шкалы оценивания вступительных экзаменов, выдачи рекомендаций к зачислению, выдачи приказа о зачислении;
  • процедура подачи апелляций, права и обязанности апелляционной комиссии;
  • способы и место обнародования информации о дате, времени и месте проведения вступительных экзаменов, а также об их результатах.

Третье. Несмотря на присутствие в условиях приема положения об обязательности формирования рейтинговых списков из Единой базы и их обнародования в полном объеме на веб-сайте высшего учебного заведения в начале каждого этапа зачисления предлагаем добавить к норму об обязательном каждодневном обновлении рейтинговых списков поступающих в течение прохождения всего этапа выдачи рекомендаций к зачислению в соответствии с кореллированием списка абитуриентов, которые выполнили условия зачисления. Опыт наблюдения свидетельствует, что об изменениях конкурсной ситуации на каждом этапе знают только в приемной комиссии, а абитуриенты, находящиеся «под чертой», не желая рисковать, подают документы в менее желательные для себя вузы несмотря на то, что имели шанс поступить на бюджетные места. Именно поэтому важно, чтобы каждый поступающий получал оперативную информацию о ходе подачи/отзыва оригиналов документов ежедневно.

Четвертое. Предлагаем определить обязательные положения, которые должна содержать программа проведения творческих конкурсов и физических испытаний. К ним должны относиться, например, перечень этапов конкурса, четкие критерии и параметры оценивания каждого из них, детальное описание процедуры проведения, фиксации результатов, кодирования работ и др. Также считаем, что осуществление вузами видеозаписи проведения творческих конкурсов/испытаний, которые проходят в устной форме (исполнение песни, литературного произведения, танца, физических упражнений) даст поступающему возможность реализовать свое право на апелляцию и повысить объективность их оценивания. Ведь при отсутствии задокументированной видеозаписи абитуриент лишается права на апелляцию результатов творческого конкурса, что дает основания для подозрения в коррупционных злоупотреблениях.

Пятое. Кроме того, считаем необходимым определить в условиях приема количество мест государственного заказа, на которые могут претендовать внеконкурсники. Принимаю во внимание уменьшение в перечне категорий количества лиц, имеющих право поступать на внеконкурсной основе, предлагаем в условиях приема на 2015 год установить квоту 5 % (аналогичную той, которой требует с 2016 года ч. 6 статьи 44 ЗУ «О высшем образовании»).

Шестое. Рекомендуем определить в условиях приема минимальный проходной балл по профильному предмету для допуска к участию в конкурсном отборе. Отсутствие такой нормы может привести к ситуации, когда вузы вообще не будут устанавливать минимальные проходные баллы и зачислять на обучение даже тех, кто будет иметь самые низкие результаты ЗНО за профильный предмет, особенно на контрактную форму обучения. Это только увеличит общее количество поданных поступающими заявлений, однако не поспособствует качественному отбору студентов.

Наталья Радыш, юрист программы «Противодействие институционной коррупции в образовательной сфере на этапе вступительной кампании в высшие учебные заведения посредством формирования рейтинга открытости вузов и проведения исследования результатов зачисления студентов». Осуществление проекта проводится при финансовой помощи МФ «Відродження».

 

Общественная сеть ОПОРА
08.10.2014

Ведущие компании и учебные заведения Предложения от ведущих учебных заведений Украины и зарубежья. Только лучшие вузы, компании, образовательные курсы, школы, агентства.
Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
N
Хтось пояснить - чому існує позачерговий встут для дітей шахтарів ? Вони чимось відрізняються від всіх інших дітей, що не в змозі вступати до ВУЗу на загальних умовах?
Olga
1.У вас є можливість краще підготуватись . 2. Тепер ніхто не буде запитувати -чому при одинаковій кількості правильних відповідей в різні роки одеоржали різну кількість балів.))
Malina Raspberry
хорошие черты??? я из-за вас теперь зно буду пересдавать!!!!
Артем
Для Malina Raspberry: так обидно,мне тоже прийдется пересдавать его..
Комментировать

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Osvita.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!