Osvita.ua Высшее образование Вступительная кампания Специфика вступительной кампании 2014 года
Специфика вступительной кампании 2014 года

Вступительная компания в вузы страны не лишена уже привычных недостатков предыдущих лет

Специфика вступительной кампании 2014 года

Вступительная кампания 2014 года, которая проходит в условиях проведения боевых действий на части территории Украины, не является простой. Несмотря на новые проблемы, связанные с необходимостью внесения изменений в Условия приема при поступлении и необходимости объяснения министерством определенных ситуативных проблем, вступительная компания не лишена уже привычных недостатков предыдущих лет.

Сроки вступительной кампании

В этом году вступительная кампания стартовала 11 июля. В условиях нестабильной общественно-политической ситуации на востоке страны она проходит по двум разным графикам. Во всех регионах, за исключением Донбасса, 1 августа истекает срок подачи заявлений и документов об участии в конкурсном отборе, а 2, 5 и 8 августа будут обнародованы списки лиц, рекомендованных к зачислению на места государственного заказа. Приказ о зачислении студентов на бюджетные места должы издать не позднее 15 часов 11 августа. А до 18 августа продлится зачисление на учебу за счет средств физических или юридических лиц (контракт). Зато поступление в вузы Луганщины и Донетчины продлится до 15 сентября, предоставление рекомендаций и выполнение условий зачисления будут проходить в три этапа с 16 по 24 сентября. Приказ о зачислении студентов на бюджетную форму должны обнародовать 25 сентября, по контракту – не позднее 1 октября.

Наличие двух графиков вступительной кампании и продолжение военного конфликта на Донбассе оставляют ряд неопределенностей для абитуриентов из этого региона. Те из них, кто принял участие в дополнительной сессии ЗНО и получил результаты, подали заявление об участии в конкурсном отборе как в вузы Донбасса, так и других областей. Однако ввиду разницы в графиках списки рекомендованных, а позднее – приказ о зачислении в донбасских вузах будет формироваться позже. На практике это означает, что до 11 или 18 августа поступающего зачислят на учебу в вузы в других регионах Украины, в частности в столице, а затем то же лицо могут рекомендовать к зачислению и в вузы Донбасса. Смогут ли абитуриенты в таких условиях изменить место учебы и получить определенный образовательно-квалификационный уровень в своем регионе, пока неизвестно.

Госзаказ

Как и в предыдущие годы, распределение объемов государственного заказа было доведено до вузов, подчиненных Министерству образования и науки Украины, накануне вступительной кампании. Также 15 июля 2014 года обнародовало информацию о распределении мест государственного заказа между подчиненными ему учебными заведениями и Министерство культуры Украины. Вместе с тем новое руководство МОН выполнило обещание и разместило информацию о государственном заказе в пределах каждого вуза на своем официальном сайте. Несмотря на то что формат обнародованных данных непригоден для оперативного анализа и работы с ними (сканированные копии документов), в общем в центральном органе начали использовать хорошую практику открытости для общественности общественно важной информации. В предыдущие годы представители министерства убеждали, что разместить государственный заказ на сайте невозможно по техническим причинам. К позитиву относится и тот факт, что на сайте публикуются также изменения, которые МОН утверждает по заявлениям приемных комиссий высших учебных заведений.

Что касается других органов власти, которым подчинены высшие учебные заведения – Министерство здравоохранения, Министерство внутренних дел, Министерство аграрной политики и продовольствия Украины, то информацию о распределении государственного заказа между подчиненными им учебными заведениями такие органы для общей информации так и не разместили.

Существует проблема и с выполнением п. 4 раздела II Условий приема, который предусматривает принятие приемной комиссией высшего учебного заведения решения о распределении объема государственного заказа по факультетам, специальностям, нозологии, профилям, языкам по каждому направлению подготовки (специальности) не позднее трех календарных дней после доведения этих данных до вуза. В частности речь идет о Национальном университете «Одесская юридическая академия», где решение приемной комиссии о распределении по факультетам (базовым подразделениям) объема государственного заказа на направление специальности «Правоведение» не принято. Таким образом, абитуриенты не имеют информации о количестве мест государственного заказа на каждый из факультетов/каждую специализацию. Исходя из данных, обнародованных на сайте МОН и учебного заведения, понятно, что план набора на специальность «Правоведение» составляет 1150 человек. Как эти квоты распределены между различными факультетами – неизвестно. Подтверждением этого является отсутствие соответствующих данных в ИС «Конкурс», что свидетельствует также о том, что информация о распределении государственного заказа отсутствует и в Единой государственной электронной базе по вопросам образования.

Особенности поступления абитуриентов из Донбасса и АР Крым

Несмотря на отдельные манипулятивные заявления о введении льгот при поступлении в высшие учебные заведения для абитуриентов из Донбасса, на самом деле никаких преференций такие лица не получили. Часть из них, наоборот, имеют проблемы с подачей документов, подтверждающих право на внеконкурсное поступление, поскольку не могут получить их в соответствующих органах, которые временно не работают. Отдельные отклонения касаются только процедуры подачи документов в случае их отсутствия.

Поступление без удостоверения о приписке (военного билета)

В связи с невозможностью работы военных комиссариатов в Донецкой и Луганской областях, а также в Автономной Республике Крым Министерство образования и науки рекомендовало руководителям высших учебных заведений обеспечить прием документов от поступающих мужчин без предоставления ими удостоверения о приписке (военного билета). Если таких лиц зачислят на учебу, удостоверение о приписке (военный билет) надо будет оформить по месту фактического обучения и проживания.

Прием заявлений без предоставления оригинала или копии документа о полученном образовательно-квалификационном уровне

Такая необходимость также вызвана нестабильной общественно-политической ситуацией в регионе. Не все выпускники высших учебных заведений I–IV уровней аккредитации, расположенных на территории Луганской и Донецкой областей, получили дипломы соответствующего ОКУ. Чтобы продолжить получать определенный образовательно-квалификационный уровень в другом вузе, обязательно надо предъявить оригинал документа. Без него в приемной комиссии отказываются допускать абитуриентов к участию в конкурсном отборе. Поэтому Министерство образования и науки обратилось в вузы с письмом, сообщая, что не возражает против допуска таких лиц к поступлению при условии, что данные о выпускнике и запись о заказе соответствующего документа о получении ОКУ занесены в Единую государственную электронную базу по вопросам образования. Если такая запись в базе действительно есть, это означает, что выпускник сдал все необходимые экзамены, защитил работу, а следовательно, должен был получить документ о получении определенного образовательного уровня. То, что дипломы не были получены и выданы учебным заведением по объективным причинам, не зависящим от выпускника, не должно быть препятствием для продолжения учебы. Кроме того, в письме МОН конкретизируется, что лица, которые будут зачислены на учебу в высшие учебные заведения, обязаны подать в приемную комиссию оригиналы документа государственного образца и приложения к нему о полученном образовательно-квалификационном уровне до 1 ноября 2014 года.

Поступление для получения ОКУ «Магистр»

Одним из нововведений нынешней вступительной кампании, которая расширила возможности получить образовательно-квалификационный уровень «магистр», является так называемое перекрестное поступление. Новое руководство МОН позволило получать ОКУ магистра на основе ОКУ бакалавра из другой области знаний. По желанию вузы могут внести соответствующие изменения в Правила приема и осуществлять конкурсный набор. Кроме того, уже несколько лет поступать в магистратуру имеют право выпускники-бакалавры из разных учебных заведений. При таких условиях конкуренция на бюджетные места увеличивается. К сожалению, не все вузы и абитуриенты готовы честно принимать участие в конкурсе.

Чтобы реализовать свое право на участие в конкурсном отборе, при подаче заявления абитуриенты обязательно должны предъявить в приемной комиссии другого вуза оригиналы документов о ранее полученном ОКУ. Как и в предыдущие годы, в 2014 году от выпускников-бакалавров поступали жалобы на задержку с выдачей диплома и приложения к нему. Вузы не всегда спешат отдавать документы, поскольку видят в этом угрозу потерять способных студентов, а возможно, и не выполнить план государственного заказа, доведенного соответствующим министерством. Кроме того, добавилось проблем и с блокированием платежей учебных заведений Государственным казначейством. В случае, если ГП «Инфоресурс» не получало средств за изготовление дипломов, документы в вузы не передавались.

Другой проблемой при поступлении в магистратуру остается нестандартизированность процедуры набора, а следовательно, и возможность для манипуляций приемных комиссий. К представителям сети «ОПОРА» неоднократно обращались абитуриенты с сообщениями о подозрениях в коррупции при поступлении в магистратуру. В первую очередь речь идет о повышении оценок за экзамены и, соответственно, низкой корреляции среднего балла приложения к диплому бакалавра и балла за вступительные экзамены. Распространена также практика доступа к ответам на тестовые вопросы для ограниченного круга поступающих или предложений о репетиторстве у преподавателей, которые составляют тесты. В результате студенты с не самыми высокими баллами в приложении к диплому бакалавра получают высокие рейтинговые места после экзаменов в магистратуру, и наоборот.

К сожалению, эта ситуация повторяется каждый год: не все учебные заведения могут достойно воспользоваться фактической автономией при наборе студентов-магистров, также не готовы к честной конкуренции и поступающие. Уже несколько лет идет речь о введении стандартизированного подхода к оцениванию знаний выпускников-бакалавров по иностранному языку, однако согласия, по крайней мере на эксперимент, руководители учебных заведений не дают. Поэтому без отказа самыми поступающими платить взятку ситуация не изменится.

Проблемы неспособности приоритетности 15-ти заявлений

В последнюю неделю вступительной кампании участились обращения-жалобы от абитуриентов и их родителей о невозможности забрать документы в одном учебном заведении (направлении подготовки) и подать их в другое, если поступающий использовал все возможности и подал 15 заявлений, а теперь хочет часть из них отозвать и подать в другие вузы. Свои действия абитуриенты объясняют по-разному: появились дополнительные места государственного заказа, при анализе предыдущих рейтинговых списков стало понятно, что баллов для поступления на бюджетные места не хватает, поэтому они стараются подать документы в менее престижные вузы, если ошиблись с выбором направления. Такие факты еще раз подтверждают отсутствие системного подхода к выбору направления подготовки и получению высшего образования в целом.

Рапортуя о почти 2 млн поданных заявлений во время вступительной кампании 2014 года, в Министерстве образования и науки Украины не принимают во внимание, что эффективная процедура зачисления этих абитуриентов на бюджетную форму, в частности после 10 августа, не предусмотрена. Так как поступающие не определяли приоритетность поданных заявлений, по результатам 1–2-го этапов по рекомендации будут зачислены минимум абитуриентов. Зато наиболее тяжелыми будут 9–11 августа, когда еще никуда не зачисленные лица будут пытаться предоставить оригиналы документов, чтобы попасть на места государственного заказа на любую специальность. Вполне вероятно, что через год эти студенты будут пытаться снова перепоступить на другое направление подготовки, причем опять на бюджет.

Недобросовестность приемных комиссий

Накануне этапа зачисления в «ОПОРУ»обращается большое количество абитуриентов с просьбой объяснить, правомерно ли сообщение вузов о необходимости приносить оригиналы документов до 1 августа, если абитуриент желает учиться за средства государственного бюджета. А тем, у кого место в рейтинговом списке не высокое, вузы предлагают уже сейчас подписывать договор и оплачивать стоимость обучения за первый курс.

К сожалению, работники приемных комиссий таких вузов ведут нечестную борьбу за будущих студентов. Самих абитуриентов таким образом вводят в заблуждение, ведь рейтинговые списки абитуриентов, которых будут рекомендовать к зачислению, приемные комиссии обнародуют только после 2 августа. Те абитуриенты, которые найдут свою фамилию в списках рекомендованных, должны обязательно подать оригиналы документов в определенное время (до 4 августа). Аналогично происходят второй (5–7 августа) и третий (8–10 августа) этапы зачисления. Поступающим стоит помнить, что наличие оригиналов документов не повышает шансы на поступление. Исключением является лишь т. н. четвертый этап или «конкурс оригиналов». Речь идет о случаях, когда по окончании последнего – третьего – этапа подачи рекомендаций остаются свободные места по государственному заказу. Тогда приемные комиссии для выполнения государственного заказа могут зачислять лиц, чьи оригиналы документов находятся у них.

Что касается зачисления на контрактную форму обучения, то в этом году Условия приема были дополнены положением о том, что договор об обучении за счет средств физических и юридических лиц должен заключаться после издания приказа о зачислении. А оплата должна осуществляться в соответствии с договором (п. 4 раздела XVIII Условий приема). Таким образом, абитуриенты, которые заключают договор и платят деньги за обучение до издания приказа о зачислении, должны понимать, что это происходит с нарушением процедуры, и осознавать возможные негативные последствия.

Ольга Стрелюк, координатор образовательных программ Гражданской сети «ОПОРА».

Публикация подготовлена в рамках проекта «Противодействие институциональной коррупции в образовательной сфере на этапе вступительной кампании в высшие учебные заведения посредством формирования рейтинга открытости вузов и проведения исследования результатов зачисления студентов». Проект осуществляется при финансовой поддержке МФ «Возрождение».

Консультационная и юридическая помощь поступающим: 044-222-57-27.

Освіта.ua
01.08.2014

Ведущие компании и учебные заведения Предложения от ведущих учебных заведений Украины и зарубежья. Только лучшие вузы, компании, образовательные курсы, школы, агентства.
Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Нет комментариев

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Osvita.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!