Osvita.ua Высшее образование Бизнес-образование MBA онлайн Дистанционные он-лайн-программы MBA
Дистанционные он-лайн-программы MBA

Рынок дистанционных он-лайн-программ растет очень быстро и будущие студенты должны проявлять осторожность при выборе программы обучения

Дистанционные он-лайн-программы MBA

За последнее десятилетие дистанционные он-лайн-программы MBA приобрели широкую популярность. Десять лет назад только 2 % респондентов опроса QS TopMBA.com Applicant Survey выразили заинтересованность в обучении дистанционно. К 2012 году этот показатель возрос до 10 %.

В основе этого роста лежат три основных фактора. Первым из них является долгосрочная тенденция роста интереса к MBA среди широкой аудитории. Менеджеры с доходом от нижнего до среднего уровня, которые ищут самый дешевый вариант обучения, являются главной движущей силой такого роста. Существует также сильный интерес со стороны развивающихся рынков в Африке и некоторых частях Азии, в частности там, где затруднено получение качественного образования в местных бизнес-школах.

Второй фактор заключается в том, что количество учебных заведений, предлагающих программы дистанционного обучения, возросло в геометрической прогрессии с тех пор, как британские школы Warwick Business School, Henley Business School, University of Strathclyde и Open University стали пионерами в продвижении этого формата тридцать лет назад. Нынешний лидер рынка University of Phoenix имеет аудиторию, состоящую из 30000 студентов, обучающихся по программе МВА.

     

Третий фактор является краткосрочным: профессиональные менеджеры проявляют большую осторожность при выборе программ после экономического кризиса 2008-2009 годов. Это привело к увеличению количества людей, которые хотят продолжать работать во время обучения. Следовательно, наблюдается скачок спроса на программу Executive МВА, а также на дистанционную смешанную модель обучения.

Последнее, безусловно, стало более приемлемым вариантом с увеличением численности высокорейтинговых школ, предлагающих такие программы. IE Business School, например, дистанционно предлагает Global MBA – программу, которая преподается также в стационарном режиме full-time. University of North Carolina Kenan-Flagler Business School предлагает свой собственный подход в онлайн обучении. Такие известные бренды, как эти, проходят долгий путь до предложения дистанционных программ MBA новым аудиториям.

Отношение работодателей оценить трудно

Отношение работодателей к он-лайн-программе MBA смешанное. Как правило, среди них наблюдается низкий уровень осведомленности, во многом благодаря тому, что большинство студентов во время учебы остаются на прежних позициях (хотя есть свидетельства, что многие из них меняют свою должность не менее одного раза в пять лет после окончания обучения на программе).

Работодатели по-прежнему сосредоточены на найме выпускников программ full-time и executive, с которыми они знакомы и выпускники которых уже работают на них. С этим форматом ассоциируется качество, в то время как программы дистанционного обучения все еще вызывают чувство настороженности. По данным исследований QS, только 10 % работодателей нанимают выпускников после изучения он-лайн-программ MBA.

Работодатели, которые хорошо воспринимают дипломы он-лайн-программ, сами очень интернет-ориентированы, пребывают в пространстве электронной коммерции или, например, обслуживают интернет-стартапы. Эти компании ищут интернет-грамотных людей и могут активно привлекать выпускников после изучения дистанционных программ. Изучение такой программы культивирует определенные умения и навыки, а также демонстрирует участие и интерес к он-лайн миру.

Настороженность работодателей относится, без сомнения, к большому диапазону качества дистанционных он-лайн-программ. Здесь существует огромный пробел в информации, поэтому QS в 2012 году решил создать рейтинг QS Distance Online MBA Rankings. Для этого оценивалась аккредитация бизнес-школ, а также устанавливались пороговые уровни показателей преподавательского состава, инфраструктуры и репутации.

QS также акцентировал свое внимание на смешанных компонентах в надежде на то, что школы, которые предоставляют студентам возможность для встреч с преподавателями и другими студентами лицом к лицу, заботятся о качестве обучения. Рейтинг двадцати учреждений, для которого оценивали сорок программ, был очень хорошо воспринят как удачная попытка выделить качественные предложения на рынке. Во втором варианте рейтинга будут оцениваться около 80-ти программ и ранжироваться 30-40.

Ограничения

Хотя есть, конечно, и качественные программы, мы должны принять факт, что формат дистанционного изучения программ MBA имеет свои ограничения. Одно из преимуществ, о котором часто информируют студентов-очников, – это то, что они научатся от своих коллег-студентов больше, чем от кого-либо другого. Они видят друг друга почти каждый день, вместе работают для достижения общих целей. Как ни хороши технологии, самостоятельная работа на дому по-прежнему дает совсем другой опыт. В таких условиях гораздо труднее развивать лидерство и командные навыки, которые являются чрезвычайно важным итогом изучения программ MBA. Обучение на дому также свидетельствует о том, что студенты не могут приобрести международный опыт, важный для 67 % работодателей.

Однако, возможно, это обстоятельство приведет к тому, что студенты будут развивать другие виды навыков, которые позволят им влиять на людей и мотивировать их посредством нетрадиционных каналов, являющиеся определяющими при получении многих современных рабочих мест.

Другой серьезной проблемой является нехватка преподавателей с высоким уровнем знаний. Количество программ высокого качества, которые могут существовать в любой момент времени, ограничивается численностью студентов, которые проходят через руки опытных преподавателей с докторской степенью. Работающие профессионалы, к которым время от времени обращаются за помощью некоторые школы, не всегда в состоянии предложить такое же глубокое понимание существующих проблем.

Итак, если вы рассматриваете он-лайн-программу, вам нужно исследовать следующие факторы: возможности преподавательского состава, количество времени, которое могут вам уделить и количество преподавателей, имеющих степень PhD. Кроме того, необходимо попытаться исследовать уровень образования других студентов курса - очень немногие он-лайн-программы пользуются жесткими критериями при отборе слушателей. В этом отношении программа Executive MBA имеет явные преимущества, но вполне возможно, что с увеличением уровня комбинаторности EMBA и смешанных программ, предлагаемых ведущими школами, в ближайшие годы и эти преимущества станут менее явными.

Нунзио Квакуарелли, QS (Quacquarelli Symonds).

TopMBA
13.05.2013

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Освіта.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!