МВА в 2014 году: тенденции и ценовая политика

Ожидаются усиление роли глобализации и стабильность ценовой политики украинских бизнес-школ

МВА в 2014 году: тенденции и ценовая политика

Тенденции МВА в Украине

Основные итоги 2013 года для рынка MBA-программ характерны и для образования в целом – это глобализация рынка образования за счет инновационных технологий. Интернет-технологии стали более широко использоваться в обучении, работе с материалом, что, безусловно, влияет на подход к образованию как таковому.

Рынок MBA-программ в этом смысле немного отстает от обычного образования, поскольку в бизнес-образовании чрезвычайно важны контакт между слушателем и преподавателем и атмосфера в аудитории. В целом, Интернет-технологии способствуют глобализации рынка образования и рынка MBA-программ в частности.

Такое мнение выразила президент бизнес-школы «МИМ-Киев» Ирина Тихомирова, которая прогнозирует, что в 2014 году эти тенденции сохранятся и ускорятся: «Мы становимся глобальными игроками на рынке бизнес-образования, и если говорить о глобальных тенденциях, то темп жизни слушателя значительно убыстряется. И поэтому никто не может себе позволить роскошь быть слушателем неоправданно продолжительных учебных программ. Слушатели хотят более быстрых, более практически направленных программ, предоставляющих свободу выбора. Это новое поколение, которое привыкло к огромным потокам информации. Эти люди будут сами решать, в какой момент будут учиться и, безусловно, это будет влиять на образование, на программы, на предложение образовательных продуктов».

Директор МВА-программ kmbs Владимир Павелко констатирует, что с 2008 года в бизнес-образовании ситуация кардинально не изменялась, и сейчас наблюдается определенный застой, несмотря на некоторые позитивные изменения.

Возможно, в 2014 году произойдет неожиданный прорыв в создании новой парадигмы. «Я не имею в виду электронное обучение, потому что, в принципе, оно точно так же движется в парадигме предыдущих лет. Сжимается время, увеличивается количество информации. Поэтому сейчас будет происходить поиск форматов и контента программ, которые будут соответствовать заданному ритму. Здесь я говорю не о том, что электронное образование может иметь определенный скачек – потому что электронное образование, и многие это уже поняли, является лишь дополнением к традиционному, а не его заменителем. Заменить живую энергию и живое развитие мысли в электронном пространстве, по крайней мере сейчас, очень тяжело».

Продолжая тему онлайн-образования, вице-президент Международного института бизнеса Юрий Зеленин отметил, что в 2013 году возникла тенденция, которая будет усиливаться и в 2014 году. Она заключается в преодолении массового стереотипа эффективности дистанционного бизнес-образования с применением Интернет-технологий.

Люди постепенно начинают осознавать, что обучение в группе в очном или модульном формате является хоть и более дорогим, но намного более эффективным. Это происходит благодаря самому процессу получения и закрепления новых знаний, основанному на специфических особенностях восприятия новой информации всеми органами чувств человека, а также благодаря наличию нетворкинга, приобретению и расширению новых деловых связей.

Исключением являются лишь те потребители, целью которых является простое получение диплома, но их, по мнению Юрия Зеленина, – подавляющее меньшинство.

По мнению декана школы бизнеса «КИБИТ» Елены Яковлевой, 2013 год не был простым в силу спада экономики в мире и в Украине, в результате чего бизнес-школы испытывали трудности с клиентами. Длительность этого экономического кризиса и самое главное – геополитические вопросы будут решающими в тенденциях 2014 года. «Мы переживаем этап турбулентности и быстрых изменений, и бизнес-школы должны быть к этому готовы», – констатирует декан ШБ «КИБИТ» и выражает готовность к соответствующему переформатированию.

В целом, 2013 год остался в паритете с 2012 годом, хотя в бизнес-образовании и наблюдается некоторое улучшение подходов. Продолжился тренд глобализации, который охватывает бизнес-образование и более эффективное управление бизнес-школой, что говорит о том, что идет поиск совместной бизнес-модели с зарубежными школами, которые исповедуют определенную философию управления. «Как следствие, будет увеличиваться количество альянсов бизнес-школ, больше бизнес-школ будут предлагать двойные дипломы – т. е. выдавать не просто диплом определенной школы, а еще и диплом европейский, американский или азиатский», – прогнозирует Владимир Павелко.

Несмотря на некоторую настороженность своих коллег, вице-президент МИБ Юрий Зеленин убежден, что самым главным выводом, который можно сделать по итогам 2013 года, является то, что рынок бизнес-образования растет и развивается. Многие молодые и более зрелые люди не хотят останавливаться в своем личностном и профессиональном росте, а стремятся достичь новых профессиональных вершин, хотят расширить свой кругозор, не боятся ломать стереотипы и бросать вызов самому себе.

Говоря об экономической нестабильности, Юрий Зеленин отмечает, что для многих людей она является катализатором для решения инвестировать в собственное развитие, что может привести к росту рынка бизнес-образования в 2014 году.

Рынок программ MBA заметно помолодел. Уже к тридцати годам многие менеджеры, добившись определенных успехов, начинают переосмысливать свою профессиональную карьеру, начинают ставить перед собой более амбициозные цели и приходят к необходимости начать обучение на программах МВА. Такое решение порой вызревает не один год, зато обучение на программах МВА начинает давать результаты уже в первые месяцы обучения.

Новое в бизнес-школах

Ирина Тихомирова готовится к 25-летнему юбилею МИМ-Киев в 2014 году и говорит о трех главных составляющих, которые можно объединить тремя «і»: innovation (касается развития портфеля программ), internationalization (развитие международных проектов) и intellectual ambition (научные исследования и конференции).

Innovation ‑ это инновационное развитие портфеля программ. Одна из них ‑ «Менеджмент и лидерство», которая стартовала осенью. В 2014 году она продолжит свое развитие. Весной появится новая среднесрочная программа «Операционное совершенство», направленная на управление производством, операционную функцию. Проект сотрудничества с Lorange Institute of Business (Швейцария) будет развиваться – эта программа сотрудничества получит первых участников в 2014 году. Продолжится и сотрудничество с Carnegie Mellon University (США).

Составляющую Intellectual ambition представляют две интересные международные конференции. Одна из них приурочена к 25-летию МИМ, а составляющая internationalization касается развития международных проектов.

В 2014 году отмечает свой юбилей и ШБ «КИБИТ». «Мы планируем отметить десятилетие нашей школы. Нам есть о чем рассказать и потенциальным клиентам, и своим коллегам. Что касается программ, то мы предлагаем очень сильную программу «Производственный менеджмент» – она будет развиваться и приобретать новые виды специализации. На сегодня MBA в производстве – это наш конек», ‑ рассказала Елена Яковлева.

Международный институт бизнеса в 2014 году представит рынку две новых программы – Global MBA и General MBA. Целевой аудиторией Global MBA являются топ-менеджеры и собственники различных видов бизнеса. Особенностью программы будет сочетание курсов, направленных на изучение специфики деятельности как в отечественной бизнес-среде, так и на глобальных рынках. После окончания курса программы слушатели получат два диплома ‑ Международного института бизнеса и одной из ведущих европейских бизнес-школ.

Программа General MBA имеет несколько видов специализации и ориентирована на менеджеров, которые хотят усилить свои управленческие качества, одновременно углубив знания в своей функциональной или отраслевой сфере.

По словам Владимира Павелко, kmbs стремится не просто позитивно сработать в существующих трендах, но и создать очередной свой собственный тренд: «В 2013 году мы создали новый тренд – вывели на рынок программу «Агро MBA», после чего еще одна школа попыталась сделать то же самое. В феврале состоится презентация уникального обучающего модуля в рамках программы «Агро MBA» в Калифорнии с лидерами преподавания агро-специфики, с практическими кейсами, с выездами в компании и с интеллектуальными занятиями от лучших представителей отрасли. Изучение этого модуля проходит в Калифорнии, так как там сконцентрировано 50 % валового сельхозпродукта США. А эта страна задает тренд в развитии сельского хозяйства в мире».

Kmbs также работает над еще одной новой программой MBA. Кроме того, эта бизнес-школа возвращается к модели двухразового набора: весной и осенью.

Ценовая политика

Если говорить о ценах в Украине на бизнес-образование в 2013 году, то они существенно не изменились и не колебались. Ожидается, что такая стабильность цен сохранится и в 2014 году.

«Мы не меняли цены в 2013 году, и думаю, что не поменяем и в 2014-м. Бизнес-образование существенно зависит от экономического состояния страны, а мы хотим сохранить возможность выбирать – принимать не всех, и поэтому, чтобы найти оптимальное соотношение между ценой и количеством участников, мы решили цены не поднимать», ‑ рассказывает о ценовой политике МИМ Ирина Тихомирова.

Такие же ожидания и в МИБ: поскольку эта бизнес-школа заинтересована в развитии рынка бизнес-образования, здесь уже несколько лет подряд держат цены стабильными, что делает учебные программы более доступными для людей, которые хотят развиваться.

MBA и бизнес

В 2014 году, как и в 2013, перед бизнесом будут актуальны все те же вопросы: «Как быть успешным?», «В чем источник успеха?». Останутся актуальными поиск новых идей и управление ими, а также поиск новых рынков и ресурсов. На эти вопросы и будут стараться отвечать бизнес-школы.

Секрет востребованности MBA Ирина Тихомирова видит в том, что, как известно, бизнес-образование довольно устойчиво: когда экономика находится на подъеме, люди идут учиться, потому что развивающаяся экономика требует новых знаний. Когда в экономике спад, у людей появляется время, и они идут учиться, потому что понимают, что за спадом будет подъем, и выиграют те, у кого квалификация выше.

Еще одним аргументом в пользу необходимости бизнес-образования для менеджмента украинских компаний Юрий Зеленин считает то, что сейчас очень сложно найти хороших специалистов, несмотря на переполненность рынка соискателями. Лозунг «Кадры решают все» сегодня становится актуальным как никогда.

А декан ШБ «КИБИТ» Елена Яковлева на тот же вопрос отвечает так: «Для того чтобы вести бизнес и строить карьеру, необходимы знания. Но первое образование, к сожалению, дает знания с запаздыванием на 25 лет. Окончив вуз, человек получает априори устаревшие знания. А образование, которое позволяет свободно обращаться с современными трендами дают бизнес-школы. В этом секрет бизнес-образования: для того чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда, выпускник должен обладать максимально современными знаниями, которые дают только школы бизнеса».

Павел Петриченко, Освіта.ua

Освіта.ua
02.02.2014