Osvita.ua Высшее образование Бизнес-образование MBA в Украине Из чего складывается стоимость MBA?
Из чего складывается стоимость MBA?

Руководители украинских бизнес-школ рассказывают о факторах, определяющих стоимость программ MBA

Из чего складывается стоимость MBA?

Стоимость программ MBA в Украине может значительно варьироваться в зависимости от статуса бизнес-школы, продолжительности программы и ее конкретной специфики. Например, стоимость программы двойного диплома MBA Международной бизнес-школы «NIKLAND» в партнерстве с американским университетом и продолжительностью 14 месяцев составит около 80 000 гривен, а стоимость программы General МВА продолжительностью 18 месяцев в Школе бизнеса КИБИТ составит 86 700 грн. Программа kmbs Executive МBА длительностью 21 месяц обойдется участникам в 215 000 грн, в то время как программа Executive МBА продолжительностью 22 месяца в бизнес-школе МИБ будет стоить 177 000 грн. Несмотря на то, что стоимость программ может отличаться в разы, на ее формирование влияет небольшое количество факторов, главным из которых чаще всего является оплата труда преподавателей, предоставляющих интеллектуальную составляющую программы.

Определяющие факторы

Вице-президент по академическим программам бизнес-школы МИБ Ольга Карпова говорит, что большую часть стоимости программы составляет зарплата штатных и приглашенных преподавателей. «Оплата преподавателей составляет около 60% стоимости программы. Кроме того, на программы MBA выделяются значительные ресурсы. Например, все слушатели программы Executive MBA обеспечиваются личной библиотекой. Под каждый курс мы покупаем основной учебник и передаем его слушателю навсегда. Преподавательские авторские материалы также передаются слушателям. Помимо этого, бизнес-школа обеспечивает доступ слушателей к различным электронным библиотекам, периодике, профессиональной прессе, что также влечет за собой расход ресурсов».

Цена на интеллектуальный продукт во многом формируется под влиянием того, что предлагается на рынке – каких преподавателей бизнес-школа может себе позволить.

«Рынок уже предлагает какую-то определенную взвешенную цену. Продукт, который позиционируется в высшем сегменте, среднем и более дешевом, ‑ говорит декан Школы бизнеса КИБИТ Елена Яковлева. ‑ В принципе, ценообразование не сложное, поскольку рынок коротких программ: семинары, тренинги, мастер-классы, в принципе, определяет стоимость часа такого интеллектуального продукта.

В стоимость также входит составляющая новизны в программе, поскольку информация, которую слушатель получает в аудитории, не должна быть старше пяти лет. «Это очень свежая информация. Преподаватели несут в аудиторию те знания, те новинки, которые только начали реализовываться на рынке. Поэтому новизна является составляющей ценообразования», ‑ подчеркивает Елена Яковлева.

Наталья Науменко, директор Международной бизнес-школы «NIKLAND» также ориентируется на рынок: «Уровень стоимости программ MBA ориентирован на рыночную стоимость таких программ, а также на контингент участников программы. Затратная составляющая может быть разной у каждой школы, но чем выше качество продукта, тем дороже школе обойдутся преподаватели, от которых зависит уровень интеллектуального продукта и самой программы как таковой. Если школа конкурентоспособна на рынке то, конечно, преподаватели будут оплачиваться довольно высоко. И поэтому, если ориентироваться на более дешевые программы, то в качестве можно потерять».

Директор МВА-программ Киево-Могилянской бизнес-школы Владимир Павелко поясняет: «Мы предоставляем свои авторские курсы, разработанные нашими преподавателями-практиками, которые включают в себя и международные и глобальные подходы, но самое интересное, что они включают – это авторский взгляд на известные или малоизвестные подходы, которые наши преподаватели внедряют в украинских реалиях. Поэтому значительная часть интеллектуального продукта закладывается в стоимость самой программы».

Владимир Павелко напоминает, что существенную часть в стоимости программы могут составлять и услуги зарубежных преподавателей. В этом случае в стоимость включается также логистика (приезд и проживание этих преподавателей в Украине). Не секрет, что гонорары, за которые работают преподаватели из-за рубежа выше гонораров украинских специалистов.

По его словам, немалую сумму потребляет и сервисная среда, которая является частью интеллектуального продукта. «Мы, в принципе, не продаем продукт, а создаем обучающую среду, в которой участник может развиваться интеллектуально. Поэтому сервисная часть является достаточно серьезной составляющей в самом продукте», ‑ объясняет Владимир.

В качестве примера он приводит программу управления изменениями: «Для того чтобы ее создать, необходимо иметь определенную теоретическую подготовку, которая черпается из ведущих трендов, известных в мире. Кроме того, обязателен опыт внедрения этих изменений в существующих бизнес-реалиях. Здесь будет сразу несколько составляющих продукта. Это работа над существующей интерактивной теоретической базой, потому что управление изменениями невозможно без интерактива и просто в учебниках ее не найдешь. Второе – опыт внедрения этих методик, подходов, плюс добавление к собственному пониманию как это может работать в украинских реалиях. А проекты изменений тянутся даже не полгода, а реально год-два, после чего можно сделать определенные выводы. Вот на это уходит достаточно большая сумма, которая закладывается в стоимость обучения».

Структура стоимости

По словам Ольги Карповой, помимо оплаты труда преподавателей, на стоимость программы влияют такие факторы как администрирование программы (составление учебного расписания, контроль его выполнения и пр.), оборудование аудиторий современной мебелью, компьютерной и мультимедийной техникой.

При этом большинство опрошенных представителей украинских бизнес-школ утверждают, что не менее половины стоимости программы уходит на оплату интеллектуальной составляющей. «Учитывая, что стержень нашего продукта – это интеллектуальная часть, я не могу сказать, что большая часть, но где-то половина – это интеллектуальный продукт. Вторая половина – это сервисная составляющая, которая дает возможность поддерживать определенный уровень комфортного состояния участников», ‑ говорит Владимр Павелко.

Еще одним фактором, влияющим на цену программы является стоимость бренда бизнес-школы. Однако, по словам Владимира Павелко, его надо рассматривать не просто как наценку за продукт, а как бренд интерактивный: «Это означает, что в этот бренд уже были вложены определенные деньги до этого. Интеллектуальный продукт продается, и часть от него дальше реинвестируется в бренд. Это возможность улучшения той же материально-технической базы, это улучшение качества преподавания, это получение новых знаний, это обучение преподавателей за рубежом, другими словами – инвестиции в развитие».

Ольга Карпова рассказывает, что на стоимость обучения в Бизнес-школе МИБ также влияет международная аккредитация их программ МВА, которые школа должна проходить один раз в 3‑5 лет. «В результате это ложится на стоимость программы в размере 5‑10%», ‑ подчеркивает Карпова.

Окупаемость инвестиций

Елена Яковлева убеждена, что большое значение при формировании цены на программу имеет срок окупаемости инвестиций: «Детализировать структуру стоимости программы интересно только в том случае, когда понятен срок возврата инвестиций. Цена на программу определяется емкостью рынка и коэффициентом возврата инвестиций (в какие сроки слушатель программы вернет потраченные на обучение деньги). В нашей школе, например, некоторые слушатели возвращают инвестиции в программу уже к защите, либо в первый год после окончания программы. Благодаря программе участники увеличивают прибыль, диверсифицируют виды деятельности, закрывают нерентабельные участки, т. е. реализуют полученные новые знания на рабочем месте еще в процессе обучения. И это ‑ норма нашей практики».

В свою очередь Наталья Науменко считает, что возврат инвестиций в образование зависит от самих слушателей – через обучение они инвестируют в себя и при выборе своей специальности понимают где и когда они смогут реализовать полученный потенциал. «Кто-то получает диплом MBA для того чтобы расти и развиваться в своей компании – таких людей процентов 40. Окупаемость своих инвестиций такие слушатели видят в карьерном росте. Кто-то нацелен на зарубежные стажировки и хочет зарекомендовать себя за рубежом. По возвращении такой выпускник может рассчитывать на внимание со стороны зарубежных компаний, работающих в Украине. В своем бизнесе все, конечно, очень индивидуально, но инвестиции в обучение окупятся не позднее чем через 3‑4 года», ‑ убеждена директор Бизнес-школы «NIKLAND».

В свою очередь, директор МВА-программ kmbs Владимир Павелко подчеркивает, что не существует единой формулы, гарантирующей, что на определенный день обучения деньги вложенные в программу окупятся: «Инвестиции в обучение – это долгосрочные инвестиции. Таким образом, создается платформа, на которой можно расти как личность, как профессионал. Но при этом у нас есть примеры, когда участники сами констатировали, что они окупили свои вложения через полгода, либо через год или даже во время обучения на программе».

Павел Петриченко, Освіта.ua

Освіта.ua
21.04.2013

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Освіта.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!