![]() |
Современные программы МВА выходят за пределы учебных аудиторий и для получения заветного диплома магистра бизнес-администрирования вам придется снять деловой костюм |
Эволюция Executive MBA (EMBA)
Когда программа Executive MBA была впервые запущена в Booth School of Business в Чикагском университете в 1943 году, возникли некоторые сомнения в том, что программа неполного дня сможет нивелировать значение традиционной квалификации MBA.
EMBA рисковала оказаться "облегченной MBA" - псевдо-квалификацией, которая предлагала специалистам возможность продвинуться до директорского уровня, но, без традиционно необходимых двух лет обучения.
На некоторых программах Executive MBA применяется способ обучения, основанный на передаче разнообразного опыта разными студентами, другие программы EMBA сосредоточены на развитии межкультурных навыков и контактов, необходимых для достижения успеха на мировом рынке. При этом студенты посещают занятия каждые четыре-шесть недель и участвуют в одном или нескольких глобальных "турах" в бизнес-центры по всему миру.
Семьдесят лет спустя, EMBA становится всё крепче и сильнее. В 2010 году 59% бизнес-школ, опрошенных GMAC (администратор теста GMAT) сообщили об увеличении числа соискателей на эту программу.
Возможно, этому способствовали недавние усилия бизнес-школ, направленные на то, чтобы отделить Executive MBA от традиционной программы MBA с полным днем обучения. В то время как студенты 1943 года изучали бы непосредственно бизнес-стратегии, маркетинг и финансы, многие из ведущих современных EMBA программ располагают гораздо более инновационным подходом к обучению лидеров завтрашнего дня.
До крайности
Некоторые школы буквально доводят свои методы обучения до крайностей. HEC Paris, престижная французская Grande Ecole и еще одна из высокорейтинговых школ Европы, первыми ввели в свой курс EMBA специальный учебный лагерь, который проводили настоящие инструкторы из элитного подразделения коммандос французского флота.
Николя Лемуан, вице-президент AT&T, участвовал в выполнении необычных заданий, которые он запомнил навсегда. "Мы должны были проползать через канализационные трубы, плавать ночью в море на байдарках, изучать приемы боя без оружия, ходить в походы в кромешной тьме без карт и компасов – вот чему они нас обучали. По окончании курса все мы были настолько уставшими, что просто падали на пол и теряли сознание" - говорит Лемуан.
Хотя это и не звучит как особенно блестящий и одобряемый опыт, который может стать ночным кошмаром для многих, Лемуан не сожалеет об участии в нем и считает этот курс "забавной главой своей карьеры", которая помогла ему в личном и профессиональном развитии. "Этот курс показал мне, на что я способен, когда вынуждают обстоятельства, и что мои физические и психические возможности гораздо выше, чем я думал. Я также убедился, насколько важна работа в команде. Как группа в очень трудных условиях мы смогли добиться гораздо большего, чем любой человек в отдельности".
Подход предложенный HEC Paris не может удовлетворять каждого. Если вы предпочитаете духовное развитие динамиту, то Executive MBA в университете Fordham в Нью-Йорке, вероятно, больше вам подойдет.
Исходя из утверждения, что для бизнес-образования работать с глобальными потребностями также важно, как и научить студентов читать бухгалтерский баланс или управлять маркетинговой кампанией, Fordham предлагает курс "Оздоровительной программы", направленной на укрепление тела, ума и души.
Шаг, который многие считают опережающим свое время, предусматривает комбинирование занятий по финансам и менеджменту с классами йоги, медитации, питания и самосознания.
Искусство руководства
Кандидаты EMBA с драматическим талантом, возможно, предпочтут подход британской Warwick Business School, которая использует драму, как нетрадиционный метод обучения, хотя некоторые специалисты, застенчивые на сцене, могут скорее предпочесть оказаться в руках военных.
Совместное предприятие с Royal Shakespeare Company - Capital Centre использует методы театральных кружков для улучшения так называемых мягких навыков, таких как вербальные и невербальные методы коммуникации студентов, работа в команде, коммуникабельность, самооценка и самоуправление.
Д-р Николас Монк из центра Capital говорит, что для некоторых студентов, которых просят разыграть такое понятие как "лидерство", это может быть серьезным вызовом.
"Потому что это необычный подход к тому, к чему студенты привыкли, всегда есть такие участники, которые думают, что мы просто дурачимся", - говорит он. "Но другие говорят, что это именно то, зачем они пришли в бизнес-школу - в первую очередь, посмотреть на вещи с новой точки зрения. Хотя небольшому проценту может и не нравиться эта идея, большинство действительно извлекает пользу из подобного опыта".
На факультете Desautels в McGill University в Канаде, студенты входят в контакт со своим внутренним миром искусства - через живопись, а не театр.
Доктор Нэнси Адлер использует живопись как технику, которая может привить студентам нестандартное мышление. Весьма уважаемый и широко-коллекционируемый художник Адлер поощряет творческие подходы к коммерческим проблемам путем знакомства бизнес-профессионалов с революционными течениями искусства, такими как кубизм, выводя их из зоны комфорта и призывая смотреть на мир через новый объектив.
"Само собой разумеется, что искусство не станет мгновенным решением конкретных проблем бизнеса", - говорит Адлер. "Но оно заставит вас сделать шаг назад, чтобы задуматься и найти свои собственные решения, ведь люди искусства часто выходят за пределы общепринятой практики".
В мире, где инновационные методы будут направляться на решение проблем, начиная от политических и экономических потрясений до будущего энергии, можно утверждать, что возможность заглянуть за пределы общепринятой практики является полезным навыком. Если это так, то следующее поколение корпоративных лидеров должно очень внимательно изучать то, что сегодня может предложить EMBA.
QS TopMBA. Перевод с английского Освіта.ua.
Освіта.ua
21.09.2011