Киево-Могилянская бизнес-школа в Швеции

Завершился выездной модуль Киево-Могилянской бизнес-школы в Швецию

Киево-Могилянская бизнес-школа в Швеции

22 июня завершился пятидневный международный выездной модуль Киево-Могилянской бизнес-школы в Швецию. О самых интересных впечатления участников - в дневнике руководителя Executive MBA kmbs Эдуарда Мальцева.

День первый был посвящен рассказам о стране, ее истории, особенностях национальной ментальности. Участники отметили, что для жителей Швеции очень важны уважение к королевской семье, стремление равной представленности женщин и мужчин в органах центральной власти, гордость за качественную бесплатную систему образования, которое можно получать до 65 лет.

Очень популярны в стране библиотеки, где люди проводят свое время. А еще мы заметили стремление шведов к достижению консенсусных решений.

День второй. Участники провели его в университете Гевле Human Lean Center, а ключевой темой стал lean-менеджмент.

Подход Lean - это адаптация практики компании Toyota. Этот концепт появился с открытием первых заводов Toyota в США, когда возникла необходимость объяснить Западу японский способ работать. Японское качество - удивительное сочетание статистических методов контроля, "привитых" японцам Эдвардом Демингом после Второй мировой войны, и уникальной японской культуры, которая является коллективистской по своей сути.

Путь Тойота - это о культуре, а, следовательно, он непростой по определению. Многие западные компании, включая шведские, восхищались очередной модной методикой. Но активное внедрение инструментов без учета требований к культурным изменениям вело к потере денег и, главное, - интереса к японским практикам постоянного улучшения.

Новая волна интереса Lean поднялась во время кризиса 2008 года, когда потеря клиентов и прибыльности побудила бизнес искать новые источники эффективности. Тогда и вспомнили о японских подходах, но уже на новом уровне понимания - с высоты печального опыта.

К случаю пришлись два ключевых постулата Lean - клиент-центричность и персонал-центричность. Ориентация на клиента помогает держать в фокусе внимания только ту деятельность организации, которая создает ценность для клиента. Ориентация на собственных сотрудников позволяет привлечь работников к постоянному улучшению, а менеджеров - к созданию условий, в которых такое привлечение становится возможным.

Выступления спикеров убедили участников тура, что логика Lean-подхода - простая, но реализация - нет. Интересно, что и владельцы, и руководители бизнесов согласились, что Lean начинается с изменений в самом себе.

День третий. Был посвящен визитам в шведские компании.

Первая из них - Sandvik, высокотехнологичная глобальная инжиниринговая группа. Компаниям группы принадлежит 8 тыс. активных патентов и прав интеллектуальной собственности. Организация занимает ведущие позиции в мире в сфере производства инструментов для резки металла и других твердых материалов; оборудования и систем обработки в строительной и горнодобывающей промышленности; продуктов из специальных типов стали.

Целью посещения производства было посмотреть на то, как работают инструменты Lean-менеджмента в реальной жизни. Некоторые участники уже видели, как это работает в Китае. В шведском исполнении эта концепция также помогает организовать деятельность операторов согласно с декларируемыми принципами клиент-центричности и персонал-центричности.

Менеджеры компании активно используют сбалансированную систему показателей, которая помогает связать результаты деятельности операторов с результатами деятельности всей компании. Визуализация показателей в производственных цехах дает работникам целостную картину желаемого результата, отклонений факта от плана и помогает работать с причинами отклонений. Ежедневные совещания продолжаются ровно 15 минут, поскольку проходят по типовому сценарию и направлены на выявление причин отклонений.

Интересно то, что происходит после таких совещаний. Специальная доска для решения проблем обеспечивает коллективу визуализацию того, какими он видит причины проблем, выявленных на совещаниях. Это помогает ускорить устранение именно причин и задает темп улучшений.

Другой важный инструмент - гибкий стандарт работы операторов. Стандартизация работы важна для обеспечения качества и эффективности. Стандартизации и формализации рабочих процедур с участием самих работников уделяется много внимания. Но важно то, что стандарт остается открытым к изменениям, которые происходят как в результате накопления опыта, так и в случае возникновения продуктивных идей.

Отдельная дискуссия развернулась вокруг материального вознаграждения. Подход шведов недвусмысленный: уплата денег за отношение к работе не работает. Компания обеспечивает достаточно высокий базовый уровень заработной платы. Распространенной практикой вознаграждения является коллективный фонд, который используется командами для совместных событий.

Второй визит состоялся в компанию General Electric Healthcare, офис которой расположен в городе Уппсала. Директор по операционной эффективности Гуннар Вормс рассказал об опыте внедрения концепций Six Sigma, Lean и Lean Six Sigma в глобальной компании. С нами поделились несколькими собственными выводами. Очень важно иметь людей, которые готовы бороться за внедрение подхода бережливости в организации.

С самого начала важно учитывать особенности индустрии: то, что сработает в автомобильной промышленности, не обязательно срабатывает в химической - и наоборот. В то же время, мы еще раз увидели силу принципа Lean сделать максимально много с помощью минимальных усилий.

Следующая остановка - Стокгольм.

День четвертый. Визит в компанию Scania.

У меня в номере отеля стоит некая корзинка для мусора, в которой есть три отделения: Paper, Organic, Other materials. Тот, кто производит мусор, должен сортировать его, когда выбрасывает.

Уборщик должен перевести отсортированный мусор в большую тару. Собранный в отеле мусор должен вывозиться - опять же, согласно с сортировкой. Мусор может быть переработан - каждый по своей технологии от выработки бумаги и повторного использования стеклянной или металлической тары до сожжения того, что не может быть использовано снова. За всеми этими процессами стоит философия внимательного отношения к природе и ответственного отношения к будущим поколениям людей, которые будут жить на Земле.

Конечно, продуцент мусора может не захотеть разделять его либо не понять - как сделать это правильно. (Бумага на целлофане - это бумага или нет?) Уборщик может свалить все в кучу, либо не заметить, что мусор разделено неправильно. И так далее - по всей технологической цепи.

А может быть и другой способ поведения - внимательное отношение к сортировке, стремление понять - что куда должно попасть. Иногда это требует внимания, иногда нужно прочитать - что написано на упаковке. В любом случае, это требует определенных усилий, которые человек приложит, если считает это важным.

Именно об этом мы говорили в компании Scania: не только о том, как настроить процесс, но как добиться того, чтобы люди чувствовали важность своей деятельности и были готовы напрягаться, чтобы выполнить свою работу наилучшим образом.

Фотографировать на производстве Scania запрещено, а жаль. Это была очень яркая иллюстрация и метода и философии Lean. Все участники отметили, что работа происходит в высоком темпе, но без всякой суеты или эмоционального фона.

Мы увидели людей очень разных культур, которые работают бок о бок, собирая двигатели, похожие на космические аппараты. Мы спрашивали - как такие разные люди работают вместе, но нас снова и снова возвращали к методу и философии бережливости.

Менеджмент компании убежден, что существует три ключевых фактора успеха:

  • Модульная система дизайна двигателей
  • Философия бережливости
  • Энергетика людей, работающих в компании.

Модульная система (стандартизация деталей) позволяет компании иметь 25 тыс. комплектующих, примерно в два раза меньше, чем у конкурентов. Несмотря на то, что только менеджмент каждой позиции стоит примерно 10 тыс. евро в год, это дает огромный эффект. К такой стандартизации стремятся все, просто Scania очень последовательна и успешна в этом уже много лет.

Философия бережливости предусматривает: клиент-центричность; персонал-центричность; исключение всего, что не создает ценность. Именно методы eliminating waste являются ключевыми в методологии Lean. С внимательного наблюдения, собственно говоря, и начинается применение подхода. Техники также являются очень важной составляющей всего метода, но проблема заключается в том, что очень часто ими все и заканчивается.

День пятый. Экскурсия в Парламент.

На протяжении всей экскурсии мы постоянно проводили параллели между парламентом Швеции и Верховной Радой Украины. Депутатов немало - 349, но цифра обоснована - ведь должны быть представлены все местные сообщества. Барьер для представленности партий в парламенте - 4% избирателей на общенациональном уровне. На сегодняшний день в парламенте работают восемь политических партий. Кстати, рабочие места парламентариев расположены не по партийному принципу, а по территориальному. Представители различных политических партий, представляющих ту же территорию, в сессионном зале работают рядом.

Распределение полномочий между парламентом и правительством - очень простое. Парламент создает законодательное поле, утверждает (или отклоняет) законодательные инициативы правительства, принимает решение по составу правительства и эффективности его работы.

Правительство вносит законодательные инициативы, отвечает за реализацию принятых законов и управляет страной. Вместе Парламент и правительство обеспечивают внешние отношения Швеции. Парламент избирает спикера. Эта должность очень почетная - нам с гордостью показывали галерею с изображениями всех спикеров парламента Швеции. Спикер предлагает Парламенту для утверждения кандидатуру премьер-министра и имеет три попытки. Избранный премьер-министр предлагает количественный и персональный состав правительства для утверждения парламентом.

Для того, чтобы отправить министра или премьер-министра (то есть - правительство) в отставку, надо инициировать рассмотрение этого вопроса (нужны минимум 35 парламентариев) и утвердить его (175 парламентариев). Если Парламент не может сформировать правительство, то дальше решает народ Швеции - объявляются перевыборы парламента.

Во внутреннем декоре Парламента заметны три темы: славная история, суровая природа и тяжелый труд. Сцены тяжелого труда якобы напоминают избранникам - кому они служат.

Трудовую дисциплину парламентариев поддерживают специальные процедуры - выделенные дни для заседаний и голосования (четверг после обеда), обязательная сбалансированность представленности разных партий на момент голосования и открытость заседания Парламента.

Послушать заседание может любой, если пройдет проверку на безопасность и не будет мешать работе парламентариев.

Открытость (прозрачность) - ключевой инструмент контроля власти обществом. Государственный бюджет - полностью прозрачный при определенных понятных исключениях, а не «исключительно прозрачный».

Закон предусматривает не только обязательность, но и жесткий срок ответа на запросы граждан, которые активно интересуются деятельностью власти - и на местном, и на общенациональном уровне. Нам приводили пример, когда по требованию предпринимателя представитель местной власти предоставил свое электронную переписку по определенному вопросу. Это помогло принять инвестиционное решение. Прозрачность - очень важный фактор обеспечения подотчетности и ответственности власти.

Главное впечатление от страны
- соответствие жизненного уклада здравому смыслу. Люди здесь любят своих детей, заботятся об окружающей среде, занимаются спортом, путешествуют, беспокоятся о качестве пищи, много работают, производят товары и услуги современного мирового уровня. Образование в Швеции бесплатное, учиться можно до 65 лет, а качество образования - предмет внимательного обсуждения обществом. Здесь нет больших разногласий в размере заработной платы между различными отраслями. Ребенок, который выбирает свой жизненный путь, может учитывать свои таланты и склонности, а не то, где платят больше.

Швеция - не рай на земле, просто здесь живет зрелое общество, которое готово беспокоиться именно о себе; выбирать себе власть и следить, чтобы та выполняла обещания; НЕ отгораживаться от проблем, а решать их; эффективно работать, активно отдыхать и просто радоваться жизни.

Освіта.ua
21.07.2015