Несколько лайфхаков по запуску дуального образования
PR

Несколько практических советов для педагогов, как запустить дуальное образование в вашем учреждении высшего образования

Несколько лайфхаков по запуску дуального образования

Почти год в Университете ДФС Украины продолжается программа подготовки государственных служащих для налоговой службы Украины по дуальной форме обучения. Впервые в Украине на уровне магистратуры высших учебных заведений III-IV уровней аккредитации этот проект стартовал в прошлом учебном году при поддержке Deutsche Gesellschaft für Internatinale Zusammenarbeit (GIZ) GmbH и в сотрудничестве с Киевской школой экономики.

Образовательно-профессиональная программа «Фискальное администрирование» имеет уникальную образовательную траекторию, ведь она не только объединяет практическое обучение на рабочем месте с аудиторными занятиями, а также является сетевой. По договору об академической мобильности между университетом и Киевской школой экономики отдельные дисциплины получателям высшего образования преподаются специалистами из КШЭ.

Со следующего учебного года эта программа будет расширена, ведь наш партнер и работодатель, Главное управление ГНС Украины в городе Киеве, заинтересован в дальнейшем сотрудничестве, что уже само по себе говорит об успешности проекта на данном, пусть и промежуточном, этапе.

В начале июня 2020 года было подписано соглашение о сотрудничестве между университетом и Государственной таможенной службой с целью внедрения программы подготовки специалистов по дуальной форме обучения и для новой таможенной службы. Рост заинтересованности со стороны государственных органов дает основания видеть в подготовке специалистов таким образом поддержку процесса изменения государственной службы путем набора новых мотивированных сотрудников. В частности, стратегия развития Министерства финансов Украины, которому сейчас подчинен университет, в части повышения своей институциональной способности предусматривает расширение перечня специальностей и программ по подготовке специалистов именно по похожим практически ориентированным формам обучения.

Сейчас имею возможность дать несколько практических советов для педагогов, как запустить дуальное образование в вашем заведении высшего образования, ведь ко мне как к гаранту упомянутой выше образовательной программы постоянно обращаются коллеги с вопросами, что это такое и что нужно делать.

Найдите работодателя, у которого существует дефицит рабочей силы

Проблема нехватки рабочих и служащих в последние годы чрезвычайно актуализировалась. В этих условиях задача учебного заведения в соответствии со специальностями и специализациями, подготовка по которым осуществляется, найти работодателя, у которого есть такая системная проблема. Например, положительным конъюнктурным фактором для нашей программы было то обстоятельство, что в стране продолжается реформа государственной службы вообще, и в налоговой службе в частности. В результате этого существует потребность в кадрах в органах налоговой службы, которую мы только частично пытаемся компенсировать. По собственному опыту общения с разными работодателями, не только бюджетными учреждениями, знаю, что существует такая же потребность на производствах даже не столько в юристах или экономистах, а также в инженерах, технологий. Вам нужно только проанализировать рынок труда и увидеть его потребности. Понятно, что никто из работодателей к вам сам, скорее всего, не придет, поэтому старайтесь проявлять инициативу со своей стороны.

Согласовывайте образовательную программу сначала с работодателем

В образовательно-профессиональной программе должны быть выписаны компетенции будущего специалиста, их соответствие рамке квалификаций, учебный план и график образовательного процесса. Все это путем иногда длительных переговоров вы сначала должны согласовать с работодателем, а не с ученым советом или профильным проректором вашего УВО. Никто лучше работодателя не знает, какие именно специалисты ему нужны и что они должны знать и уметь в результате обучения на программе.

В ходе такой подготовительной работы советую также определиться с источниками финансирования обучения на программе, ведь здесь в соответствии с действующим законодательством могут быть разные варианты, и отдельные работодатели на самом деле могут финансировать подготовку специалистов для себя. Здесь также нужно УВО понять, на каком именно уровне высшего образования вы будете вводить дуальную форму обучения, и снова исходя лишь из потребностей работодателя. Да, наша программа работает для магистров, ведь по крайней мере сейчас, исходя из законодательных ограничений, установленных Законом Украины «О государственной службе», трудоустройство на государственную службу возможно лишь при наличии образования не ниже бакалавра. Но для других профессий и специальностей это совершенно не исключает возможности разработки образовательных программ дуальной формы или с элементами дуальной формы обучения уже на уровне бакалавра.

Планируйте программу заранее

В образовательной сфере учебный год отличается от календарного, и есть определенные этапы образовательной бюрократии, которые обойти нельзя. Согласование образовательной программы внутри вуза, прохождение по разным ступеням научных советов, внесение новой программы в конкурсное предложение набора соискателей следующего учебного года. Все процессы имеют, с одной стороны, свои дедлайны, а с другой, - отдельные этапы нельзя ускорить или перескочить. Все процедуры и документы должны соответствовать условиям поступления, которые определило МОН, и правилам (специфике поступления) каждого УВО. Поэтому хороший тайм-менеджмент со стороны гаранта и группы обеспечения программы - залог вашего успеха и оружие против прокрастинации.

Был удивлен недавней безосновательной уверенностью коллег в частном общении, которые уверяли меня, что они запустят дуалку у себя в УВО за пару недель до начала вступительной кампании. Если вы планируете запустить новую образовательную программу дуальной формы обучения, то реальный минимальный срок на все про все - полгода, поэтому для программ следующего года начинайте работать уже сейчас. У нас на дуальную магистратуру для налоговиков ушло три года подготовительной работы, с таможенниками было чуть быстрее - девять месяцев, с момента замысла до подписания соглашения. Здесь есть определенная специфика государственной службы и государственных учреждений, поэтому, думаю, полгода в корпоративном секторе вполне реальный срок.

Качество программы - это, в первую очередь, профессионализм преподавателей и менторов

Профессиональные компетенции, которые нужны вашему работодателю, должны формироваться в аудиториях и на практике (производстве). Поэтому привлекайте лучших наставников с обеих сторон, которые хорошо знают свой предмет и, что называется, матчасть. Эти преподаватели должны быть мотивированы не менее студентов. К сожалению, часто приходится слышать мнение от коллег, зачем нам на программе тот или иной преподаватель-практик и еще на четверть ставки? Кафедра может сама обеспечить преподавание этого предмета, ведь имеется вся научно-методическая документация курса, и прочитать его может любой желающий.

Это однозначно ошибочное решение, ведь преподаватели и менторы должны быть профессионалами своего дела. Я до сих пор не понимаю, как можно в современном вузе быть «универсальным солдатом», которому безразлично, что и на какой кафедре читать, чтобы была нагрузка. Для таких специалистов по мере прохождения студентами практического обучения очень сложно, почти невозможно оставаться эффективными на программе, ведь уже после нескольких месяцев работы студентов на практике их профессиональные навыки не соответствуют запросам получателей образования. Nota bene не только дуального образования evidence, merit based education. Вы не сможете длительное время подсовывать соискателям устаревший теоретический материал, оторванный от реалий жизни.

Кроме того, привлекайте к преподаванию на программе практиков и «звезд» - людей, достигших в вашей отрасли признанных успехов. Одна-две лекции в семестр от таких специалистов очень мотивирует студентов, делает вам дополнительную рекламу и создает хороший ажиотаж вокруг программы. Ошибочно бытует мнение, что они ничего не будут делать бесплатно. Но большинство таких специалистов абсолютно открытые и искренние люди, которые с радостью будут делиться своими знаниями и опытом с молодым поколением специалистов как показывает практика, совершенно бесплатно. Стоимостью кофе и конфет для общения в неформальной обстановке можно пренебречь)). На нашей программе с привлечением таких спикеров нам очень помогали наши коллеги из КШЭ, а также партнеры из корпоративного сектора PWC Украины.

Не рассчитывайте на старые учебные планы и создайте график образовательного процесса по запросу работодателя

Совсем не рассчитывайте на старые дисциплины, даже в качестве примеси к новым дисциплинам на программе. Вам совершенно точно придется по запросу работодателя создать новый учебный план и в качестве его составляющих - новые учебные дисциплины. Вероятно, часть из них следует только осовременить, но они должны быть переработаны не только под востребованные компетенции, но и под новейшие методики и условия обучения.

Сегодня в связи с новой реальностью образовательно-научная сфера не только Украины столкнулась с проблемой совмещения разных практик обучения. Учитывая это, однозначно преимущество вашей программы будет заключаться в том, если аудиторное обучение будут разнообразно дополнено элементами, блоками дистанционных упражнений и заданий. Для создания новых учебных планов и качественных курсов нужно время, поэтому смотрите выше совет номер два о тайм-менеджменте.

Но самое главное, тщательно нужно спланировать вместе с работодателем в процессе создания дуальной образовательной программы - это график образовательного процесса. Это будет поэтапная блочная система обучения (месяц работа, месяц авдиторное обучение), обучение неделю в месяц или два дня в две недели. Здесь вариантов может быть много, и основные ограничения заключаются только в необходимости выполнения учебного плана и учете специфики работы на предприятии или в учреждении. У работодателя в этом могут быть законодательные ограничения, определенные трудовым кодексом.

Это основной, но, конечно, не исчерпывающий перечень того, о чем можно говорить. Не забывайте о прозрачности и академической добропорядочности, которые, впрочем, касаются не только дуальной, а всех институциональных форм обучения. Делегированная МОН отечественным вузам и преподавателям, соответственно, автономность предоставляет достаточно возможностей для инновационных решений. В этом действительно преимущество современного образования над бывшими «универсальными» подходами.

Создание новых образовательно-профессиональных программ по практико-ориентированным формам обучения имеет большое количество нюансов, что на самом деле делает невозможным существование стандартного подхода при решении этой задачи. Сложность, но одновременно и интерес такой задачи заключается в том, что каждая отдельная программа, несмотря на внешнее сходство, может иметь свою специфику, уникальную образовательную траекторию, которую можно найти только путем сопоставления спроса и предложения на профессиональные компетенции и новаторские решения в обучении. Это уже дело научного и творческого потенциала каждого отдельного УВО. Если этот потенциал вместе с инициативностью в вашем заведении есть, то вас ожидает успех, если нет, то извините. Вам остаются только воспоминания и разговоры о прежних научных достижениях и победах.

А, забыл!.. Конечно, можно в дальнейшем кичиться полученными учеными званиями и степенями, которые, к сожалению, в неоднократных случаях воспринимаются их носителями как пожизненная рента, а не признак профпригодности.

Швабий К. И., профессор Университета ДФС Украины.

Освіта.ua
13.07.2020

Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Нет комментариев

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Освіта.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!