Шесть проблем высшего образования, которые выявил карантин

Смешанное обучение - сочетание дистанционной и очной форм, - вполне может стать нашим будущим

Шесть проблем высшего образования, которые выявил карантин

Накануне окончания учебного года я имела возможность пообщаться с преподавателями и студентами о влиянии коронавируса на высшее образование в Украине. Эта тема не теряет актуальности сейчас и не потеряет ее в ближайшие месяцы. Осенью ожидается следующая волна заболеваний, и есть риск возврата вузов к полностью дистанционному обучению. Поэтому уже сейчас важно четко фиксировать и оценивать то, что принес нам карантин, и как это повлияет на будущее высшего образования.

Цифровые навыки. Благодаря встряске, которую устроил коронавирус, все участники образовательного процесса были вынуждены начать применять современные технологии независимо от того, хотелось им этого или нет. И этот непосредственный практический опыт позволил им довольно ловко овладеть этими навыками. На самом деле технологии уже давно стали неотъемлемой частью нашей жизни, поэтому педагоги должны уметь применять этот удобный инструмент, независимо от того, в каком режиме происходит обучение.

Методики преподавания. К сожалению, во многих университетах преподаватели до сих пор заставляют студентов писать рефераты от руки или переписывать материал из учебника, а затем оценивают это. Такую «писанину» практикуют как во время занятий в очном режиме, так и во время карантина. Но эффективны ли такие преподавательские подходы? Конечно, нет. Подтверждением этого являются результаты множества исследований. К примеру, эксперимент Берка Бретцига и Рэймонда Кулхави, что из четырех видов работ с текстом механическое дублирование информации является наименее эффективным методом для запоминания информации на долгосрочную перспективу. Речь идет о таких видах работы: 1) прочтение текста + подведение итога и записывание его после прочтения; 2) прочтение текста + подведение итога и записывание его во время прочтения; 3) прочтение текста + механическое дословное переписывание главных идей; 4) прочтение текста без всякого записывания.

Механическое дублирование текста никак не помогает студентам критически осмысливать прочитанное. Преподавание онлайн не будет более эффективным, чем офлайновое, пока преподаватели не начнут применять эффективные методики преподавания - имеющие научную основу. Это критически важно для обеспечения высокого качества образования. Преподаватели должны повышать уровень своего преподавательского мастерства, университеты - поддерживать их в этом, а студенты - создавать на это спрос.

Нагрузка и преподаватели. У добросовестных преподавателей, которые во время карантина действительно пытались сохранить качество учебного процесса, подготовка к занятиям онлайн занимала гораздо больше времени, чем до того. При этом были и такие, которые перевели общение со студентами в письменный формат - дав им множество письменных заданий и фактически отказавшись от проведения занятий. А были и такие, которые вообще едва выходили на связь со студентами. При этом степень вовлеченности преподавателей в дистанционное обучение никак не отражается на их зарплатах. Эта ситуация еще раз актуализировала вопрос о справедливом уровне зарплат в учреждениях высшего образования. Сегодня университеты привязаны к тарифной сетке и не могут устанавливать зарплаты в зависимости от результатов работы преподавателей. Карантин лишь в который раз напомнил, что университеты должны иметь большую автономию в определении уровня зарплат.

Академическая добропорядочность. Академическая добропорядочность - еще одна проблема, которую актуализировал коронавирус. Согласно исследованию 2015 г. об академической культуре украинского студенчества, более 90% студентов используют в обучении плагиат. Списывают на экзаменах, распечатывают готовые письменные работы из интернета, покупают их, фальсифицируют или придумывают данные и т. п. Несмотря на то, что в 2017 г. в украинском законодательстве наконец появилось понятие академической добропорядочности, а университеты обязали создать систему ее обеспечения, до сих пор этому вопросу не уделяется достаточно внимания. Сейчас в разгаре экзаменационная сессия, которую студенты должны сдавать онлайн. Можно только представить масштабы фальсификаций и копирования, которые будут продуцировать те, кто не приучен писать работы самостоятельно и честно.

Еще одна проблема - многие преподаватели не знают методов оценивания, которые бы сделали невозможным студенческие недобросовестные практики. Поэтому университеты должны системно работать, чтобы создать действенную систему, которая бы помогла обеспечить академическую добропорядочность и сформировать соответствующую культуру студентов. Если бы эти процессы произошли раньше, сейчас эта проблема не возникла бы так остро.

Автономия УВО. Университеты вместо того, чтобы взять под контроль и подстроить учебный процесс под условия карантина, продолжали ожидать указаний Министерства образования и науки (ныне - обезглавленного). Минобразования, в свою очередь, подготовило какие-то непонятные рекомендации для университетов, но при этом подчеркивало то, что вся ответственность - на университетах. Бесспорно, этот период был непростым для всех, но такие кризисы, как пандемия, имеют и свои преимущества. Они все больше и больше будут расширять понимание учебными заведениями своей автономии и помогут им получать необходимый практический опыт Этот опыт в будущем будет только способствовать их самостоятельности.

Гендерное равенство. Большинство научно-педагогических и педагогических работников УВО Украины - женщины. И когда на карантин закрылись двери школ и садиков, многих преподавательниц постигла та же участь, что и остальных украинок - работа из дома, воспитание детей и организация домашнего быта. В Украине большинство такой работы продолжают выполнять преимущественно женщины. И хотя в течение последних пяти лет количество тех, кто считает, что домашним хозяйством и воспитанием детей должны заниматься женщины, сокращается, 83% людей до сих пор считают, что важнейшей задачей женщины является заботиться о доме и семье, а мужчины - зарабатывать деньги (75%). Вопрос гендерного равенства до сих пор остро стоит в нашем обществе, и университеты не являются исключением. Стеклянный потолок университетов до сих пор ограничивает карьерные возможности женщин (посмотрите, какое количество у нас женщин-ректоров, как наглядный пример). И карантин только еще раз доказал важность внимательного отношения к этому вопросу.

Коронавирус действительно поднял много важных проблем в высшем образовании. И для того, чтобы превратить проблемы в возможности, университеты уже сейчас должны пристально мониторить, насколько эффективно они реализуют дистанционное обучение (в том числе получать качественную обратную связь и от преподавателей, и от студентов). Они должны фиксировать и анализировать как недостатки, так и хорошие практики, обмениваться опытом с другими университетами, использовать летние месяцы для налаживания процессов дистанционного обучения. Потому что сейчас дистанционное обучение происходит потому, что к этому вынуждают обстоятельства, хотя на самом деле оно увеличивает доступность образования, а смешанное обучение - сочетание дистанционной и очной форм, - вполне может стать нашим будущим. Однако для этого уже сегодня мы должны активно поработать над усвоенными уроками и обеспечить качество такого образования.

Инна Совсун, депутат фракции «Голоса», заместитель главы партии.

Освіта.ua
25.06.2020

Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Александр
Проблема ДДТУ, г. Каменское, которую актуализировал коронавирус, самоустранение ректората университета от решения выполнения условий и требований карантина в общежитии университета по ул. Мира - 25: костры, шашлыки, распитие спиртных напитков на территории сквера университета, заселение посторонних в общежитие без регистрации (прописки), т.е. прописаны одни, а живут другие. МОН, увольте ректора ДДТУ, котрый абсолютно игнорирует все нормы украинского законодательства.

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Освіта.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!