![]() |
Концепция определяет направления реформы сферы профессионального образования до 2027 года |
КМУ одобрил Концепцию реформы профобразования
Кабинет Министров одобрил концепцию «Современное профессиональное (профессионально-техническое) образование», которая определяет направления реформы до 2027 года.
По словам министра образования Лилии Гриневич, реформа будет сопровождаться не только модернизацией инфраструктуры, но и изменением стандартов и обучением мастеров и учителей, которые преподают в учреждениях профессионального образования.
«Сейчас мы имеем около 180 учебно-практических центров по всей стране, на базе которых ученики могут работать с современным оборудованием, а заведения - проводить повышение квалификации и зарабатывать дополнительные средства. Но этого недостаточно, чтобы обеспечить нашу экономику качественными специалистами. Поэтому в концепции мы выписали реальные шаги и механизмы для обновления сферы. Они помогут вывести профобразование на другой уровень, сделать его привлекательным для молодежи, а также дадут толчок к профессиональному развитию педагогов», - отметила министр.
В целом изменения должны проходить по трем направлениям: финансирование, качество образования и государственно-частное партнерство.
Предполагается, что финансирование и управление учреждениями перейдет на областной уровень. Вместе с тем, заведения получат большую автономию в части использования финансов, смогут самостоятельно привлекать дополнительные ресурсы на улучшение инфраструктуры, работать по собственным образовательным программам.
Получив административные полномочия, местные власти смогут самостоятельно оптимизировать сеть, например, объединяя несколько профтехов в одно многопрофильное учреждение. Органами, которые будут осуществлять надзор за распределением средств между учреждениями, а также содействовать сотрудничеству заведений с бизнес-партнерами, будут новые региональные советы профобразования.
Обновить учебное содержание планируется через разработку стандартов профобразования. Новым также будет создание сети квалификационных центров, которые будут проводить оценку и признание результатов обучения, подтверждение профессиональных квалификаций и т. п.
Среди других механизмов повышения качества образования - увеличение практической составляющей обучения. Для этого в учреждениях обновят материально-техническую базу, а к проведению занятий мастера смогут привлекать специалистов с опытом реальной работы на предприятиях.
Для углубления государственно-частного партнерства концепция предусматривает развитие дуальной формы образования и привлечения работодателей к образовательному процессу, например, через совместное оценивание учеников.
Одной из новаций является создание сети Центров профессионального совершенства. Планируется, что это будут инновационные центры с современным оборудованием, площадкой для коммуникаций, обучения и обмена опытом. Там будут работать специалисты, которые, в частности, будут помогать школьникам определиться с профессией, ученикам и выпускникам профтехов - трудоустроиться по специальности, а опытным специалистам - пройти переобучение, получить частичную квалификацию или новое образование.
Открытие центров планируется, в частности, за счет средств европейского проекта «EU4Skills». Он предусматривает, что Украина получит грант в размере 58 млн евро для внедрения изменений.
Освіта.ua
13.06.2019