![]() |
Виктор Пинзеник о связи между научными достижениями и содержанием научных учреждений |
О финансировании науки в Украине
Какая связь между научными достижениями и бюджетным содержанием научных учреждений? А такая же, как между качеством медицинских услуг и финансирования медицины по принципу койко-мест. Ни один, ни другой подход не способен обеспечить прорыв в соответствующих секторах, поскольку бюджетное финансирование не увязано с результатом. Об этом в своем блоге на lb.ua пишет народный депутат Украины Виктор Пинзеник.
Поднимаю данную проблему, потому что парламент принял в первом чтении законопроект "О научной и научно-технической деятельности". Одобрил почти конституционным большинством - 290 голосов. Документ консервирует архаичную систему финансирования науки, выделяя средства на содержание учреждений вместо отбора финансирования идей, проектов, тем. А это далеко не одно и то же. Намек на гранты не меняет философии проекта, потому что рассматривается он лишь как способ приработка, дополнительного финансирования. А базовое финансирование дай. Дай на содержание. А что делать в таких условиях талантливым украинским ученым или прорывным научным учреждениям?
Заказчики и исполнители работ в законе - в одном лице. Национальная академия наук и еще пять отраслевых учреждений не только представляют систему научных учреждений, они еще и главные распорядители бюджетных средств. Надеюсь, большинство из нас понимают, что ничего хорошего в таком сочетании нет. Стоит отметить и то, что государственные (публичные) функции не могут выполняться самоуправляющейся организацией, каковыми являются академии наук.
У нас любят махать флагом европейской интеграции. Пока не доходит до конкретных решений. Хотел бы услышать, в какой стране ЕС регулируют законом деятельность академий наук? В какой стране ЕС они выполняют функции государства, будучи главными распорядителями бюджетных средств?
Можно позавидовать количеству "опекунов" науки, предусмотренных проектом закона. Это конечно Кабинет Министров, профильное министерство, другие центральные органы, шесть академий наук, Национальный совет по вопросам науки и технологий, научный комитет Национального совета, идентификационный комитет по вопросам науки, национальный фонд исследований, научный совет национального фонда исследований, наблюдательный совет фонда, совет молодых ученых. Немного не добрали господа-авторы. Добавили бы еще десяток-другой "опекунов". Тогда бы у нас был прорыв в науке. Трудно только понять, как при таком количестве опекунов ребенку остаться с глазом?
Несмотря на постоянно звучащие декларации о единых правилах пенсионного обеспечения закон сохраняет специальную пенсионную систему в данном секторе. Хотя эта проблема должна регулироваться единым для всех граждан пенсионным законом.
Запахом нафталина несет от норм о праве кандидатов или докторов наук иметь дополнительную жилую площадь или комнату в размере до 20 м² с оплатой этой площади в одинарном размере. Как приятно это слышать ученым. Не припомню только, это можно слышать со времен Брежнева, или Сталина.
Создается впечатление, что в стране не только мало задумываются над проектами решений, но мало кто их и читает. И я имею в виду не только то место, где принимают законы, но и то, где их готовят.
Исправить закон ко второму чтению невозможно. Потому что он требует принципиально иной философии, перехода от системы содержания учреждений к оплате заказов. А шанс же стать законом, судя по первому голосованию, законопроект имеет. Поэтому попробую только "выбить" поправками некоторые нормы, которые должны регулироваться другими функциональными законами.
Ссылки по теме:
Освіта.ua
19.11.2015