Osvita.ua Высшее образование Гриневич: вузы должны бороться за студентов
Гриневич: вузы должны бороться за студентов

Руководитель профильного парламентского комитета о проблемах образования

Гриневич: вузы должны бороться за студентов

В интервью для Еспресo.TV руководитель Комитета Верховной Рады Украины по вопросам науки и образования Лилия Гриневич рассказала, какие проблемы есть в сегодняшней системе образования, а также о важных нововведениях в этой области.

Какие первые шаги нужно сделать в области образования, чтобы реформировать эту сферу?

Основная характеристика системы образования, которую мы получили, – это страшная зарегулированность, монополизация и административное давление на учителей и преподавателей. Это то, что мы в первую очередь должны исправить. Поэтому я предложила план, который так и называется – план демонополизации в сфере образования и науки. Первое, что мы должны сделать, – это провести аудит, что именно сейчас происходит в сфере образования. Ведь сегодня у нас накапливается все больше и больше свидетельств и доказательств тех коррупционных деяний, которые происходили в сфере образования.

Вторая задача – это отменить все те приказы, инструкции, которые мешают сегодня работать в сфере образования и науки, которые являются искусственными ограничителями. И это можно сделать уже сейчас, это не требует каких-то особых средств, это только требует вдумчивого анализа всех процессов управления и консультаций с представителями различных групп, работающих в системе образования.

Следующее очень важное задание – это освободить учителя, освободить преподавателя от многих ненужных пут. Потому что, с одной стороны, мы должны обеспечить педагогическую свободу, академическую свободу для педагогов, а с другой стороны – перестать на них административно давить. Мы должны предоставить больше автономии учебным заведениям. Например, для высших учебных заведений до этого было обязательным, чтобы учебник, написанный в высшем учебном заведении и который утвердил ученый совет, должен был согласовываться еще с чиновниками министерства и получать там гриф.

Нужно ли, по вашему мнению, предоставить вузам больше автономии?

Мы должны сейчас создать такое законодательное поле, чтобы больше независимости получал не отдельный ректор, а высшее учебное заведение. Этого можно достичь, предоставив определенные механизмы влиять самоуправлению вузов. Больше полномочий не ректору, а ученому совету. Больше полномочий тем органам самоуправления, которые есть в высшем учебном заведении. Сегодня в Верховной Раде находится законопроект, который гарантирует увеличение реальной автономии вузов.

Но надо не только расширять полномочия. Любое расширение полномочий увеличивает ответственность. И это означает, что наряду с расширением автономии мы должны разработать механизмы внешнего оценивания качества образования.

Нужно ли сокращать количество вузов в Украине, ведь по сравнению с Европой у нас их очень много?

Надо, чтобы абитуриент имел право выбирать университет, предоставляющий лучшее качество высшего образования, а для этого мы предлагаем ввести хотя бы частично систему государственных грантов на обучение, а дальше все большее количество средств распределять именно через государственные гранты на обучение. Это означает, что деньги идут за человеком, который сам выбирает университет, и, если он хорошо сдал внешнее независимое оценивание, то получает государственную субсидию и идет с этим грантом в тот университет, который он выбирает. Студенты будут нести свои государственные гранты в тот вуз, который дает им лучшее качество образования, где будет лучший показатель трудоустройства, поэтому только такие университеты выживут.

Стоит объединять Национальную академию наук и Минобразования?

Если бы вы сейчас спросили, сколько на самом деле и как управляются все средства, которые идут на науку, результат работы всех этих научных исследований, то консолидированной информации нет ни у кого. Нам необходимо усилить развитие университетской науки через связь между академической и университетской наукой. Это так называемые общие центры пользования – оборудованием, например, соответствующими ресурсами, потому что есть научные исследования, особенно в естественной сфере, где оборудование чрезвычайно дорого. Разнообразные реактивы, которыми они пользуются, тоже очень дорогие. И здесь нам нужно создать общие площадки для использования и академической, и университетской науки.

У нас начала работу группа, которая разрабатывает закон о научной и научно-технической деятельности, новую редакцию этого закона. Согласно с этим документом меняется система управления, также изменяется способ финансирования науки – мы считаем, что большинство средств на науку должно тратиться на конкурсной основе под конкретные исследования, а не под финансирование только сооружений и ставок. И тогда мы можем претендовать на соответствующую результативность.

Также должны произойти изменения в подходах к оценке результативности научных исследований и связать эту результативность с финансированием.

Каким должен быть языковой закон в области образования?

Первое: каждый ребенок, гражданин Украины, должен иметь созданные во время получения образования все возможности для того, чтобы хорошо выучить государственный украинский язык. Для этого должны быть интересные программы украинского языка, хорошие учебники, хорошие учителя, возможности для изучения украинского языка.

Вторая позиция: все родители имеют неотъемлемое право с детства обучать своих детей родному языку. Потому что дети лучше усваивают родной язык и особенно, если это иная языковая группа.

Ранее в вопросе закупки учебников было немало злоупотреблений. Как, по вашему мнению, нужно реформировать эту сферу?

Да, фактически был монополизирован рынок учебников на 80 %, а государственные средства шли в три издательства, к которым непосредственное отношение имел бывший министр.

Первое, что нужно сейчас сделать, – отменить те результаты непрозрачных конкурсов, которые проходили практически в этом и предыдущем году. Ведь министерство, чтобы «застолбить» за своими издательствами возможность печатать учебники ежегодно, проводило конкурс сразу на линейку учебников, например, с пятого по девятый класс. При этом оценивали учебник только для пятого класса, а об остальном было написано 15 страниц концепции. Вы понимаете, насколько это коррупционное действие. И эти издательства сразу получали право дальше печатать все учебники. Это нужно отменить, это в первую очередь.

Во-вторых, посмотреть, что у нас происходит с учебниками для третьего и шестого класса, которые уже начали печататься, нет ли в этих учебниках ошибок.

Следующее. Мы должны вообще стратегически изменить систему выдачи разрешений на учебники и проведение конкурса учебников. Разрешение должен выдавать независимый от министерства институт, где будут эксперты, которые будут давать непредвзятые выводы. За работу этому учреждению издательства будут платить прозрачные, понятные, одинаковые взносы. И тогда есть шанс на беспристрастную объективную экспертизу.

Также я убеждена, что со следующего года нам надо отдавать средства на закупку учебников на места. Потому что потребитель лучше знает, каким должен быть учебник. Тогда издательства будут соревноваться не за доступ к чиновникам, которым надо дать взятку, а за то, чтобы их учебник был лучшим.

О какой сумме откатов идет речь при закупках учебников?

Есть информация о 50 % от той суммы, которая выделяется на учебники. И поэтому для меня очевидно, что мы должны остановить эти схемы – это первоочередной шаг. Из одного блока имеем позитивную тенденцию - растет общее количество средств на учебники. Если в 2011 году это было 120 млн грн, то в 2013 – 220–240 млн грн. Красиво, правда, – вдвое увеличивается сумма, больше учебников, но при этом в 2,5 раза возрастает средняя стоимость учебника.

Нужно ли реформировать внешнее независимое оценивание и если да, то каким образом?

Даже для проведения, не для развития ВНО, уже не хватает 10 млн грн.

Да, но ведь средства выделялись?

Средства выделялись всегда ограниченно, средств всегда не хватало. Вы поймите, что ВНО надо развивать, надо развивать его содержание, его технологическую базу, а фактически техника в Центре оценивания не обновлялась с 2008 года, она же изнашивается. Поэтому именно во внешнем оценивании есть много работы, но я убеждена, что мы хотим, с одной стороны, давать больше свободы, и это правильно, но, с другой стороны, мы обязательно должны обеспечить внешнее оценивание качества образования. И этот инструмент внешнего оценивания должен распространиться на различные этапы получения образования. В частности и на уровень бакалавра, например. И в этом случае мы тогда сможем иметь прозрачную информацию об образовательных результатах, которые мы получаем от университетов или от школ.

Поэтому этот инструмент надо развивать, он должен работать.

Система имеет недостатки, в частности то, что она ориентирована на задания с выбором одного готового ответа. И только в украинском языке и литературе мы имеем открытые задания. Сначала у нас были запланированы открытые задания по всем предметам. Очевидно, это, опять же, имеет единственную цель сэкономить на ВНО. Понятно, что на этот год мы уже ничего не сможем поменять, потому что на это нет времени, но стратегически мы должны закладывать изменения в ВНО собственно в той части, чтобы были задания, которые могут выявить способ мышления, умение выразить свое мнение.

Еспросо.TV
12.03.2014

Ведущие компании и учебные заведения Предложения от ведущих учебных заведений Украины и зарубежья. Только лучшие вузы, компании, образовательные курсы, школы, агентства.
Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Нет комментариев

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Osvita.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!