Osvita.ua Высшее образование Госзаказ-2013: имитация реформ
Госзаказ-2013: имитация реформ

Украинская система госзаказа остается под ручным управлением нескольких лиц

Госзаказ-2013: имитация реформ

Ежегодно заходит речь об увеличении или уменьшении государственного заказа. Одни университеты возмущаются, что у них «отбирают» государственные места, другие же, наоборот, делают заявления об открытии новых специальностей с бюджетными местами.

Что в действительности происходило с государственным заказом в 2013 году, каковы его динамика и география по сравнению с прошлыми годами, и будет рассмотрено в этой статье на основе отчета, подготовленного экспертами Центра исследования общества.

Государственный заказ: сколько расходует бюджет


Рост расходов на государственный заказ в украинском образовании происходил двумя волнами: первая длилась до 2010 года, а вторая – после резкого сокращения расходов в 2011 году, когда государство опять начало наращивать объемы финансирования государственного заказа.


График 1. Запланированные расходы на государственный заказ (2007‑2013)

Какова же природа этого роста, и можно ли говорить о реальном росте финансирования высшего образования? Сумма расходов в 2013 году почти на 7 % выше показателей предыдущего года. Но по сравнению с 2010 годом она выросла всего лишь на 3,2 %, в то время как рост цен по сравнению с 2010 годом составляет 28,8 %. Иными словами, в реальных показателях расходы на образование уменьшаются.

Уменьшаются они и как доля в структуре государственного бюджета. Это происходит из-за того, что темп прироста расходов на образование происходит медленнее темпа прироста государственных расходов в целом. Как следствие, в 2010 году финансирование государственного заказа составляло 6,4 % государственных расходов (что было рекордом для Украины), а уже в этом году – менее 5 %.

Кроме того, на первый взгляд может показаться, что при условиях общего сокращения количества бюджетных мест и роста финансирования государственного заказа объем средств, выделенных на одного студента-бюджетника, повышается. Однако нужно помнить, что в Украине отсутствует четкий регламентирующий механизм, соотносящий количество полученных бюджетных мест с объемом государственного финансирования учебного заведения. При отсутствии прозрачной процедуры перераспределения полученных средств соответственно количеству мест государственного заказа нельзя говорить о качественном росте финансирования одного студента-бюджетника.

К тому же, напомним, что к в 2013 году в Украине не существовало методики, согласно которой можно было бы определять стоимость обучения одного студента на определенном направлении, а соответствующее постановление приняли лишь в конце мая прошлого года. Описанная в нем методика фактически сохраняет максимальный контроль Министерства образования и науки даже над мельчайшими расходами университета, а эффективность такого подхода сомнительна.

Кроме того, важно также вспомнить такие характерные признаки государственного заказа в Украине. Во-первых, в 2013 году 90 % государственных расходов на образование направляется именно на высшее образование. На другие две составляющие – подготовку рабочих кадров и последипломное образование – средств выделяется непропорционально мало. Например, на подготовку рабочих кадров в 2010 году было выделено 3,8 млрд грн, но уже в 2011 году – лишь 989 млн грн, то есть в четыре раза меньше. В 2013 году на эту статью расходов предусмотрено 1,35 млрд грн, что, впрочем, составляет всего 35 % от уровня в 2010 году. Такая ситуация резко контрастирует с постоянным сетованием властей, и в частности руководителей образовательной сферы, на увеличение количества высококвалифицированных рабочих и необходимость их подготовки. А сами профтехучилища не способны повлиять на ситуацию из-за слабой представленности в медиа и собственной непопулярности среди населения.

Второй характеристикой распределения средств государственного заказа является их раздробленность между разными министерствами и ведомствами. Так, в 2013 году 31 государственное учреждение распоряжалось той или иной суммой средств на образование, хотя еще в 2011 году их было аж 36. Здесь можно вспомнить заявление Дмитрия Табачника о необходимости централизации средств госзаказа в профильном министерстве. Однако если взглянуть на долю средств, которыми распоряжалось МОН, то наиболее интенсивно она росла в течение 2007‑2010 гг., то есть до назначения Д. Табачника министром образования. В течение этого периода часть средств в распоряжении Министерства образования и науки выросла на 6 %, в то время как в 2010-м и до сегодня – всего на 3 %.

Кого и кому заказывает государство


Конечно, вопрос государственного заказа в образовании – это не только проблема эффективного и прозрачного финансирования. Не менее важным является распределение бюджетных мест между разными специальностями и университетами, которые будут готовить будущих специалистов.

Для удобства анализа распределения бюджетных мест мы отсортировали направления обучения в украинских университетах на десять групп соответственно классификации ЮНЕСКО: инженерное дело, производство и строительство; общественные науки, бизнес и право; гуманитарные науки и искусство; ИТ; естественные науки; сельское хозяйство; педагогика.

Больше всего мест государство традиционно выделяет именно на инженерные и производственные специальности ‑ в течение последних шести лет их доля в общей структуре госзаказа держится на уровне 35 %. Собственно, структурно распределение государственного заказа является достаточно стабильным. Существенные изменения коснулись специальностей общественных наук, бизнеса и права, гуманитарных наук и искусства, а также ИТ. Рост доли последней группы обусловлен уменьшением государственного заказа на первые две. Кроме того, если количественно сравнивать распределение мест в 2012 и 2013 годах, то сокращение произошло во всех группах специальностей, кроме собственно ИТ и сельского хозяйства.


График 2. Распределение мест государственного заказа между группами специальностей

Тем не менее, сокращение мест на специальности общественных наук, бизнеса и права не означает автоматического сокращения количества выпускников этих специальностей. Это связано с сочетанием контрактного и бюджетного финансирования высшего образования. Значительная часть абитуриентов готова платить за обучение именно на этих направлениях, поскольку из-за стереотипов, которые бытуют в украинском обществе, считается, что именно такая квалификация будет давать высокий доход в будущем. Это подтверждает как существование программ в некоторых университетах, где обучаются преимущественно лишь на контрактной основе, так и данные ЮНЕСКО, согласно которым в 2009 году 45 % всех выпускников украинских ВУЗов были студентами именно общественно-политических направлений. Именно поэтому возможность университетов набирать студентов-контрактников сводит на нет попытку государства формировать и регулировать рынок труда за счет перераспределения мест государственного заказа.

Если взглянуть на то, какие университеты получили больше всего бюджетных мест, то первая тройка не вызывает особого удивления: на первом месте находится Киевская политехника, за ней идут КНУ им. Т. Шевченко и Львовская политехника, даже невзирая на то, что в двух последних по сравнению с 2012 годом сократили места. В конечном итоге, подавляющему большинству популярных ВУЗов урезали государственный заказ. Исключением является Днепропетровский национальный университет им. О. Гончара, в котором в этом году государственный заказ вырос на 14,8 %. Причем рост там произошел на всех направлениях, включая общественно-гуманитарные, на которые в целом по Украине произошло существенное сокращение. Хочется надеяться, что такое решение не вызвано тем, что академическая карьера главы конкурсной комиссии и первого заместителя министра образования Евгения Сулимы началась именно в ДнНУ.

Лишенными логики выглядят также другие решения конкурсной комиссии. Например, часто они идут вразрез с министерским рейтингом университетов. Так, у ведущих харьковских технических ВУЗов госзаказ сократили, в то время как на соответствующие направления в университетах Запорожья, которые уступают место в рейтинге МОН или же вообще не являются техническими вузом, госзаказ не уменьшили, а кое-где даже увеличили. Другим примером является распределение мест между разными университетами, сосредоточенными в одном городе. Так, далеко не первому в рейтинге львовскому университету прибавили ровно столько бюджетных мест на факультете международных отношений, сколько забрали у другого львовского вуза, который имеет лучшие показатели своей деятельности. Такие случаи не являются одиночными.

***

Ситуация с госзаказом в 2013 году выглядит еще более неадекватной ввиду того, что в конце прошлого года был принят новый Закон Украины о государственном заказе в сфере образования. Но уже сегодня можно с уверенностью утверждать, что он является абсолютно неэффективным для выполнения поставленных заданий. В первую очередь это касается попыток сделать процесс распределения государственных мест более прозрачным. Не были выполнены требования закона о публикации про конкурс на официальных сайтах министерств и ведомств. Также общественность не имеет возможностей контролировать этот процесс, ведь государственный заказчик сам определяет порядок созыва конкурсной комиссии и реальные критерии, по которым отбираются вуз (критерии, указанные в законе, касаются скорее возможности университетов принимать участие в конкурсе, но не имеют возможности хоть как-то ранжировать их).

Напоследок имеем ситуацию, когда университеты, неподотчетные Минообразования, не передают данные о конкурсе в Единственную государственную электронную базу по вопросам образования, ведь этот вопрос принятым законом четко не регламентируется. Все это еще раз подтверждает, что заявления Министерства образования и науки о конкурсном, а следовательно, справедливом и прозрачном распределении бюджетных мест между университетами остаются всего лишь пустыми словами, поскольку вся система до сих пор находится под ручным управлением нескольких лиц.

Ирина Свитящук, Центр исследования общества, для Освіта.ua

Освіта.ua
16.07.2013

Ведущие компании и учебные заведения Предложения от ведущих учебных заведений Украины и зарубежья. Только лучшие вузы, компании, образовательные курсы, школы, агентства.
Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
ПЕТРО
ПРАЦЕВЛАШТУВАННЯ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!ЦЕ ЄДИНЕ , ЩО МЕНЕ ЦІКАВИТЬ !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!НАЩО ОСВІТА, ЯКЩО ПІСЛЯ НЕЇ ЗА КОПІЙКИ ЙТИ ГАРУВАТИ ДОВЕДЕТЬСЯ?
Ирина Шульгина
Тут уже не столько проблем с госзаказом, сколько с последующим местом работы. Ладно, выучится на физика, а дальше что? Куда идти работать? И так с большей половиной специальностей. Недавно коммуняка Алексеев говорил, что с такими темпами эмиграции у нас скоро будет катастрофа с кадрами. Так мало того, что выезжают, боятся идти учиться на что-то малопрестижное, а то как потом семью кормить?
Татьяна
Для Ирина Шульгина: Физиков как раз в школах не хватает))
Ирина Шульгина
А дальше что? Молодой учитель зарабатывает копейки, да еще и те задерживают, потому что все деньги Киев сгреб. Квартиру с такими заработками сможет купить лет в 80, это не советское время, что через пару лет какой-тоу гол получит. Дети чем дальше, тем меньше хотят учиться. Понятно, выучится за государственные деньги, а потом пойдет работать куда-то не по специальности, потому что по специальности не выживет
Комментировать
ян
Деякі вузи не можуть набрати студентів достойних навіть на бюджет. Діти не хочуть вчитись там навiть безкоштовно! Навiщо держава оплачує навчання бездарів або лiнивих, якщо розумнi дiти готові платити, але навчатись в кращих вузах? Може треба оплачувати навчання (бюджет) абітурієнтам/студентам відповiдно до їх результатів (враховуючи пріорітетні для держави галузi знань), а вже вони мають вирішувати де хочуть отримувати освіту?
ніна
Для ян: 100%. Думаю, треба держ.місця збільшувати там, куди діти несуть ВИСОКІ БАЛИ...
серйозно
на жаль всі свої високі бали вони несуть в Київ на ЕКОНОМІКУ і ПРАВО. нічого не змінюється.
ян
Не тільки на економіку та право. Подивіться на рейтинги на інші спеціальності у КПІ, у Богомольця, у Могилянці, у КНУ.
Комментировать

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Освіта.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!