![]() |
Директор Украинского центра оценивания Игорь Ликарчук, убежден, что тестирование не отменят, и размышляет о его совершенствовании |
Ликарчук: Слишком долго работаю в образовании, чтобы изменить свою точку зрения на средний балл аттестата...
Было бы хорошо, если бы учителя уже в первых числах сентября имели на руках приказ министерства о порядке проведения ВНО в следующем году...
Не будет катастрофы, если этот документ министерство обнародует в октябре. Министерство работает над созданием новой редакции Условий приема в вузы Украины на 2011 год.
По предварительной информации, и, зная точку зрения министра Дмитрия Табачника, и в следующем году будет обязательным для конкурсного отбора тестирование по трем предметам. Украинский язык и литература - для всех без исключения, а два предмета - на выбор ученика.
Предполагается ли расширение перечня предметов (сейчас их восемь), по которым проводится тестирование?
Считаем, этот набор предметов оптимален. Хотя звучат предложения о включении в него информатики и вычислительной техники, основ правоведения, основ экономики, русского языка. Это дискуссионный вопрос…
Будете ли продолжать дискуссии с министерскими руководителями относительно несоответствующего веса среднего балла школьного аттестата?
Будем... Я слишком долго работаю в образовании, чтобы изменить свою точку зрения на средний балл школьного аттестата. Результаты обучения в школе при поступлении в вузы надо учитывать. Но нельзя применять сугубо арифметический подход, когда что-то механически прибавляют и переводят в 200 баллов.
Есть разные варианты учета результатов обучения в школе. Скажем, во Франции, если результаты внешних экзаменов одинаковы, то приемная комиссия может запросить в школе информацию о том или ином выпускнике, его письменные работы, участие в научных конференциях. Школьная оценка является субъективной.
Один вес 12 баллов в одной школе и совершенно другой в школе рядом. В одной из пригородных школ Киева был одаренный ученик, который принимал участие в международных олимпиадах по математике. А в аттестате по этому предмету было не 12, а 10 баллов. Спрашиваем учительницу, в чем дело? "Я, говорит, поставила 10 баллов, зная, что он способен на большее и со своими знаниями всегда себя найдет...".
В прошлом году вы обнародовали информацию о медалистах, которые на ВНО не подтвердили своих знаний. Решитесь ли предоставить такую информацию учитывая то, что руководство министерства опровергает факты массового завышения оценок в школах или будете ли более осторожным?
К сожалению, в этом году не сможем самостоятельно провести такой анализ, так как ВНО не привязано к Государственной итоговой аттестации.
Обратимся к министерству с просьбой предоставить информацию о золотых и серебряных медалистах. Если получим ее, проведем такой анализ.
На это есть запрос общества. С такими просьбами уже обращались народные депутаты Украины. Из информации, которую получаем из прессы, количество медалистов этого года по сравнению с прошлым значительно возросло… Это симптомы болезни нашего образования.
Уже несколько лет подряд ведутся дискуссии о разных уровнях сложности тестовых заданий, учитывая разные направления будущей специальности. Скажем, одна сложность по украинскому языку для будущего филолога, другая - для математика...
Об разноуровневых тестах я веду разговор второй год. До сих пор не было такой воли со стороны министерства. Нам это не удалось сделать в 2010 году. Но потребность в тестах разного уровня сложности назрела.
Двухуровневые тесты следует ввести по украинскому языку и литературе, математике, иностранным языкам... Следует подумать над целесообразностью разъединения тестовых заданий по украинскому языку и, отдельно - по украинской литературе.
Если бы у нас были тесты разных уровней сложности для иностранных языков, не было бы такого общественного возмущения вокруг слишком сложных и якобы «коварных» тестов по английскому языку.
Было задание: на школьном стадионе собираются строить супермаркет. Ученик должен был написать письмо редактору газеты с тем, чтобы сделать невозможным такое строительство. 24 тысячи 200 участников тестирования даже не брались за выполнение этого задания. Потому что они были обучены воспроизводить знания, а не применять их. Продолжается апробация тестовых заданий общей учебной компетенции.
Борьба со списыванием, подсказками, мобилками (особенно в туалетах) не дает желаемого эффекта.
Хитрецов, желающих "обмануть" ЗНО много. В этом году аннулировали 2500 работ по этой причине. Работает апелляционная комиссия. Нас терроризировала абитуриентка. При выходе из туалета ее задержали со сборником школьных сочинений по украинской литературе, купленной на рынке. Девушка доказывала, что взяла этот сборник только потому, что думала, что в школьном туалете не будет бумаги...
Случаются и другие крайности. Ребенок разнервничался, забыл выложить мобилку на стол. И вдруг ему приходит СМС, какое-то сообщение. Ребенка снимают с тестирования без надлежащего оформления документов. Вероятно, придем к тому, что будет запрещено приносить мобильные телефоны в помещение пункта тестирования. Как саперы, будем иметь металлоискатели...
Високий Замок
20.07.2010