Osvita.ua ЗНО Статьи Классный журнал на продажу, или Как министр образования вернул коррупцию в школы
Классный журнал на продажу, или Как министр образования вернул коррупцию в школы

Придя на пост министра образования и науки Д.Табачник инициировал новые правила поступления в вузы

Классный журнал на продажу, или Как министр образования вернул коррупцию в школы

Теперь, в отличие от предыдущих лет, наряду с результатами ВНО будет учитываться и средний балл школьного аттестата, пересчитанный по 200-балльной шкале. Многие тогда высказали мнение, что это вернет коррупцию в школу.

И действительно, на нововведение украинские школы отреагировали незамедлительно. Как свидетельствуют ответы, полученные на запрос редакции журнала "Вісник ТІМО", разосланный в адрес крупнейших фирм-торговцев школьными принадлежностями, за март-май 2010 года продажа классных журналов в Украине увеличилась на 23-30% в сравнении с аналогичным периодом 2009 года. Факт удивительный, поскольку, во-первых, в связи с общим ухудшением демографической ситуации количество учащихся в 2011 году уменьшится, а во-вторых, подобные закупки школы, как правило, делают перед началом учебного года, а не в конце.

Таким образом, увеличение количества продажи этого школьного атрибута можно расценивать как попытку многих школ переписать классные журналы предыдущих лет с тем, чтобы искусственно поднять средний балл аттестата, ставшего теперь зачетным при поступлении в вузы.

- Какие у вас были основания для рассылки подобных запросов? - с этого вопроса началась беседа журналиста с руководителем проекта журнала "Вісник ТІМО" Виктором Гудзинским.

- С октября прошлого и по март нынешнего года по инициативе редакции журнала "Вісник ТІМО" было проведено "Мониторинговое исследование качества системы формирования контингента студентов вузов Украины на основе ВНО абитуриентов". Для того чтобы получить результат, мы объединили базу данных УЦОКО (а в 2009-м на ВНО зарегистрировались 460710 абитуриентов) с результатами онлайн системы "Вступ", а также разослали приглашения принять участие в исследовании 70 вузам, попросив предоставить данные о сдаче первой и второй сессий первокурсниками. К большому сожалению, откликнулись только 25 из них. Тем не менее для исследования этого было достаточно.

Мы предложили показатели, по которым, во-первых, можно измерить качество системы поступления в вузы, а, во-вторых, сравнивать его каждый год. Нас интересовало, насколько средний балл школьного аттестата и результаты ВНО позволяют прогнозировать успешность обучения в вузе.

Как раз в это время Д.Табачник, став министром науки и образования, предложил учитывать средний балл аттестата. Согласно нашему исследованию, если к результатам ВНО прибавить средний балл аттестата, то по большинству предметов и направлению подготовки это действительно дает возможность лучше прогнозировать дальнейшую успеваемость в вузе. С одним нюансом - если никто не будет пытаться корректировать средний балл аттестата. В последние три года школьный аттестат стал достаточно объективным, поскольку не было необходимости его корректировать.

После нововведения министра у нас возникло сомнение: а как на новые правила поступления в вузы отреагируют школы? Поэтому мы разослали запросы в организации, торгующие классными журналами. И выявили тенденцию - закупки классных журналов увеличились.

Так, например, ООО "Веста" - одно из трех крупнейших торговцев школьными принадлежностями - ответило официальным письмом: "На ваш запрос сообщаем, что в марте-апреле 2010 года продажа классных журналов увеличилась на 23% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Директор В.С.Онищенко".

Информация подтверждается и другими источниками - действительно, с целью повышения среднего балла аттестата классные журналы в этот период активно переписывались.

Учет среднего балла аттестата - это хорошо и правильно, но при условии, что невозможны коррекции и подтасовки. К чему приведет нынешняя ситуация, мы узнаем только в следующем году, поскольку надеемся опять провести сравнительное исследование.

У нас есть интересный документ по Харькову. Все школы города мы выстроили по рейтингу - результаты государственной итоговой аттестации (ГИА), то есть то, как школа сама себя оценивает; рядом оценка ВНО и коэффициент разницы между ними. Картина, которую мы получили, в некоторых местах доходит до абсурда. К примеру, школа, стоящая на первом месте по ГИА, находится на 98 месте по ВНО. Это абсолютно недопустимое явление. Разница не должна бы превышать 20%, а она доходит до 200-300. В этом году ситуация может стать еще хуже, потому что результаты будут активно подтасовываться.

Какие еще тенденции зафиксировало ваше исследование?

- Мы исследовали, насколько система поступления в вуз на основе ВНО обеспечивает равный доступ к высшему образованию представителям разных социально значимых групп (по месту проживания, гендерному признаку, году окончания среднего образовательного учреждения и т.д.).

Так, Д.Табачник говорит, что у нас неравный доступ по языкам. А наше исследование показало, что успешность абитуриентов, сдававших тесты на украинском языке, на 10-11% выше, чем у тех, кто сдавал тесты на русском. Причем, что интересно, эта успешность выше, например, в Луганской области. А во Львовской, наоборот, - у тех, кто сдавал на русском языке. Это говорит о том, что есть какие-то другие факторы, например, двуязычие, общий интеллектуальный уровень. Так или иначе, но цифры по каждой области показывают, что языковой проблемы нет.

Например, в целом по Украине женщины намного опережают мужчин при поступлении в вузы (60,46% и 53,52% соответственно). Можно говорить о том, что принцип обучения построен на заучивании материала. И в этом девочки всегда были впереди, они более усидчивы. Тенденция справедлива для всех областей Украины.

Наше исследование также наглядно показало катастрофу инженерных наук в Украине. На эти специальности приходят случайные люди, не поступившие в другие вузы. В нынешнем году ситуация будет еще хуже, потому что сняты ограничения снизу. Грубо говоря, можно будет принимать студентов вообще с нулевой оценкой. На сегодняшний день вузы имеют 860 тысяч лицензированных мест. Сдающих ВНО будет немногим более 400 тысяч, а поступающих - еще меньше. Понятно, что каждый подающий заявление в вуз где-нибудь да найдет себя. Инженерные науки при этом остаются самым крайним вариантом, на что нужно немедленно обратить самое пристальное внимание. Это катастрофа всего производства, промышленности, полный отрыв системы обучения от заказчика, работодателя и т.д.

Ваши исследования могли бы способствовать формированию госзаказа?

- Конечно, могли бы. И мы на это очень рассчитываем. Но сейчас для нас самое главное понять: если потеряется такое явление, как ВНО, то потеряется самое главное — мерило, линейка.

Почему вы говорите о том, что оно может потеряться?

- Потому что сначала вводится учет среднего балла аттестата по шкале 200. То есть ВНО уже на одну треть приравняли к среднему баллу аттестата. Теперь планируют вводить некие, на мой взгляд, непонятные формы вступительных экзаменов. И это еще больше ослабит роль и влияние ВНО.

То есть вы хотите сказать, что учет среднего балла аттестата - это попытка дискредитации ВНО?

- Это, скорее, не умышленная дискредитация, а попытка учитывать требования при отборе своего студента. Но только это бессмысленно при условии, что вузов у нас 350 (во Франции - 71) и лицензированных мест 860 тысяч при наборе, скажем, 300 тысяч. В таких условиях дополнительный отбор не имеет смысла. Если бы желающих поступить было больше, чем лицензированных мест, тогда нужны были бы какие-то дополнительные критерии отбора, чтобы каждый вуз мог отобрать своего студента. В нынешней ситуации все это может превратиться исключительно в отъем денег у родителей. По логике, правила, условия и программы приема должны объявляться в начале учебного года, чтобы будущий выпускник знал, как ему готовиться. Во многих странах мира запрещено вносить изменения в условия поступления в вузы и в порядок проведения вступительных тестов после начала учебного года. А у нас вдруг решили сертификаты прошлых лет принимать наравне с нынешними. Это, может быть, неплохо, но исказит картину приема, потому что правила менялись.

* * *

Что все-таки даст украинской системе высшего образования учет среднего балла школьного аттестата?

По мнению Игоря Ликарчука, директора Украинского центра оценивания качества образования, это приведет к определенному неравенству среди поступающих в вузы, поскольку каждая школьная оценка субъективна. Так, в прошлом году, когда результаты ВНО засчитывались как результаты итоговой аттестации в школе, 50% медалистов Киева (а в некоторых областях - 70%) во время тестирования своих результатов не подтвердили.

- Предложить нашему обществу систему, которая создавала бы равные условия при поступлении, было очень нелегко, - считает Игорь Леонидович.. Попыток дискредитировать ВНО со стороны части общества, имеющей деньги и связи, немало, и они будут продолжаться. Например, на сегодняшний день я нашел в Интернете 12 сайтов, продающих якобы ответы к тестам. Некоторые из них обещают дать ответы за сутки до начала тестов. При этом предупреждают о том, что это незаконно. Один из сайтов имеет украинский домен, но зарегистрирован в Италии. Кто за этим стоит, мы не знаем. Но это абсолютный лохотрон.

Не направлена ли кампания с введением среднего балла аттестата на дискредитацию ВНО?

- Действительно, нет ни одной страны в мире, где поступление в вуз проводилось бы только по результатам ВНО. Но подходы к этому могут быть очень разными. В одной из европейских стран, скажем, при поступлении в вуз учитываются результаты ВНО. Но если у нескольких абитуриентов равные оценки, то приемная комиссия делает запрос в средние учебные заведения об их учебных достижениях за несколько последних лет. На основании этих данных и принимается окончательное решение.

Есть методика, по которой внешние экзамены приравниваются к оценке аттестата. Я бы сказал, что у нас идет поиск каких-то оптимальных путей совершенствования вступительной кампании в вузы. Но надо отметить, что в истории украинского образования это уже четвертая попытка учитывать средний балл школьного аттестата. Три предыдущих имели место в СССР, и от них отказывались, потому что это приводило к росту количества позитивных оценок, медалистов и злоупотреблений.

Автор: Алла Котляр

Дзеркало тижня
07.06.2010

Ведущие компании и учебные заведения Предложения от ведущих учебных заведений Украины и зарубежья. Только лучшие вузы, компании, образовательные курсы, школы, агентства.
Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
2010У
Считаю. что в старшую школу не должны идти ученики, имеющие оценки низкого уровня, но у которых родители готовы все проплатить, клянчащие оценки у учителей, предлагая взятку, зная проблемы этого учителя (материальные), играют с ним. Это омерзительно. И знаете," методом втыка" такие умудрились проходные балы на ЗНО набрать, и имея льготы, поступят.
Настя
Блин, обидно... зно 193,5 / 194 / 184 а бал аттестата 167,7 даже плакать хочется....
Саша
Для Настя: вот-вот.у нас в школе медали продают направо и налево.эти горе-медалисты ничего не знают.зато будут намного выше в рейтинге за счёт аттестата....
Комментировать
Я -проти
До чого ця мова. Те, що у вузах деруть роками, депутати гребуть мішками не бачить ніхто, а у школі вони корупцію учуяли. Порівняно з вищеперерахованим квіти на свято і коробка цукерок - це не корупція. Не носіть, не просіть і ніхто вас не заставить давати.
своя думка
Навіщо в Україні стільки ВНЗ? Зрозуміло, для викачування грошей з кишень батьків, які думають що їхнє чадо чомусь там навчать. Можливо декого і навчать, але ж роботи по спеціальності не буде. А тому закриймо всі ці сумнівні "виші" і не буде корупції.
аноним
Мне кажется,что от чего уходили так к этому же и пришли.Уходили от коррупции , к ней и пришли.В моей школе о важности аттестата узнали только во 2 семестре.И 1/3 отличников себя на ЗНО не проявил.
абитуриент
учет среднего балла в аттестат это попытка уничтожить украинское образование !!!!
Gloni
в селі директору чекушку й мішок крупи і в тебе золота медаль))))))
Нормальний
Особисто в мене найбільше несхвалення викликає те, що немає і не враховуються коефіцієнти по рівню навчання в школах, ліцеях і т.д. Наприклад, вчився в ліцеї і середній бал 10,8 і на кожну оцінку треба було працювати тяжко, а знайомий вчився в школі, де за те, що ти приніс реферат тобі 10-11 за тему і так до кінця семестру. То де справедливість??? Я звичайно не проти середнього балу атестата, але не так як його вводять в нас в Україні: з поспіхом і необдумано.
Anonymous
Средний бал аттестата это отличное решение. Богатые родители оплатят ребенку любого репетитора и он может как-нибудь да сдать ЗНО. Но если ребенок в школе плохо учился и вообще был раздолбаем, то это значит, что и в ВУЗе он будет раздолбаем, которого только контракт за партой держать будет. Хуже всего в этой ситуации с ЗНО и аттестатом не очень одаренным детям из небогатых семей. Ни репетитора нанять, ни проплатить за аттестат. Ведь ребенок мог думать, что он сдаст как-нибудь ЗНО и пойдет дальше. А тут то проблема - учеба в школе тоже учитывается. Я в школе учился хорошо. Ко мне постоянно подходили такие, из небогатых семей, даже средним классом не назовешь, и просили помочь, сесть например рядом на контрольной. Буквально на коленях стояли.
Нину
полностью поддерживаем.УЧИТЕЛЯ одной из школ.
Нина
А 200-300 евро не хотите за повышение оценки в аттестат с 9 баллов на 10. Это наш знаменитый киевский лицей для "заможных батькив", откуда добрая половина выпускников поступает в КИМО. Как бы они не сдали ЗНО, они всеравно там будут учиться. А учительские дети и внуки вообще могут не посещать занятия в лицее, у них и так все Ок. Но есть у нас и настоящие медалисты, которые с начальной школы были лучшими и их не сломали, хотя и пытались, ведь медалистов не должно быть очень много. Думаю, что правда в нашей стране никогда не восторжествует, всегда в престижных ВУЗах и на престижных специальностях будут учиться дети-мажоры и дети тех, кто "из грязи в князи" попал, т.е. как-то резко разбогател... Они все могут оплатить.
гость
я считаю средний бал атестата - мудрое решение!ведь можно быть двоечником,забить на учебу,а ведь бывает такое что "дуракам везет" и сдаст он нормально зно,и на то что знаний там никаких никто и не глянет(как это было в прошлом году)!!!!!а тем кто в школе учился..но при этом не очень написал зно не давать ни единого шанса поступить в вуз-глупо!!!! так что я-за!!!а по поводу комментариев оставленных ниже...я не понимаю откуда у вас столько желчи....какая вам разница до остальных!!!все эти комментарии больше смахивают на оправдания тех кто получил плохой атестат!платили они не платили-это личное дело каждого!!жизнь все по полочкам расставит!а вы тут сидите и ворчите хотя сами попросту вовремя не взялись за ум!!!
Настя
А в нашій школі повний бардак. Все можна купити, і оцінки, і медалі, і Марію Степанівну в першу чергу...))
Випускник
Мені взагалі неправильно підрахували середній бал атестата. Недодали 0,8 балів. Я до школи, щоб мені переробили документ. Потім мені певертають атестат де просто затерли невірний бал, а зверху написали новий. Я кажу потрібно робити новий додаток. Директор каже, що нових бланків нема. Я пішов до районного відділу освіти. Через 10 хвилин знашли зайві додатки. І я тількі тоді отримав новий документ.
З офыцыйних джерел...
"У нас є цікавий документ по Харкову. Всі школи міста ми вишикували за рейтингом - результати державної підсумкової атестації (ДПА), тобто те, як школа сама себе оцінює; поруч - оцінка ЗНО і коефіцієнт різниці між ними. Картина, яку ми отримали, в деяких місцях доходить до абсурду. Приміром, школа, що стоїть на першому місці з ДПА, перебуває на 98-му місці із ЗНО. Це абсолютно неприпустиме явище. Різниця не мала б перевищувати 20%, а вона доходить до 200-300. Цього року ситуація може стати ще гіршою, адже результати активно підтасовуватимуться...
Учениці
Я не собираюсь сравнивать ВСЕХ :) Речь шла об одном факте в одном городе и одной школе.и НАРИСОВАННОМ ,понимате НАРИСОВАННОМ аттестате.(прочтите еще раз).НО Фаткты- вещь упрямая ...Еще раз :В Украине в прошлом году многие показали "реальный" результат ,после которого лишились медали ( т.е тест какой-нибудь был сдан ниже 175 ) Вы ,статистику прошлого года по Киеву знаете .50% медаллистов не подтвердили свои 11 и 12 и даже 10 в аттестате..Вы подтвердили в этом году -молодец! И не ОДНА вы такая :) Но 50% по Киеву в прошлом не подтвердили и это МНОГО ...
Учениця
Ну що ви тут рівняєту всіх вчительських дітей медалістів? По-перше атестат за просто так ніхто не зробить....траба дати гроші...ви знаєте яка зарплата у вчителя? По-друге як потім тій матері чи батьку дивитись в очі колег знаючи що її дитині там все пречудово намалювали.... А по-третє я золота медалістка, середній бал 11,5...але я теж щоосені вставала о 7 щоб захищати честь школи, ходила по різних конкурсах і Що?Де?Коли?, і покидаю цю школу з похвальними і грамотами з 1 по 11 клас, кучею грамот і багажем знань..і зовнішнє я теж добре здала. Але є один мінус цієї реформи...це різні вимоги шкіл....нам неодноразово казали що якби весь наш клас перевести із спеціалізованої в просту школу то там майже кожен би був медалістом.
Ольге
Вы шли 10, а кто-то 2 (учитываются оценки за 9, 10 класс) Вы же не будете спорить ,что в Украине в прошлом году многие показали "реальный" результат ,после которого лишились медали ( т.е тест какой-нибудь был сдан ниже 175 ) Вы ,статистику прошлого года по Киеву знаете ?.50% медаллистов не подтвердили свои 11 и 12 и даже 10 в аттестате..Думаете в этом году процент меньше будет ? Больше, но только никто не лишит их нарисованных баллов Нужно чтобы ДПА было НЕЗАВИСИМЫМ. и не по 3 предметам а хотя бы по 5 ДПА -это итог знаний за 10(11) лет и ой как многие бы НЕ дополучили свои медали , а с ними и нарисованные баллы по всей стране...
Ольга
Школа школе - рознь. Есть школы, учителя в которых работают абсолютно честно, и если кому-то попался человек, который не уважает собственную профессию учителя - тогда уж простите, но не в реформе дело, а в людях. Я - золотая медалистка, шла к этому десять лет. И я очень рада, что засчитывается средний балл аттестата при поступлении. В школе ученик должен быть подготовлен по всем предметам, получить базу знаний, а специализируют его уже в ВУЗе. Преподаватели в прошлом году, когда аттестат не имел значения, сетовали на то, что дети занимались только по предметам, по которым сдают тестирование. А учет среднего балла аттестата должен это исправить.
Учитель
Все не как у людей. Во всем мире к тестам ребенок добавляет портфолио. которое и показывает его истинный интеллект и интересы. Вот это и учитывают при поступлении в вузы. А мы пошли простым путем - средний балл аттестата. Да оценки рисуются, только не надо сказки про учительских детей, не так много им рисуют. А вот бизнесу и начальству - да. Лично я с единиц и двоек повыправляла всем на очень высокие оценки, даже спасибо не сказали, а вы говорите платить. Да сегодня в сельской школе родителя учителя с грязью смешают и застрелятся за коробку конфет, а вы оценки куплены.Просто стало жалко, думаешь, может хоть моя оценка поможет вырваться ему з дер...а. Но самое страшное, опять во всем винят школу. А поступят, будут молча платить за экзамены и зачеты и далеко не конфетами. Задолбали.

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Osvita.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!