Osvita.ua ЗНО Статьи Академик Ляшенко: экзамен это субъективная оценка
Академик Ляшенко: экзамен это субъективная оценка

Ведущий эксперт - академик Александр Ляшенко - рассказал в интервью о возможностях и опасностях нынешнего приема в вузы

Академик Ляшенко: экзамен это субъективная оценка

"На тестах абитуриент только расставляет "галочки", и в действительности может ничего не знать, а действительно талантливые дети могут просто растеряться и плохо написать тесты.

Так, вице-премьер Семиноженко, обосновывает возврат системы поступления в вузы через экзамены - а не только на основании результатов тестов, как было в последние два года. Против этого высказалось большинство украинцев, которые считают - экзамены - это коррупция.

Возможно ли тестировать так, чтобы можно было определить способности абитуриентов? Журналисты спросили об этом Александра Ляшенко, академика-секретаря отделения общего среднего образования Академии педагогических наук. Он считается специалистом по тестам в Украине, и возглавлял группу, которая придумала, как тестировать способности.

Почему ректоры университетов жалуются, что из-за тестов знаний, которые сейчас проводятся, не могут разглядеть "своих" студентов?

Разговоры о поиске "своего студента" начал ректор КПИ Михаил Згуровский, и я это могу легко объяснить. Раньше они выбирали "своего" студента с помощью довузовских курсов. Тогда дети, их заканчивали, сдавали вступительные экзамены заранее и проходили на учебу раньше всех. Это избрание "своих" по льготе - человек платит деньги, ходит на курсы и становится студентом.

С этого и начались разговоры о том, что внешнее независимое оценивание не позволяет разглядеть абитуриента, убедиться, что он подходит для этого факультета или вуза в целом.

А тестирование способностей поможет этому?

Эти тесты определяют общую компетенцию. Не специальную или узкую, а общую. То есть неважно, куда пойдет учиться абитуриент. Если он успешно сдает эти тесты, значит, у него есть способность к самому процессу обучения, возможность адекватно получать и накапливать знания - неважно, какие именно.

В Америке есть такие тесты - SAT (Scholastic Assessment Test - тест школьных способностей) - и они обязательны для поступления во все престижные университеты. Потому что не всегда важно, что ты знаешь. Важно, чему ты можешь научиться.

И если проводить такие тесты вместе с внешним независимым оцениванием, то можно объективно оценить знания и способности каждого абитуриента.

Можете привести пример?

Вот:

Какой угол образуют стрелки часов, если время - 14:55.

  • А. 90
  • Б. 100
  • В. 105,5
  • Г. 117,5
  • Д. 120

И какой правильный ответ?

Г. Круг имеет 360 градусов. На часах 12 делений. Значит, градус между двумя соседними делениями равен 30 (360 разделить на 12 = 30). Если на часах 14-55, то до 120 градусов не хватает совсем немного. Это немного - 30 градусов, деленное на 12 отметок = 2,5 градуса. 120 минус 2,5 = 117,5.

В этом задании нужно уметь делить и логически думать. Если человек справляется с такими задачами, значит, его можно обучать сложным математическим правилам.

А Вы знаете позицию нового министра образования о возможности тестировать способности?

Нет, никаких намерений Дмитрия Табачника по поводу этих тестов я не знаю. Мы работали с Иваном Вакарчуком, он владел этой информацией, и можно было предвидеть его действия в этом направлении.

А сейчас мне нужно идти к Табачнику и рассказывать, что это такое и для чего мы его разработали. Какой будет его реакция - представить не могу.

А каким был план, утвержденный Вакарчуком?

Мы подготовили первый вариант тестов, и попробуем его в четырех ведущих университетах - Харьковском, Донецком, Львовском и Киевском. Этот этап заканчивается в сентябре этого года. На втором этапе мы будем испытывать эти тесты шире - на 200 учащихся и 200 студентах-первокурсников. Мы хотим проверить, насколько их компетентность отличается от учеников. Если разница не существенная, значит тест работает нормально. Если существенная - тест неприменим, и придется его совершенствовать.

В 2012 году - на последнем этапе - выходим на региональный масштаб. До этого мы должны предложить полностью всю технологию этих тестов.

Почему именно в 2012?

В этот год из-за двенадцатилетнего обучения в школах, абитуриентов - выпускников школ не будет. Будут поступать те, кто окончил школу ранее. И, собственно, этот тест рассчитан именно на выпускников прошлых лет.

А чем плохо вернуться к старым, всем известным экзаменам?

Что такое экзамен? Это субъективная оценка. И что бы кто ни делал, это все равно останется субъективной оценкой. Оценка, которая в основном выражает отношение преподавателя к тому или иному ребенку. Будет оценивать этого ребенка другой преподаватель - будет другая оценка.

Я когда-то провел эксперимент. Контрольную работу своего студента я дал на проверку своим коллегам. И диапазон оценок был от тройки до пятерки по пятибалльной шкале. Одна и та же работа! Вот вам и разница.

Так же и при поступлении.

И дело вовсе не в коррупции даже и не во взятках. Тут совсем другое.

Чем отличается тестирование? Это средство, которое позволяет измерять знания. На обычном экзамене ты вытаскиваешь билет, и знаешь - не знаешь, а что-то отвечаешь. Можешь понравиться преподавателю, и он поставит хорошую оценку. Можешь - нет. Тогда будет плохая оценка. А вывод должен быть всегда однозначным: я или знаю, или не знаю - третьего не дано. Все находятся в равных условиях.

Сколько денег потрачено на разработку тестирования способностей?

У нас не было финансирования. За исключением приглашения экспертов из США. Мы провели пять семинаров и, собственно, получили средства только на переезд, питание и проживание гостей. Никакой зарплаты или гонораров никто из нас за разработку этих тестов не получает. Это люди-энтузиасты.

Нам и не нужна никакая финансовая поддержка. Нам нужно только, чтобы преподавателей, работающих над разработкой тестов, ректоры их учебных заведений отпускали на семинары.

Справка

Систему тестирования способностей начали создавать в США в 1924 году. Тогда солдаты начали возвращаться с войны, и возникла проблема с их обучением в высших учебных заведениях.

Было создан College Board, совет ректоров крупнейших университетов США, который в 1926 закончил разработку SAT (Scholastic Assessment Test - тест школьных способностей) - тест общих способностей. Он должен был проверять не знания абитуриента в той или иной отрасли, а его потенциал, навыки быстро учиться, получать и усваивать знания и эффективно применять их на практике.

Тесты SAT за все время существования претерпели мизерные изменения, и на сегодня являются обязательными при поступлении в престижные американские вузы - Гарвард, Принстон, Йель.

Решение разработать такие планы в Украине принял министр образования и науки Иван Вакарчук. 29 января 2009 согласно приказу МОН была создана рабочая группа, которую возглавил Ляшенко. Основная задача - исследовать международный опыт и создать подобные тесты в Украине.

20minut.ua
12.04.2010

Ведущие компании и учебные заведения Предложения от ведущих учебных заведений Украины и зарубежья. Только лучшие вузы, компании, образовательные курсы, школы, агентства.
Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Нет комментариев

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Osvita.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!