Osvita.ua ЗНО Статьи Внешнее независимое оценивание: так ли оно мешает новой власти?
Внешнее независимое оценивание: так ли оно мешает новой власти?

Табачник в случае рассекречивания тестов не рискует ничем, а ЗНО - добрым именем и независимостью. Может, на это и расчет?

Внешнее независимое оценивание: так ли оно мешает новой власти?

Согласно недавнему телефонному опросу, проведенному институтом Горшенина, только 37,5% украинцев верит в скорую перспективу изменений к лучшему в экономике страны в связи с приходом к власти новой политической команды.

И с этой третью сограждан трудно не согласиться. Ведь только в сказке или во сне сладкие коврижки произрастают на кисельных берегах "по щучьему велению".

"Дерни за веревочку - дверца и откроется..."

К слову сказать, среди многих секретов нынешнего процветания наиболее развитых европейских стран не последнюю роль играет национальное отношение тамошних чиновников к образовательной политике. Она стабильна, прагматична и прогнозируема.

Во всех этих странах видят прямую причинно-следственную связь между средствами, адресованными образованию, качеством подготовки специалистов для государственных нужд и благосостоянием нации.

На беду нашу, в Украине подобная взаимосвязь очевидна не всем власть имущим. В итоге, политика не в ладах с образованием. А политики - друг с другом. Как следствие, наибольшую озабоченность нынешним бедственным состоянием школы - как высшей, так и средней - демонстрируют работодатели.

На их взгляд, немалый парадокс состоит на сегодняшний день в том, что в условиях массовой безработицы крайне трудно подыскать хорошего специалиста с отечественным высшим образованием.

Не случайно они с интересом отнеслись к образовательной реформе, нацеленной на повышение качества отбора будущих студентов. В то время как общественность оценила в ней не менее важный аргумент - несомненное повышение гарантий равенства прав абитуриентов на высшее образование.

Что такое невтерпеж, и как с этим бороться?

Кадровые назначения новой власти в образовательной сфере не могли не вызвать смуту в обществе. Причем, реакция была разной - от искреннего недоумения до радикальных нападок на Табачника. Власть же восприняла тревогу сограждан как атаку против команды - и замкнулась на неприятии любых сомнений. Между тем, речь шла о рисках поспешных решений министра как для правительства, так и страны в целом.

Наибольший резонанс вызвало обещание существенно изменить условия вступительной кампании. Причем незамедлительно - за три месяца до ее начала. Очевидно принцип правовой определенности, известный даже школьникам, а уж тем более судейскому корпусу Международного суда по правам человека, в расчет не брался. Да и зачем?

В этой связи уместно было бы вспомнить известную притчу о весельчаках, затеявших выкапывать картошку, спустя лишь неделю после ее посадки с объяснением: "Уж больно кушать хочется". Но было не смешно. А меньше всех было смешно полмиллиона школьникам и миллиону их родителей, которым "улыбалось" играть по новым правилам, объявленных во время игры.

Согласитесь, для подобного "экстрима" нужны более чем веские аргументы и обоснования.

О здравом смысле замолвите слово

Уместно напомнить, что внешнее оценивание в начале этого десятилетия рождалось совместными усилиями разных властей, в том числе и нынешнего министра образования.

Кропотливое ваяние и внедрение этой системы было вызвано как полным отсутствием сравнительной информации о качестве обучения в наших школах, так и растущим недовольством в отношении несправедливой системы поступления в университеты.

К примеру, по результатам репрезентативного исследования мнения молодежи, проведенного центром "Социальный мониторинг" в 2002 году на вопрос: "Считаете ли Вы систему вступительных экзаменов в высшие заведения образования прозрачной и объективной?" 63% респондентов ответили категорически - нет, а 21 % поставили справедливость такой системы под сомнение.

Независимое оценивание, как нельзя лучше, оправдало чаяния абитуриентов. По крайней мере, согласно прошлогодним исследованиям фонда "Деминициативы", 78% абитуриентов оценило его в качестве эффективного средства борьбы против коррупции, а 72% их родителей высказало доверие ЗНО как к эффективному средству справедливого отбора в высшие учебные заведения страны.

Теперь представьте себе недоумение и немалую тревогу людей, узнавших от руководителя гуманитарного блока нового правительства о незамедлительной реанимации вступительных экзаменов. К слову сказать, реакция общественности была взята новой властью на заметку.

От идеи повсеместного введения экзаменов вскоре отказались, пообещав их лишь абитуриентам, окончившим школу до 2007 года и поступающим на заочное отделение.

А что, заочникам выдают дипломы какого-нибудь особого образца? Или, может, очередь к таким специалистам выстраивается в присутственных местах? Согласитесь, вряд ли кто захочет заказать проект дома у архитектора-заочника.

Наконец, о равенстве возможностей и стартовых условий абитуриентов. Не секрет, что любое исключение из правил перечеркивает антикоррупционный потенциал независимого оценивания. Может, в этом и смысл грядущих изменений? Дабы кто-нибудь обязательно стал ровнее в правах, нежели другие?

200-бальный аттестат для "моральной" поддержки учителя

Наиболее заметной новацией, обещанной абитуриентам, стало существенное увеличение веса среднего балла школьного аттестата - до 200 баллов.

Спору нет. Результат учебы в школе должен учитываться при поступлении. Что, впрочем, и было предусмотрено действующими правилами приема. Ведь именно этот результат демонстрирует системность и стабильности знаний и умений, приобретенных за время многолетней учебы в школе.

Однако не секрет, что в условиях, когда школы в Украине не обеспечивают надлежащий уровень образования, одно и то же количество баллов школьной оценки в разных школах может существенно отличаться по качеству.

Объяснение, что речь идет о "мере, направленной на повышение морального авторитета учителя", трудно назвать убедительным. По крайней мере, учителями это воспринимается как неумелая попытка заигрывания.

В действительности, такая новация лишь увеличит психологическое давление на учителя, провоцируя "погоню" родителей за школьными баллами в последние месяцы учебы.

Моральный авторитет учителя вряд ли от этого повысится. Другое дело - реальное повышение оплаты труда и улучшение его условий.

Перевод тестов, или медвежья услуга школьнику

Теперь о гуманности перевода тестов на языки обучения. На самом деле, таковым он является лишь на первый взгляд.

Согласно последнему приказу Табачника тестовые задания в спешном порядке должны быть переведены на крымскотатарский, молдавский, польский, русский, румынский, венгерский языки. Мол, на родном языке тесты сдавать легче и комфортнее.

Тем временем, в Украине, как и во многих других европейских странах, вузовское преподавание ведется на государственном языке. При этом Конституция допускает "применение" других языков как средств коммуникации, а также их изучение в качестве отдельных учебных предметов.

Другими словами, все равно преподавать в вузе будут на украинском языке. Кому же в таком случае облегчают жизнь авторы идеи массового перевода тестов?

Согласитесь, глупо игнорировать шанс овладения украинской речью за счет государства с младых ногтей, дабы потом терять бессонные ночи на борьбу со словарем и диктофоном.

Да и потом нереально все это - за три месяца до вступительной кампании. Во-первых, дорого. Одна тестовая тетрадь стоит около 70 гривен.

Во-вторых, никто не возьмется в такой спешке гарантировать безопасность тестовой информации. Она обязательно при таком массовом переводе "всплывет" в интернете или других подобных источниках. Спросите у рядового абитуриента, что ему важнее: комфорт или уверенность в том, что сосед не пишет по домашней заготовке?

Есть еще один любопытный момент. Табачник в случае рассекречивания тестов не рискует ничем, а ЗНО - добрым именем и независимостью.

Может, на это и расчет?

Леся Оробец, народный депутат Украины, зампредседателя Единого Центра, председатель подкомитета по вопросам базового образования профильного комитета парламента.

Українська правда
31.03.2010

Ведущие компании и учебные заведения Предложения от ведущих учебных заведений Украины и зарубежья. Только лучшие вузы, компании, образовательные курсы, школы, агентства.
Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
мама випускника 2010
А що робити , якщо не достає якихось 1,5 балов? Усе , получаєся що рік пропав даром, а хто знає, що вони вигадают на другий рік. Невже липше, якщо діти будуть вештатся без дела, п"янствовать, заниматися наркоманией, вместо того щоб навчатися??? Тем паче що за все итак платят батьки!Держава ни надає роботу, да ще и робит вселяки перешкоди лишь би отбить охоту у дітей от всего.
R
6 по математике и 12 по физкультуре=18/2=9 и 6 по физкультуре и 12 по математике=18/2=9, вот и средний балл
~ZiK~
народ не робіться розуимнішими за інших ,держава в нас не розвинута ,депутати уроди і буржуї плюс більшість політиків не знаютьУкраїнської мови а ви їх вибирали
Юрко
Нові зміни до умов вступу!!! Як можна допустити, щоб результати ЗНО 2007, 2008, 2009 років використовували при вступі. Чому тоді не використати результати ЗНО до 2007 року та взагалі результати вступних іспитів до проведення ЗНО?????
Ліля, мама 11-класниці
Кожна новизна в освіті, яку хоче ввести якийсь чиновник, робить наших дітей піддослідними "кроликами". Це ж позначається на їхньому здоров'ї! Шок від тестів уже минув, але показав свій хороший результат. Тепер антиукраїнський міністр знову випробовує нерви наших дітей! Він, напевно, не знає, що всяка біль, кривда і терпіння, які він приносить комусь, обов'язково вернуться йому, але з більшою силою... Думайте і розумійте, найганебніший міністре, що співбесіда чи інша форма здачі у ВУЗі - це ГРОШІ-ХАБАРі, які слід заплатити. Викладачам це вигідно. Саме це породжує несправедливість у душі наших дітей і образа на життя. Лише Бог і молитви до Богородиці допоможуть нашим дітям, а їх кривдники повинні бути наказані і зрозуміти все, хоч би швидше...
Випускник 2010
В МЕНЕ ПИТАННЯ !!!! А ВИ ПРОБУВАЛИ ЗДАВАТИ ЦІ ТЕСТИ ЗА ВАШИМИ УМОВАМИ???? І ЧИ ЗДАВ КОЛИШНІЙ МІНІСТР ВАКАРЧУК ЗНО З УКРАЇНСЬКОЇ МОВИ??? БО ХОДИЛИ ТАКІ ЧУТКИ ШО САМ МІНІСТР НЕ ЗМІГ СКЛАСТИ ЗНО =))))))))))))))))) І ШЕ ОДНЕ УБИРІТЬ З ТЕСТУВАННЯ МАТЕМАТИКУ!!!!!! В НАШІЙ КРАЇНІ ДУЖЕ МАЛО ДІТЕЙ ЯКІ РОЗУМІЮТЬ ЦЕЙ СКЛАДНИЙ ПРИДМЕТ....І ЩЕ МЕНШЕ ПРОФЕСІЙНИХ ВЧИТЕЛІВ ЯКІ Б НАВЧАЛИ... ЗВЕРТАЮСЯ ДО ВАС ВСІХ ... ПОДУМАЙТЕ ШО ВИ РОБИТЕ!!!!!!! ПОДУМАЙТЕ!!!!!!!!!
Випускник 2010
І ЩЕ ОДНЕ...НЕ ПИШІТЬ ЄРУНДИ НА ТЕСТ ПОРТАЛІ!!!! ЩО МАЙЖЕ 429 ... ТИСЯЧ ВИЯВИЛИ БАЖАННЯ СКЛАДАТИ ЗНО !!!! ВСЕ ЦЕ ЧИСТА БРЕХНЯ!!!!!! НАМ НЕМА ВИБОРУ!!!!!! АНУ ДАЙТЕ НАМ ВИБІР СКЛАДАТИ ЗНО ЧИ НЕ СКЛАДАТИ ЩОБ ОТРИМАТИ ВИЩУ ОСВІТУ.... І ПОБАЧИТЕ СКІЛЬКИ ОСІБ ВИЯВЛЯТЬ БАЖАННЯ СКЛАДАТИ ВАШЕ ДИБІЛЬНЕ ЗНО!
Випускник 2010
ЯКІ ЖИВУТЬ У СЕЛАХ І СЕЛИЩАХ МІСЬКОГО ТИПУ!!! ДЕ НЕМА НАВІТЬ КНИГ ДЛЯ НАВЧАННЯ!!! ОСЬ ДЕ ПРОБЛЕМИ!!! ТРЕБА СТВОРИТИ НАЛЕЖНЕ НАВЧАННЯ А НЕ ДИБІЛЬНІ ТЕСТИ!!!! А ЯКЩО І РОБИТИ ЦІ ТЕСТИ...ТО ЗА НОВОЮ ПРОГРАММОЮ!!!! З 5 КЛАСУ!!!! А ТИМ ХТО 9 - 11 ВІДМІНІТЬ!!!!! В НИХ ІДЕ ЗОВСІМ ІНША ПРОГРАММА І ВИ ЦЕ ЗНАЄТЕ!!!!! БУДЬТЕ ВКІНЦІ КІНЦІВ РОЗУМНИМИ ЛЮДЬМИ!!!!! СТВОРІТЬ НАЛЕЖНУ ПРОГРАММУ(ЩОБ НЕБУЛО ТАК ДО НОВОГО РОКУ ОДНА А ПІСЛЯ ІНША!!!! ) СВТОРІТЬ НАЛЕЖНІ УМОВИ В ВСІХ ШКОЛАХ КРАЇНИ! А ПОТІМ ЩОСЬ ГОВОРІТЬ ПРО ЗНО !!!! ВИ Ж ДУМАЙТЕ!!!! ВАС НЕДАРМА ВЗЯЛИ НА ТАКУ ПОСАДУ!!!!! ТО ДУМАЙТЕ!!!!!!
Випускник 2010
ВСЕ ЦЕ БРЕХНЯ!!!! Незалежне оцінювання, як не можна краще, виправдало сподівання абітурієнтів. Принаймні, згідно з торішнім дослідженням фонду "Демініціативи", 78% абітурієнтів оцінило його як ефективний засіб боротьби проти корупції, а 72% їх батьків висловило довіру ЗНО як до ефективного засобу справедливого відбору до вищих навчальних закладів країни. Особисто я проти ЗНО!!!! Воно породжує більшу корупцію в ВУЗах!!!! І ВСЕ ЦЕ БРЕХНЯ ШО КОРУПЦІЯ СТАЛА ЗМЕНШУВАТИСЯ!!! ( МОЖ ВАМ НА ЛАПУ ВЖЕ НЕ ТАК ДАЮТЬ ??? ПРОВІРЬТЕ СВОЇ ДЖЕРЕЛА!!!!!! ) ДО ЗНО ТРЕ БУЛО ЗАПЛАТИТИ 5000 $! А ЗАРАЗ 10 000 І БІЛЬШЕ!!!! І ВСЕ ЦЕ ПРАВДА!!! І БІЛЬШІСТЬ ДІТЕЙ ПРОТИ ТЕСТУВАННЯ!!!! А ВИ ПІДРОБЛЯЄТЕ ВСІ ТІ СТАТИСТИКИ!!!! ВАМ ПОТРІБНО ЗНО ДЛЯ ТОГО ЩОБ СТВОИТИ РАБ СИЛУ В КРАЇНІ! ЩОБ ВІДСІЯТИ ДІТЕЙ!!!
Преподаватель
Народный Депутат плохо знаком с Конституцией Украины. "У державних і комунальних навчальних закладах поряд з державною мовою відповідно до положень Конституції України, зокрема частини п'ятої статті 53, та законів України, в навчальному процесі можуть застосовуватися та вивчатися мови національних меншин". Рішення Констітуційного Суду N 10-рп/99 , Справа N 1-6/99
Рома
Врать не надо! Утечка информации о заданиях и правильных ответах бывала каждый год и Табачник здесь не причем. Конституция Украины не требует, чтобы преподавание в вузах было только на украинском языке. Наоборот, она гарантирует всем право получать образование (любого уровня) на родном языке.

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Osvita.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!