Osvita.ua ЗНО Статьи Внешнее независимое оценивание: недостатки и преимущества
Внешнее независимое оценивание: недостатки и преимущества

Эксперты аргументируют, почему нельзя допустить разрушение системы внешнего независимого оценивания

Внешнее независимое оценивание: недостатки и преимущества

Вспоминаю свой последний устный экзамен по украинскому языку и литературе. С двумя вопросами я быстро справилась, а третьим мне попалась поэзия Стуса, которую по школьной программе мы не изучали. Это был 91-й год, когда в программе появлялись новые имена, а книг не было, да еще и в селе!

Помню, как экзаменаторши спорили: одна была готова судить по "всей строгости", а другая ее уговаривала: ну давайте поставим четверку, нужен лишь один балл - и она пройдет по конкурсу! Суровая экзаменаторша была непоколебимой и "влепила" мне "трояк". Уже когда с третьей попытки таки поступила в университет, у преподавательницы, которая когда меня "подрезала", я была лучшей студенткой. К чему я веду?

К тому, что любой экзамен - субъективный. Обо всем этом прекрасно знает и господин Табачник. "Министр образования и сам поступил на исторический факультет КНУ им. Шевченко только с третьего раза, - говорит народный депутат Леся Оробец. - И ему тогда пришлось ощутить на себе, что такое "объективность вступительной кампании" с экзаменами. Мы уже имели схожий эксперимент в 2006-2007 годах, когда тестирование дополнялось экзаменами, и экзамен был фильтром для поступления в ручном режиме. Тогда 70% абитуриентов признавали, что сталкивались с коррупционными действиями при поступлении. Сегодня нам не предлагают ничего нового. Лишь в угоду ректорам, которые боятся, что к ним не пойдут студенты, пытаются сломать систему, которая работала успешно последние два года".

Эксперты соглашаются: определенные недостатки в системе ВНО есть. Но их можно исправить. Не надо изобретать велосипед, а просто учесть опыт зарубежных стран. "ВНО оправдало себя как объективный инструментарий, полагаясь на который можно проводить вступительную кампанию, - говорит Лиля Гриневич, председатель правления МБО "Центр тестовых технологий и мониторинга качества образования". - Но проведенное нами исследование показало и некоторые недостатки ВНО, которые необходимо исправить. Сегодня мы слышим: давайте их исправим путем возврата в вузах вступительных экзаменов. В 2002 году, когда была инициирована разработка ВНО в Украине, на вопрос "Считаете ли вы систему вступительных экзаменов в вузы прозрачной и объективной?" 63% молодых людей сказали "нет" и лишь 21% - "да", а еще 16 % не смогли определиться. Поэтому добавление вступительных экзаменов - это возврат в прошлое. А нам нужно идти вперед. И мы можем идти теми путями, которые уже давно "пройдены" в мире".

Где же "свой" студент?

Во время прошлой вступительной кампании одним из недостатков ВНО ректоры вузов называли невозможность определить мотивацию абитуриента, а значит, отобрать "своего" студента. Леся Оробец опасается, что "талантливый ученик из сельской школы с худым родительским кошельком" "своим" в таком случае никогда не станет.

"Действительно, сегодня основной аргумент вузов - мы не можем сформировать "нашего собственного, специфического" студента, - продолжает Лилия Гриневич. - Но не надо его отбирать путем возврата к вступительным экзаменам, которые часто происходят в режиме ручного управления. Как же быть? Мы даем конкретные предложения. Первое: надо ввести систему коэффициентов, которые разрабатывает вуз. Привожу пример: технический вуз, для него важнее результат тестирования по физике, а не по языку. Если мы определяем коэффициент 0,5 для украинского языка и оставляем физику с коэффициентом 1, мы определяем, приоритеты для этого вуза. В медицинском вузе самое важное, возможно, чтобы сюда попали люди, мотивированные к определенной работе. Например, абитуриенты, которые имеют определенный опыт работы в медицинских учреждениях. И за это тоже можно плюсовать дополнительные баллы. Но базовым на 80% должен быть результат беспристрастного внешнего оценивания".

Обязателен ли язык?

Впервые нынешним летом тестирование должно было пройти на государственном языке. Новое правительство усмотрело в этом нарушение прав национальных меньшинств и предлагает разрешить выбирать язык тестов. "Что кроется под вершиной этого айсберга? Тесты надо перевести, - говорит Леся Оробец. - Физически мы еще сможем это сделать, но перевод их на пять языков, неминуемо может привести к утечке информации. Где гарантия, что завтра тесты не будут опубликованы в интернете? И сможем ли мы провести надлежащим образом перерегистрацию участников ВНО? И будет соответствующее финансирование, ведь один тестовый комплект стоит 65-70 гривен".

Если украинский язык все равно является обязательным предметом для поступления в вуз, может, новое правительство предложит еще и эти тесты перевести на русский или болгарский? Возникает вопрос: если человек может сдать минимум на 124 балла украинский, то почему же он не сдаст на государственном языке историю или математику?

"Языковой вопрос, который так живо обсуждают, не является на сегодня критическим, - говорит руководитель проекта "Тестирование и мониторинг в образовании" Виктор Гудзинский. - Во время исследований мы получили интересный результат: на Луганщине общая успешность поступления абитуриентов, которые сдавали ВНО на украинском, - выше, чем у тех, кто сдавал их на русском! И зеркальное отражение этого имеем во Львовской области: те, кто сдавали на русском, в целом имеют больший процент успеваемости, чем те, кто сдавал на украинском". Из этого всего напрашивается вывод, что человек, который не ленится выучить еще один язык, является активным и более успешным в учебе, чем тот, кому "это не нужно".

Если "в бой идут старики"

Еще одно: возвращение в вузах экзаменов якобы поможет поступить тем абитуриентам, которые закончили школу несколько лет назад. Поскольку тесты, мол, они не напишут. Почему-то в обществе сложилось впечатление, что к ВНО готовиться надо, а к экзаменам - нет! "Если перерыв в обучении был, то к поступлению все равно необходимо готовиться", - убежден Евгений Быстрицкий, исполнительный директор Международного фонда "Возрождение" (этот фонд является соучредителем Центра тестовых технологий и мониторинга качества образования). "Согласно нашим исследованиям, если свое право учиться реализовало 57% "свежих" выпускников, то среди выпускников прошлых лет - примерно 34%. Это единственный пробел этой системы, с точки зрения справедливости, - говорит Владимир Ковтунец, эксперт Программы содействия ВНО в Украине. - Но уже разработана методология решения этой проблемы, которая заимствована из опыта других стран. Для этого вводят тест общих учебных компетентностей, для прохождения которого требуется минимум школьных знаний и голова, которая умеет мыслить и принимать решения. То есть этот тест оценивает способность человека приобретать новые знания".

Леся Оробец добавляет, что в четверг на собрании Академии педагогических наук ее президент Василий Кремень сообщил, что такой тест на способности уже разработан и готов к внедрению в следующем учебном году.

Кстати

Согласно исследованию системы поступления в университеты на базе ВНО, доверие к внешнему независимому оцениванию среди студентов достигло 86%, среди абитуриентов - 85%. Не доверяют ВНО лишь 8% сотрудников школ и 23% сотрудников вузов. Одобряют и поддерживают тестирование 90% преподавателей школ, 82% студентов. Не одобряют тестирования лишь 29% преподавателей вузов и 29% выпускников школ. Участники опроса также отметили, что качество тестовых заданий – стало существенно выше по сравнению с 2007 годом.

Важно

Лилия Гриневич, руководитель Центра тестовых технологий и мониторинга качества образования:

Раньше мы не имели никакой сравнительной информации о качестве обучения в школах. И только после внедрения ВНО появилась возможность проанализировать, как учат в наших школах. Оказалось, что в Украине - огромная пропасть между различными учебными заведениями. И этим нарушен конституционный принцип равного доступа к качественному образованию уже на этапе общей средней школы.

Автор: Лина Тесленко

УМ
22.03.2010

Ведущие компании и учебные заведения Предложения от ведущих учебных заведений Украины и зарубежья. Только лучшие вузы, компании, образовательные курсы, школы, агентства.
Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Sopfy
Відносно нещодавно в Україні було здійснено суттєвий крок: замінено стару ще радянську систему вступних іспитів на тестування. У Зовнішнього незалежного оцінювання після його впровадження і до сьогодні з’явилось багато завзятих ворогів та прихильників. Головною проблемою України на етапі незалежності в усіх без винятку сферах функціонування її як громадянського і державного інституту стала корупція. В часи Радянського Союзу бал ВНЗ вважався єдиним балом для вступника. І вступали, і навчалися, і здобували дипломи "своїм розумом" - розумні, а татовими грішми - дурні! Так було, і так є. ВВажаю, що ЗНО - це лишня викачка грошей із батьків випускників.
RAS
Кафедра фізичного виховання Української академії банківської справи НБУ в м.Суми запрошує на навчання абітурієнтів.В академії створено всі умови для навчання,відпочинку та саморозвитку http://www.fiz.uabs.edu.ua/
Прохоренко Оксана Вікторівна
На мою думку ЗНО має відбуватися тільки державною мовою. Адже всі державні документи пишуться на державній мові, а зовнішнє незалежне оцінювання це також свого роду документ. Тому я не вбачаю в цьому порушення прав нацменшин.
Прохоренко Оксана Вікторівна
На мою думку ЗНО створює рівні умови для вступу абітурієнтів. Адже об'єктивність тестування виконується за рахунок майже стовідсоткового виключення людського фактору, корумпованість ЗНО зводиться до мінімуму за рахунок контролю з боку громадських організацій, відбувається підвищення ефективності відбору майбутніх студентів, також ЗНО позитивно впливає на загальний розвиток системи вищої освіти. Звичайно високі стандарти, заявлені ЗНО накладають певне навантаження на майбутніх абітурієнтів, проте необхідність складання об'єктивного тесту певною мірою мотивує абітурієнтів, спрямовує їх на досягнення певної мети. Поява такого незалежного оцінювання відкриває дорогу до вступу талановитим студентам до тих вишів, котрі традиційно вважаються престижними, а значить, в уявленні багатьох абітурієнтів,...
Sonechco12
Проведення зовнішнього незалежного оцінювання повинно відбуватися на державній мові.
Sonechco12
Я думаю, що ЗНО створює рівні умови для абітурієнтів, які поступають, тому що всі учні під час зовнішнього незалежного оцінювання мають однакову кількість питань та годин. Негативною стороною зовнішньогог незалежного оцінювання є те, що під час тестів учні можуть розгубитися і відповісти не вірно на запитання.

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Osvita.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!