Osvita.ua ЗНО Статьи Исследование качества поступления в вузы на основе ВНО
Исследование качества поступления в вузы на основе ВНО

В ноябре 2009 - марте 2010 года, среди 22 тысяч студентов в 26 высших учебных заведениях, было проведено исследование качества системы поступления в высшие учебные заведения на основе внешнего независимого оценивания

Исследование качества поступления в вузы на основе ВНО

18 марта состоялась презентация результатов исследования системы поступления в высшие учебные заведения Украины на основе внешнего независимого оценивания (ВНО) выпускников общеобразовательных учебных заведений. Об этом сообщает пресс-служба Украинского центра оценивания качества образования (УЦОКО).

Исследование проводилось в ноябре 2009 - марте 2010 года среди 22 тысяч студентов в 26 высших учебных заведениях, Национальной Академией педагогических наук Украины, МБО «Центр тестовых технологий и мониторинга качества образования», редакцией журнала «Вестник. Тестирование и мониторинг в образовании», Институтом социологии Харьковского национального университета им. В. Каразина, рядом общественных организаций.

Как отмечают организаторы исследования, полученные результаты позволяют сделать общие выводы относительно восприятия заинтересованными субъектами ВНО этой инновационной процедуры при приеме в вуз и оценить эффективность ее внедрения с точки зрения объективности, справедливости и обеспечения равного доступа к высшему образованию.

В частности, в обществе постепенно утверждается позитивное отношение к ВНО, доверие к его результатам и убеждение, что такой отбор студентов стал более прозрачным и объективным. Результаты социологического опроса показали, что более половины учащихся и студентов, а также работников школ доверяют результатам ВНО. Несколько ниже этот показатель у работников вузов (35%), хотя 42 процента преподавателей в чем-то доверяют ВНО, в чем-то нет; лишь 7 процентов этой категории респондентов выразили недоверие к ВНО, что в сравнении с 2007 годом подтверждает положительную тенденцию улучшения отношения к ВНО со стороны преподавателей вузов (уровень доверия вырос на 24%, а показатель недоверия снизился на 46%). Вдохновляет и то, что позитивное отношение к ВНО возросло у руководящего состава школ и вузов.

Среди работников школ около двух третей опрошенных считают ВНО более совершенной системой поступления в вуз, чем вступительные экзамены. Это мнение разделяют более половины опрошенных студентов и почти половина (44%) опрошенных учащихся. Однако лишь треть работников вузов считает ВНО более совершенной системой, чем вступительные экзамены. В целом следует отметить, что сторонники традиционных экзаменов есть в каждой из групп опрошенных, но только среди преподавателей вузов сторонников вступительных экзаменов больше, чем сторонников ВНО.

Интересна мысль работников учебных заведений относительно целесообразности использования других критериев отбора при поступлении в вузы. Около двух третей (67%) работников школ считают, что при поступлении в вуз следует учитывать средний балл аттестата абитуриентов. Работники высшей школы также отмечают важность этого показателя (42%), однако они чаще отмечают актуальность других критериев - участия в олимпиадах и конкурсах, окончание профильной школы, успешность сдачи специализированного теста академических способностей.

На справедливость оценки тестирования указали две трети студентов, и только 10 процентов считают полученный результат несоответствующим их способностям, еще 20 процентов считает его в чем-то справедливым, а в чем-то нет. Однако только треть студентов, которые уже выполняли вступительные тесты, отметили, что они полностью соответствуют их подготовке по предмету; почти половина опрошенных студентов считает их сложными.

Статистический анализ справедливости системы поступления в вузы на основе ВНО (равенства доступа к высшему образованию различных социальных групп абитуриентов) показал, что система поступления в вузы на основе ВНО в основном обеспечивает равенство различных категорий граждан в получении высшего образования. Вместе с тем следует отметить, что данная система нуждается в усовершенствовании относительно выпускников прошлых лет, поскольку их успешность поступления в университеты не соответствует критерию справедливости. С этой целью предлагается введение наряду с предметным тестированием, оценки способности абитуриента к продолжению обучения в вузах - так называемого теста общей учебной компетентности (ТОУК).

Оценка прогностической валидности показала, что коэффициенты корреляции достаточно высоко прогнозируют успешность обучения студентов на первом курсе в зависимости от результатов ВНО (r = 0,52) и среднего балла аттестата (r = 0,54), особенно относительно интегрированного их учета при зачислении в вузы (r = 0,58). Таким образом, учет обоих показателей (среднего балла аттестата и сертификата ВНО) существенно повышает прогностическую валидность критериев вступления в ВУЗ, значит, и эффективность системы поступления в вузы.

Разработанная методология и технология оценки качества системы поступления в вузы, допускает возможность проведения аналогичных исследований на региональном уровне и даже на уровне вузов, по разным специальностям подготовки, позволяя искать «формулу» для эффективного отбора «своего абитуриента», «своего студента», для того, чтобы воспитывать «своего специалиста» - то есть коэффициенты для различных критериев отбора (для оценок по сертификатам ВНО и среднего балла аттестата).

Исследование качества системы поступления в вузы на основе ВНО целесообразно продолжить и в последующие годы с целью исследования тенденций и для получения информации для принятия взвешенных решений по совершенствованию существующей системы, а также подготовки предложений по созданию национальной системы мониторинга качества системы поступления в вузы на основе ВНО.

Исследование качества системы поступления в высшие учебные заведения на основе внешнего оценивания.

Образование.ua
19.03.2010

Ведущие компании и учебные заведения Предложения от ведущих учебных заведений Украины и зарубежья. Только лучшие вузы, компании, образовательные курсы, школы, агентства.
Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Влад
0,52 - єто показатель весьма слаюой корреляции между результатами ВНО и успешностью обучения.

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Osvita.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!