Каким будет внешнее независимое оценивание - 2010?

Теперь, когда новым министром образования и науки стал доктор исторических наук Дмитрий Табачник, никто не знает, чего ожидать

Каким будет внешнее независимое оценивание - 2010?

Тем более что новоиспеченный вице-премьер-министр Владимир Семиноженко уже заявил, что Кабинет Министров будет менять систему внешнего оценивания знаний выпускников школ.

Сейчас будущие абитуриенты и их родители в недоумении – неужели новая власть осмелится пойти на радикальные шаги, такие как отмена внешнего оценивания знаний или даже предоставление возможности прохождения тестов на других языках накануне важных испытаний? А ведь именно это обещал сделать Виктор Янукович в то время, когда был кандидатом в президенты. "Такого не может быть! – восклицает Тамара Кузнецова, мама киевского одиннадцатиклассника. – Мы два года готовились к такому формату сдачи экзаменов и надеемся поступить в вуз без "блата".

Политическая составляющая

Напомним, что недавно Луганский облсовет попросил Президента Украины Виктора Януковича проводить внешнее независимое тестирование на нескольких языках. По мнению местного депутата Ирины Зайцевой, с точки зрения материальных затрат данный вопрос решить несложно – необходимо просто-напросто исправить подпункт в постановлении Министерства образования. Подобные призывы звучат и в Крыму. Парламент Автономной республики также обращается к новому Президенту с просьбой обеспечить в регионе проведение внешнего независимого оценивания (ВНО) на языках, на которых велось обучение в школах.

В Центре оценивания качества образования подобные призывы называют бессмысленными. "Ныне действуют нормативные документы, в соответствии с которыми единственный язык для проведения тестов – украинский, – говорит директор Центра оценивания качества образования Игорь Ликарчук. – Со своей стороны хотим сказать: если на уровне министерства будет принято решение о проведении ВНО еще и на других языках после 15 марта, то мы его реально выполнить не успеем".

Но как бы там ни было, с подобными просьбами к новому Президенту обращаются не случайно, поскольку именно он накануне выборов обещал отказаться от системы обязательного тестирования при поступлении в вузы и дать возможность выпускникам, окончившим школу до 2009 года, поступать в университеты и институты по школьным аттестатам. Правда, делая подобные заявления, Виктор Федорович вряд ли думал об их последствиях. Специалисты же настаивают: подобные действия означали бы возвращение не только коррупционных схем при поступлении в вузы, но и двойной психологической нагрузки при сдаче экзаменов в школе, а потом в высшее учебное заведение.

В рассмотрении вопроса о частичной отмене внешнего тестирования можно упомянуть и не принятый важный закон – в конце января Верховная Рада отклонила законопроект о тестировании, который должен был обеспечивать дополнительные гарантии равного доступа к получению высшего образования.

"Непринятие во втором чтении этого законопроекта свидетельствует о том, что у нас нет политической воли принять закон, который регулировал бы ВНО", – уверена Ольга Айвазовская, председатель правления гражданской сети "Опора". По ее словам, сегодня нужно сделать все для того, чтобы "внешнее независимое оценивание не зависело ни от политической конъюнктуры, ни от министра образования, который будет представлять ту или иную политическую силу в новом правительстве".

Пока же Айвазовская видит прямую угрозу дальнейшему внедрению ВНО. "Вот простой пример. Если бы министром образования стал представитель Коммунистической партии, то вполне реально, что он бы отстаивал электоральные интересы партии, а ВНО могло бы стать необязательным, – говорит председатель правления гражданской сети "Опора". – А это фактически означает его отмену. Почему? Это связано с теми вещами, о которых "Опора" активно говорила в прошлом году. Речь идет о проблеме льготников. В то же время именно в образовании льготы могут стать той подачкой обществу, которая окончится необратимыми процессами – общем интеллектуальным обнищанием и неконкурентностью ее кадров как на внешних рынках, так и внутри".

"По нашему мнению, в 2010 году вряд ли остановят практику ВНО, – продолжает Айвазовская. – А вот 2011 год будет решающим. К сожалению, каждая политическая сила защищает интересы своей электоральной группы. Но почему-то все забыли, что нынешняя реформа образования одобрена не только в Украине, как самая большая за весь период независимости страны, но и мировой общественностью. Не надо забывать, что наше государство взяло на себя обязательства по реализации конкретных реформ, результатом успеха которых может стать значительная финансовая поддержка с Запада".

Правда, господин Ликарчук напоминает, что в Украине нет проблемы обязательности тестирования. Хотите доказательство? В 2009 году в вузы всех типов и форм аккредитации поступили почти 463 тысячи студентов. Таковы данные Государственного комитета статистики. Из этого числа только 264 тысячи были зачислены по результатам тестирования, все остальные – без сертификатов. "Так что говорить об обязательности нам еще очень рано", – настаивает специалист.

"Внешнее независимое тестирование предоставляет справедливый доступ к образованию и, как следствие, стимулирует школьников хорошо учиться, если они хотят поступить в вуз. Поэтому отход от тестирования – это шаг назад, – считает представитель Центра тестовых технологий и мониторинга качества образования Лилия Гриневич. – Я не думаю, что новая власть может сознательно пойти на это. Кстати, в 2004 году первое постановление о введении независимого оценивания было подписано именно Виктором Януковичем, на то время премьер-министром".

Все по плану

Пока подготовка к внешнему независимому тестированию идет по плану. По крайней мере, об этом со всей ответственностью заявляет Игорь Ликарчук. "Сегодня уже зарегистрировано 315 тысяч желающих, а это 72% от всех выпускников 2010 года, – говорит он. – До конца регистрации, 31 марта, есть еще несколько недель. И если учесть, что каждый день регистрируется 6-7 тысяч, то, думаю, общая сумма желающих принять участие в независимом внешнем оценивании 2010 года составит 410-420 тысяч. Можно также отметить, что в некоторых областях темпы регистрации очень высокие (в Донецком регионе уже зарегистрировались 82%, а в Луганском – 81%), в других – прогнозируемо низкие – в Закарпатской области (только 56%) и Черновицкой (58%). Там традиционно меньше желающих стать студентами вузов".

В то же время нельзя говорить, что подготовка ВНО идет полным ходом. Несмотря на то, что уже напечатано более 70% тестовых заданий, бюджета у Центра еще нет. Сегодня он получает одну двенадцатую от сметы прошлого года.

Еще одна особенность кампании этого года – увеличилось число общественных организаций, изъявивших желание следить за процессом тестирования.

Теперь самое время вспомнить о нововведениях. По словам директора Центра тестирования, уже в этом году на 30% будет сокращено количество пунктов тестирования. "Это делается для того, чтобы уменьшить риски бесконтрольности введения внешнего оценивания, – поясняет он. – Мы уже убедились, что в районных центрах очень сильные "кумовские связи", большая зависимость от местного руководства". С этого года пункты тестирования будут размещены в городах, где есть университеты. В связи с этим внешнее независимое оценивание знаний по украинскому языку, математике и истории Украины будет проходить на протяжении нескольких сессий. Во время каждой из них абитуриенты получат абсолютно разные по содержанию, но равносильные по сложности задания. Но главное – на тестирование молодые люди придут не учениками школ, а вполне самостоятельными выпускниками. У них в руках будет аттестат. Их не будут организовано подвозить к пунктам тестирования в сопровождении педагогических работников.

В перспективе процедура внешнего независимого тестирования будет меняться. Так, например, в 2011 году, в экспериментальном режиме в украинском варианте запустят "тест способностей". Его назовут "тестом учебных компетентностей". Запланировано внедрение тестов трех уровней. «Мы предложим разноуровневые тесты. Вузы смогут выбирать, с каким уровнем сдачи теста принимать абитуриента – большой, средней и обычной сложности", – говорит директор Украинского центра оценивания качества образования. После этого любой университет сможет выбирать, абитуриент с какими знаниями ему нужен.

Главред
11.03.2010

Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Ольга
Абітурієнтка молодець. Згідна на 100%. Також я проти середнього бала атестата. Це породжує корупцію у школі.
абітурієнтка
НЕМОЖЛИВО вгадати щось у тестах!приблизно півроку тому я спробувала наздогадки вирішити тести, це ще було до підготовок.мій результат мене дуже розчарував, бо я вгадала десь відсотків 10.зараз я майже усе правильно відповідаю!навіть коли впевнений у своїх знаннях, НЕ ВГАДАЄШ!потрібно чітко знати предмет.НЕ СЛУХАЙТЕ тих, хто каже, що тести примітивізують мислення і рівень знань.це брехня тих, хто хоче вступати за хабарі.наглядний приклад: зі всього нашого класу випускників УСІ готуються!і повірте РЕАЛЬНО видно, що діти збагачують знання!а проти тестів учні паралельного класу, "хвостового Є класу", де діти ЗОВСІМ не вчаться!ПРОТИ тестів висловлюються ректори, які ще не відвикли від хабарів!!=)
Наблюдатель ЗНО для Романа
С Вами ПОЛНОСТЬЮ согласен! Я абсолютно уверен в том, что учение - это общение, причем полезное и ученику и преподавателю. Поэтому, когда я писал о необходимости расширения перечня так называемых творческих или специальных экзаменов, то я имел в виду и экзамены по гуманитарным дисциплинам - истории, литературе. Раньше мы говорили: кто ясно мыслит - тот ясно излагает,.Другими словами, раньше ум человека был на кончике его языка, а теперь ум наших детей на кончиках пальцев, а пальцы на клавиатуру компьютера или мобильного телефона. Вы почитайте их СМС-сообщения или "Вконтакте". А теперь еще тесты - сплошная игра в +/0. Спасибо, Роман.
громадянка
РОМАН - НАБЛЮДАТЕЛЮ ЗНО!!! ВІВАТ!!!!! Б Р А В О !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
громадянка
СИВИЙ ВИКЛАДАЧ!!! Б Р А В О!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Роман - Наблюдателю ЗНО
Продовження. Якщо головним аргументом проти усних іспитів є суб"єктивізм в оцінюванні, то зазначу, що весь процес навчання є суб"єктивним, оскільки тут діють два суб"єкти (викладач-учень).
Роман - Наблюдателю ЗНО
Продовження. На початку 90-х ми відмовились від твору на вступних іспитах і замінили його диктантом. Наслідок - як твердять брати Капранови, нині ми маємо випускників вишів, які з горем-пополам володіють пунктуацією. Доводжу до відома всіх - наші студенти не вміють аргументовано і просто грамотно висловлювати свої думки на письмі. Все на що вони здатні - це з помилками переписати чужі думки. Не вірите, почитайте письмові роботи випускників вишів (дипломи і магістерські). Відмовились від усного іспиту з історії - більше половини студентів-істориків головних вузів країни не може логічно, грамотно і аргументовано висловити свої думки (якщо вони є, звичайно).
Роман - Наблюдателю ЗНО
Продовження. Таким чином, компанія п. Лікарчука дозволяє собі складати тестові завдання із будь-якого підручника, а абітурієнти повинні знати матеріал всіх (!) підручників. Навіть спеціалістам потрібен час, щоб визначити розбіжності у підручниках. Невже це рівні можливості для всіх? До того ж, Ви, як історик, прекрасно, сподіваюсь, розумієте, що знання подій і хронології не визначає рівень знань з історії. Важливим є контекст події, її причини, перебіг, наслідки тощо. Визначити цей рівень знань тестами неможливо, оскільки тут потрібна жива відповідь. Чи не здається вам, що є дисципліни (історія, література) де оцінка знань не може відбуватися на "клітинковому" рівні?
Роман - Наблюдателю ЗНО
Я можливо б погодився з Вами щодо ефективності ЗНО, якби не декілька сумнівних речей. Ви, як історик, не можете не знати, що на сьогодні існують декілька підручників МОН для 7-11 класів (я нарахував 12, а може й більше). Проте, в навч. проц. може бути використано лише 5 (!). Ви прекрасно розумієте, що виклад матеріалу (я навіть не буду вживати це страшне слово інтерпретація), підбір фактивного матеріалу, карт, ілюстрацій, хронології у підручнику, напр. Власова і Лях, чи Власова і Швидько, відрізняється. І це правильно, тому що вони не можуть бути однаковими у всьому. У іншому випадку альтернативні підручники просто не потрібні. До речі, тут і мій досвід написання підручників стає у нагоді. МОН завжди твердить, що рекомендує конкретних підручників.
Наблюдатель ЗНО
И последнее: Наверное надо обсудить вопрос о расширении перечня так называемых творческих или специальных экзаменов: как историк не могу согласиться с тем, что одинаковый тест по истории сдают, например, на экономическую специальность и на исторический факультет. Об этом же можно сказать и при приеме на медицинские специальности, на математический факультет, на журналистику и т.д. Но это надо обсуждать. Что касается приема в вузы в этом году: менять уже ничего нельзя за исключением языка тестирования: раз Закон гарантирует право выбора языка обучения, то никакой министр не имеет полномочий ограничивать права граждан. Аксиома! ВСЕ!
Наблюдатель ЗНО
Продолжение: Если же абитуриент хочет получать высшее образование за счет бюджетных средств (читай - средств других налогоплательщиков), то в этом случае государство может вводить определенные "фильтры" для отбора наиболее подготовленных будущих студентов, особенно на специальности, на которые существует конкурс. И в этом случае ЗНО является достаточно эффективным механизмом. При этом весомой должна быть также и оценка среднего балла аттестата об общем среднем образовании - примерно 25% от общего проходного балла (сегодня: 600 баллов за три сертификата и 12 баллов за 18-20 оценок в аттестате, т.е.2% от общей суммы проходного балла)
Наблюдатель ЗНО
Продолжение: Другая проблема, какого специалиста мы можем получить. А вот здесь, перед получением диплома о высшем образовании и проводите не свои "домашние" госэкзамены, а внешнее оценивание или что-то др. на соответствие квалификационным требованиям, госстандарту высшего образования - и только после этого выдавайте диплом! Думаю ректоры вузов такому варианту воспротивятся еще больше, чем ЗНО перед поступлением в вуз. Т.е. в этом случае ЗНО перестает быть барьером для реализации права на образование, а превращается в барьер для выдачи липовых дипломов специалистов.
Наблюдатель ЗНО
Продолжение: Это право задекларировано и в новой парадигме образования - "Освіта протягом усього життя" Об этом же говорит и не один десяток документов ЮНЕСКО по проблеме "Образование для взрослых". Т.о., в современном мире ни о каких барьерах для получения образования, в том числе и высшего не может быть и речи ( ни ЗНО, ни вступительные экзамены в любой другой форме). Хочет человек учиться, есть у него для этого свои возможности - пусть учится пусть даже для общего развития!
Наблюдатель ЗНО
Касательно сути проблемы: 1.Все почему-то забыли, что любой гражданин имеет гарантированное Конституцией право на образование ( не путайте: среднее образование - обязанность, а просто образование, в том числе и высшее - это право гражданина.Аксиома!). Следовательно, любой гражданин Украины, получивший предварительно государственный аттестат о полном общем среднем образовании может за счет небюджетных средств получать высшее образование, самостоятельно оплачивая труд преподавателей и пр. расходы на обучение.
Наблюдатель ЗНО
Кроме того, на самом деле в 2009 году ЗНО проходили не 264 тыс.чел., а 434,3 тыс чел. ( Все статданные взяты из доклада МОН об итогах работы высшей школы в 2008-2009 уч. г.г., опубликованного на сайте МОН 11 марта 2010 г., т.е. подготовленного еще И. Вакарчуком). Надо выяснить теперь только ответ на вопрос: эти "ошибки" в статистике - подтасовка фактов или просто некомпетентность? А вывод : 1.Маленькая ложь рождает большое недоверие! 2.Можно ли доверять всем остальным рассуждениям О. Айвазовской.
Наблюдатель ЗНО
Господа эксперты, если не знаете сути предмета обсуждения, то не учите нас жить! Хотите доказательств? Действительно в 2009 году во все вузы Украины на первый курс было принято 463,9 тыс. студентов, в том числе в вузы III-IV уровней аккредитации-370,5 тыс., а в вузы I-II уровней (т.е. техникумы и пр.) - 93,4 тыс. Но... В техникумы ведь принимают не только выпускников 11 класса, но и 9 кл. и в этом случае у выпускников нет аттестатов и значит сдача ЗНО для них не предусмотрена правилами приема в вузы. Для всех же выпускников 11 класса сдача ЗНО является обязательной формой поступления в вуз ( исключения из правил предусмотрены приказами МОН, но...исключения подтверждают правила).
to to to Gitler Caput:
Вы просто мало разбираетесь в данном вопросе. Тестирование есть только в нескольких странах мира, но в США вся система образования с детского сада построена на этом, и то в США признали, что такой подход уничтожил образование. В России об этом уже кричат. Только Украина пытается не замечать ошибок других.
to to Gitler Caput
Некорректный комментарий. Выпускников никто и не должен спрашивать, неужели не понятно? Нужен закон, чтобы каждой новой метле было неповадно бурную деятельность иммитировать. ВНО -это прогрессивная система, практикуемая во всем мире и себя оправдавшая, в том числе и в Украине. В России тоже ВНО, только называется оно ЕГЭ.
to Gitler Caput
А вы проводили опрос выпускников? А их вообще кто-нибудь спрашивал? ЗНО это дебилизация молодого поколения.
Gitler Caput
Механізм запущено. Всі вже "морально" готові до ЗНО в старому форматі, а тут таке.. тим більш, що більшість випускників за ЗНО в такому вигляді, як і в2009.