Утверждение модели НМТ: варианты и вызовы

История с перечнем вступительных экзаменов, которым решили заботиться депутаты, продолжается

Утверждение модели НМТ: варианты и вызовы

История с утверждением перечня вступительных экзаменов в заведения высшего образования, о котором в этом году решили заботиться народные избранники, продолжается. Блицкриг с утверждением модели национального мультипредметного теста (НМТ) с первого раза не удался.

Очевидно, если бы депутаты воздержались от изменения институционального принципа определения образовательных политик государства, сохранив за центральным органом исполнительной власти право обеспечивать формирование и реализацию государственной политики в сфере образования, абитуриенты этого года уже готовились бы к экзаменам.

Отсрочка разработки понятной модели и перечня экзаменов НМТ, а также долгосрочная неопределенность мешают абитуриентам сосредоточиться на подготовке к экзаменам, а потому и вызывают откровенное раздражение у участников вступительной кампании, педагогов и родителей.

Новость о непринятии законопроекта 8228-1, широко разрекламированного как путь к реализации консенсусной модели НМТ, которая ранее была представлена обществу, вызвала бурные эмоции сторонников разных моделей теста.

Неожиданно для многих во время рассмотрения модели НМТ, представленной МОН и образовательным комитетом ВР, и, казалось бы, получившей консенсус большинства, две парламентские фракции заявили о несогласии. В результате чего принятие законопроекта в целом было перенесено.

Главный и единственный спор вызвал вопрос о включении или невключении в НМТ теста по истории Украины как обязательного.

В то же время, сложность принятия такого решения на этом этапе заключается в нескольких причинах, каждая из которых существенно повлияет на конструкцию НМТ и ее поддержку обществом.

Нелишне также напомнить, что сейчас идет активная подготовка к организации тестирования специалистами, которые будут обеспечивать технологию проведения мультитеста. В частности, Украинский центр оценивания качества образования уже сейчас начинает коммуникационную кампанию с участниками тестирования относительно особенностей теста, но вынужден делать это в условиях отсутствия законодательно определенной модели НМТ.

Предложение МОН и образовательного комитета ВР

Минобразования и образовательный комитет парламента предлагают модель вступительного экзамена по формуле 2+1, в которой украинский язык и математика обязательны, а один из пяти предметов по выбору должен выбрать абитуриент.

Эта модель достаточно удачно прокоммуникована с обществом и поддерживается абсолютным большинством участников вступительной кампании.

Аксиома модели НМТ: безопасность, нагрузка и валидность

В МОН подчеркивают, что ситуация с безопасностью заставляет проводить тестирование каждого участника вступительной кампании исключительно в один день. В то же время физическую нагрузку на участников тестирования и продолжительность теста не следует расширять за пределы 180 минут. А обязательность украинского языка и математики, обычно имевших статус обязательных предметов на ДПА, еще и обеспечивает валидность измерения знаний абитуриентов.

Варианты решений относительно модели НМТ

Если взять за основу указанное выше и отказаться от радикальных изменений модели вступительной кампании, то можно предположить несколько вариантов проведения НМТ.

Включение истории Украины в список обязательных предметов мультитеста может состояться путем:

1. исключения из НМТ универсального предмета по выбору абитуриента и возвращения к прошлогодней модели НМТ;

2. добавления истории Украины в перечень предметов НМТ по схеме 3+1, где четвертым предметом является предмет по выбору;

3. замены части теста по математике на часть по истории Украины.

Другие варианты, вроде возвращения к схеме 2+2 (где обязательны украинский язык, математика, история Украины и иностранный язык), возможны, но маловероятны.

Риск определенности и опасность неопределенности

Выбор любого альтернативного варианта проведения НМТ вместо уже представленной общей модели МОН и образовательного комитета приведет к репутационным потерям для всех сторон.

По обе стороны уже звучат варианты радикальных решений от игроков, каждый из которых давно устроился в собственных электоральных нишах.

Но кажется, что лучший выход для всех участников этой дискуссии в парламенте – своевременно вспомнить законодательно установленное право участников вступительной кампании узнать модель ее проведения в конце года, предшествующего вступительной кампании.

В ближайшее время будет понятно, способны ли народные избранники сдать свой национальный тест, результаты которого по рейтинговой шкале будет определять общество.

Этот материал отображает позицию редакции Освіта.ua

Освіта.ua
07.02.2023

Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Нет комментариев