Osvita.ua ЗНО Как определят пороговый балл ЗНО в 2015 году
Как определят пороговый балл ЗНО в 2015 году

Разъяснение УЦОКО о новой технологии определения результатов внешнего оценивания

Как определят пороговый балл ЗНО в 2015 году

Разъяснение Украинского центра оценивания качества образования о новой технологии определения результатов внешнего независимого оценивания и установлении порогового балла "сдал / не сдал".

Начиная с 2008 года, результаты внешнего независимого оценивания учебных достижений выпускников общеобразовательных учебных заведений по рейтинговой шкале 100-200 баллов определялись путем использования еквипроцентильного преобразования первичных баллов. Поскольку все участники внешнего оценивания получали положительные результаты, то для участия в конкурсе для поступления в высшие учебные заведения допускались абитуриенты, которые получили не менее 140 баллов по профильным дисциплинам и не менее 124 баллов по другим предметам.

На этапе внедрения внешнего независимого оценивания такое решение было оптимальным, взвешенным и соответствовало задачам, которые ставились перед этой системой. Однако подобная технология определения результатов внешнего оценивания в полном объеме не отвечает научным основам образовательных измерений, не дает возможности обеспечить качественный отбор абитуриентов, а также противоречит международной практике проведения внешних экзаменов.

С целью устранения указанных проблем, Украинский центр оценивания качества образования, начиная с 2015 года, вводит новую технологию определения результатов ЗНО. В ее основу положено традиционное для практики оценивания определение порога «сдал / не сдал».

Подобная технология используется в большинстве стран мира, где практикуется проведение внешних экзаменов, и предусматривает четкое разграничение абитуриентов на тех, кто имеет минимально необходимый объем знаний и на тех, кто его не имеет.

Определение такого порога в разных странах осуществляется по разным методикам и процедурам, выбор которых определяется многими факторами. Часть таких методик ориентирована на предметные требования (что должен знать или уметь каждый абитуриент). Однако они не учитывают статистические данные результатов оценивания. Другие методики ориентируются не только на статистические данные результатов оценивания (количественные показатели), по которым сложно определить объем знаний, умений и навыков абитуриента.

Проанализировав различные методики, Украинский центр оценивания качества образования предлагает определять порог "сдал / не сдал" путем использования методик - Ангоффа и Беука.

Первая методика основана на требованиях к объему знаний, вторая - на учете наиболее допустимого количества тех, кто не выполнил тест.

Определение порогового балла по методике Ангоффа осуществляется путем установления экспертами минимального количества (суммы) тестовых баллов, которые за выполнение теста может получить абитуриент с минимально необходимым уровнем знаний. Общее количество экспертов по каждому предмету составляет, как правило, 80 человек. Экспертные группы создаются при региональных центрах оценивания качества образования на конкурсной основе путем проведения открытого конкурса. В состав экспертных групп не включаются руководители и работники Украинского и региональных центров оценивания качества образования. Результатом работы экспертных групп будет определение порога "сдал / не сдал".

Однако, как свидетельствуют предварительные расчеты и опыт других стран, количество абитуриентов, которые этот порог не преодолеют, может быть достаточно высоким (до 40 процентов). Это позволит университетам провести качественный отбор студентов, однако существенно повлияет на сокращение количества абитуриентов.

Учитывая это, процедура определения порогового балла будет дополнена использованием метода компромиссов Беука, по которому определение порога «сдал / не сдал» осуществляется не только на основе экспертных оценок, основанных на требованиях к объему знаний, а и с учетом других факторов: статистических результатов выполнения теста; мнений экспертов о наиболее допустимом количестве абитуриентов, которые обладают минимально необходимым уровнем знаний для обучения в университетах; информации о политической, экономической, социальной ситуации, состоянии и перспективах развития систем общего среднего и высшего образования и т.п.

Пороговый балл по методике Беука определяется на основе математических методов и может существенно отличаться от полученного балла по методике В. Ангоффа. Это объясняется большим количеством показателей, которые используются для его определения, и существенным влиянием субъективного фактора на формирование некоторых из них. Пороговый балл, определенный по методу Беука, позволит увеличить количество абитуриентов, одновременно открыв возможность принять участие в конкурсе тем из них, кто не имеет достаточного уровня знаний.

Пороговый балл будет установлен после завершения обработки сертификационных работ всех участников внешнего независимого оценивания по определенному предмету.

Освіта.ua
07.05.2015

Ведущие компании и учебные заведения Предложения от ведущих учебных заведений Украины и зарубежья. Только лучшие вузы, компании, образовательные курсы, школы, агентства.
Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Нет комментариев

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Osvita.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!