Osvita.ua ЗНО Промежуточные результаты общественного наблюдения за ЗНО-2014
Промежуточные результаты общественного наблюдения за ЗНО-2014

ОПОРА делает промежуточные выводы по результатам мониторинга

Промежуточные результаты общественного наблюдения за ЗНО-2014

27 июня закончилась основная сессия внешнего независимого оценивания знаний выпускников общеобразовательных учебных заведений в 2014 году. Гражданская сеть ОПОРА, которая следила за соблюдением процедур стандартизированного тестирования по пяти предметам (иностранные языки, украинский язык и литература, математика, история Украины, биология) и провела 1058 наблюдений, делает промежуточные выводы по результатам своего мониторинга.

Тенденции и особенности ЗНО-2014

С момента введения независимого оценивания тестирование по истории Украины и математике было организовано в одну сессию. Позитивных моментов в таком решении есть несколько. Во-первых, оно способствовало обеспечению равных условий для всех абитуриентов, ведь их знания проверялись с помощью одних и тех же задач. Так, в предыдущие годы нередкими были обвинения участников, учителей и репетиторов в разного уровня сложности тестов во время двух сессий. Несмотря на то что существенных оснований для таких обвинений не было, некоторое недоверие к системе стандартизированного тестирования оставалось. Во-вторых, проведение ЗНО по истории Украины и математике в одну сессию способствовало тому, что риск появиться на тестировании днем ранее или, наоборот, – прийти с опозданием на сутки, перепутав даты прохождения, был полностью устранен. Такие проблемы остаются актуальными для ЗНО по украинскому языку и литературе, которое из-за большого количества абитуриентов проходит в две сессии.

Большие коррективы в ходе нынешнего стандартизированного тестирования внесли события на востоке краны, а также оккупация Автономной Республики Крым. В частности, впервые в истории внешнего независимого оценивания тестирование не произошло в Крыму, а также в Донецкой и Луганской областях. Что касается крымчан, то им пришлось менять место прохождения стандартизированного тестирования на любой другой регион страны еще в конце марта.

Из-за военных действий на Донбассе сначала там была отменена основная сессия ЗНО, а затем и дополнительная. Такое решение было принято из-за невозможности обеспечить участникам ЗНО и персоналу пунктов тестирования безопасность, а также из-за отсутствия гарантии конфиденциальности содержания тестовых материалов. Поэтому абитуриентам рекомендовали перерегистрироваться для прохождения дополнительной сессии в любом другом регионе Украины.

Из-за промедления с принятием окончательного решения об отмене тестирования в Донецкой и Луганской областях сроки обязательной перерегистрации абитуриентов были ограничены четырьмя днями. Из более чем 35 тыс. абитуриентов Донбасса процедуру перерегистрации прошли чуть более 20 тыс. Они будут проверять уровень своих знаний с 1 по 15 июля, в основном в соседних областях – Харьковской, Днепропетровской, Запорожской, а также в столице. В других областях участие в дополнительной сессии ЗНО примут всего по несколько десятков выходцев из Луганской и Донецкой областей.

Стоит отметить, что для создания надлежащих условий тем абитуриентам, которые для участия в дополнительной сессии ЗНО будут вынуждены ехать в другие области, был издан приказ Министерства образования и науки Украины об обеспечении их бесплатными местами в общежитиях высших учебных заведений, доступом к библиотекам и Интернет-ресурсов. Кроме того, в каждом регионе были созданы координационные центры, которые должны предоставлять им информацию о поселении и обеспечивать жильем. Вместе с тем трудно спрогнозировать, сколько на самом деле абитуриентов из тех, что перерегистрировались, примут участие в тестировании. Ведь безопасный выезд из зоны, где проходит антитеррористическая операция, поступающим не гарантирован. Ситуацию усугубляет и тот факт, что рассылка по почте приглашений-пропусков абитуриентам, которые будут проходить внешнее независимое оценивание во время дополнительной сессии, не предусмотрена. Информация об адресе места тестирования размещена на информационных страницах абитуриентов, также ее можно получить в телефонном режиме. Имеют ли участники тестирования доступ к сети Интернет и возможность распечатать приглашение-пропуск, чтобы появиться на конкретный пункт тестирования, до сих пор неизвестно.

Конфликты на востоке страны внесли изменения и в расписание вступительной кампании. В этом году она начнется не как обычно 1 июля, а 11, поскольку продлен срок дополнительной сессии ЗНО, а соответственно, и обнародование результатов произойдет позже. Для абитуриентов, которые не перерегистрировались для участия в дополнительной сессии, обещают организовать третью. Однако вопрос, когда именно она будет проходить, еще не согласован. Единственное, что известно, – зачисление студентов в высшие учебные заведения Луганской и Донецкой областей пройдет в сентябре 2014 года, тогда как в других регионах – в августе.

Оценка процесса организации и проведения тестирования

Несмотря на в целом неблагоприятный общественно-политический контекст, внешнее независимое оценивание прошло в привычной рабочей атмосфере. Наблюдатели отмечают, что последние события в государстве никоим образом не отразились на поведении или отношении основных субъектов к стандартизированному тестированию, соблюдении процедур или попытке их обойти. Ни разу не было зафиксировано попыток намеренно сорвать проведение внешнего независимого оценивания или поменшать ему. Кроме того, наблюдатели констатировали отсутствие дополнительных мер безопасности во время проведения тестирования, которые отличались от тех, что применялись в предыдущие годы.

Основным условием соблюдения честности и равенства проведения стандартизированного тестирования в Украине является неразглашение содержания заданий до начала тестирования. В этом году, несмотря на в целом не слишком благоприятные для этого условия, конфиденциальность тестовых заданий была сохранена. Во всех пунктах тестирования, где присутствовали представители ОПОРЫ, контейнеры с задачами оставались запечатанными и невредимыми. Кроме того, ни разу не подтвердились предложения о продаже тестовых заданий или готовых ответов на них. Несмотря на то что объявления о возможности приобрести тесты ЗНО-2014 массово встречались в социальных сетях, на форумах и специализированных сайтах, случаи приобретения настоящих задач по любому предмету не зафиксированы.

В 2014 году наблюдатели отметили случаи наличия дефектов при печатании тетрадей с тестовыми материалами, а также бланков с ответами «А» и «Б». В основном дефекты были связаны с невозможностью прочитать содержание задания или зафиксировать ответ в бланке. Также бывали случаи отсутствия полного комплекта материалов для всех участников в аудиторном пакете, физического повреждения тетради или бланка: наполовину оторванная страница, тестовые тетради, не скрепленные скобой. Проблем во всех случаях удалось избежать, заменив бракованные материалы материалами из другой аудитории, где отсутствовал абитуриент под тем же номером. Предполагаем, что дефекты при подготовке комплектов тестовых материалов были допущены из-за отсутствия надлежащего финансирования организации ЗНО, а в дальнейшем – из-за сжатых сроков печатания. В конце марта из-за нехватки средств для приобретения расходных материалов печатание тестов для внешнего оценивания было приостановлено и возобновлено лишь 15 апреля.

Работа пунктов тестирования и их персонала

Другой важной составляющей процесса стандартизированного оценивания является обеспечение сети пунктов тестирования квалифицированным персоналом, который профессионально и объективно выполняет предусмотренные процедурой задачи. Учитывая общее количество работников сферы образования, которые привлекаются к проведению ЗНО, уровень их подготовки является достаточным для того, чтобы тестирование прошло успешно. По сравнению с предыдущими годами уровень подготовки персонала пунктов тестирования фактически не изменился. Вместе с тем наблюдатели фиксируют, что отдельные инструкторы не имеют надлежащей подготовки в вопросах особенностей процедур проведения тестирования. Часто заметно, что они теряются в нестандартной ситуации, не желают замечать нарушения процедуры участниками, легкомысленно относятся к ее выполнению лично. Как следствие, наблюдаются случаи несоблюдения процедуры и требований, часто нарушается принцип равенства условий написания тестов различными абитуриентами. В УВК «ДУЗ-ОУЗ» г. Самбор Львовской области во время тестирования по истории Украины инструктор, которая наклеивала штрих-коды на бланки ответов, заметила, что фамилии у одного из абитуриентов и старшего инструктора одинаковые, а потому сообщила об этом уполномоченному от УЦОКО и ответственному за ПТ. Оказалось, что эти лица имеют родственные связи. В результате старшего инструктора, которая оказалась мамой абитуриента, заменили.

Все более заметным становится нежелание педагогов вовлекаться в процесс проверки знаний – часто не хватает инструкторов для работы в пунктах тестирования, поэтому их приходится привлекать из числа тех, кто должен выполнять функцию дежурных, а соответственно, не имеет надлежащей подготовки. Конфликтная ситуация между персоналом имела место во время тестирования по украинскому языку и литературе в пункте тестирования Киевского университета права НАНУ. Здесь инструктор выходил из аудитории без предупреждения, спорил с уполномоченным лицом и ответственным за пункт тестирования, имел при себе включенный телефон. Такое поведение стало причиной для составления акта о нарушении процедуры тестирования.

Также уже типичной стала проблема использования мобильных телефонов персоналом пунктов тестирования. Был даже зафиксирован случай составления акта о нарушении процедуры тестирования инструктором и выведения его из пункта. В Днепропетровске на экзамене по истории Украины в Академии таможенной службы Украины (корпус № 3) в аудитории № 5 инструктор пользовался мобильным телефоном, скорее всего для выхода в Интернет. После выявления нарушения в пункт тестирования приехал представитель Днепропетровского РЦОКО, и после дачи объяснений и оформления соответствующих документов инструктор покинул помещение.

Несмотря на все это, общий уровень подготовки и профессионализма инструкторов довольно высокий. В 86 % пунктов тестирования наблюдатели положительно оценили их работу и компетентность.

Что касается остального персонала, то, как и в предыдущие годы, лучшую подготовленность к выполнению своих обязанностей наблюдатели отмечают у уполномоченных лиц и ответственных за пункт тестирования. Зато более уязвимым местом организации тестирования остается уровень подготовки дежурных. Поскольку они не проходят специальной подготовки, то позволяют трактовать выполнение отдельных функцій на свое усмотрение. Например, не считают нужным проверять уборные на наличие шпаргалок, пособий, технических устройств, не всегда следят за соблюдением тишины и дисциплины в рекреационных зонах, не сопровождают участников тестирования к выходу.

Применение металлодетекторов

Процедура применения металлодетекторов в 2014 году выглядит более унифицированной и слаженной, чем в предыдущие. Прежде всего наблюдатели отмечают фактически единую технологию их применения, а именно – во время проставления уполномоченным лицом УЦОКО штампа в сертификат участников тестирования. Использование металлодетекторов на входе в пункт тестирования фактически не наблюдалось. Как ОПОРА констатировала в прошлом году, применение этих устройств таким образом малоэффективно. Ведь на входе в пункт тестирования участники не сдают личные вещи, а проходят с ними в аудиторию дальше. Поэтому обнаружение мобильного телефона или другого устройства фиксации и передачи информации не влечет за собой никаких последствий.

Также в этом году наблюдается использование металлодетекторов практически во всех пунктах тестирования, тогда как в прошлом году в отдельных областях не было ни одного устройства, которое могли зафиксировать технические средства связи или передачи информации. Были зафиксированы лишь единичные случаи отсутствия устройств в Запорожской области, Одесской, г. Киеве. Время от времени наблюдатели фиксировали неисправности металлодетекторов, а соответственно, и невозможность их применить для проверки наличия запрещенных устройств у абитуриентов.

Впрочем, если металлодетекторы и дальше будут применять для проверки соблюдения процедур ЗНО его участниками, необходимо выработать унифицированный подход к использованию прибора. Однако среди нетипичных случаев, нарушающих равенство условий прохождения абитуриентами ЗНО, был зафиксирован избирательный подход к применению металлодетекторов. Например, в Харьковской области представители Государственной службы охраны не проверяли металлодетектором всех абитуриентов. В ответ на замечание общественного наблюдателя о нарушении процедуры не было принято никаких мер. Кроме того, требует стандартизации и процедура несения ответственности при обнаружении запрещенных устройств у абитуриентов с помощью металлодетекторов. Хотя в большинстве случаев такие участники лишаются права продолжать работу над тестом, окончательное решение зависит от уполномоченного лица и его собственной трактовки умышленного или непреднамеренного нарушения процедуры и возможности применения мобильного телефона, наушников и т. д. Например, в пункте тестирования Криворожского экономического института при обнаружении мобильного телефона во время технологического перерыва ни экзамене по иностранному языку участники тестирования были лишены права на дальнейшую работу над тестом. А при обнаружении у других абитуриентов таких технических устройств, как наушники и флеш-карта, было только сделано предупреждение, и поступающие продолжили работу над тестом.

Соблюдение участниками тестирования процедуры ЗНО

Во время нынешнего тестирования наблюдатели отметили две противоположные тенденции в поведении и отношении абитуриентов к процедуре прохождения ЗНО. Часть абитуриентов слишком серьезно воспринимает тестирования, а потому в результате чрезмерных переживаний они вынуждены обращаться за помощью к медработникам.

Другая часть абитуриентов, стремясь получить высокие результаты, нарушает правила прохождения ЗНО, а потому они досрочно прекращают работу над тестом. Наблюдатели ОПОРЫ зафиксировали более 119 случаев нарушения процедуры стандартизированного тестирования, когда у абитуриентов были изъяты мобильные телефоны, наушники, другие устройства накопления и передачи информации.

Также участились случаи списывания у соседей, использования шпаргалок – в большинстве случаев за выявленные нарушения участников лишали права дальнейшего участия в ЗНО. Во время тестирования по истории Украины о подсказке просили и у наблюдателя от ОПОРЫ. Так, в г. Южноукраинск Николаевской области в средней общеобразовательной школе № 4 участник пытался получить помощь у общественного наблюдателя. Последний объяснил ситуацию чрезмерным волнением абитуриентов.

Традиционно зафиксировано появление поступающих в пунктах тестирования без надлежащих документов (паспорта или сертификата), что делает невозможным их участие в тестировании. Такие случаи в этом году были зафиксированы на 136-ти пунктах из тех, где находились наблюдатели ОПОРЫ.

К наиболее резонансным нарушениям процедур ЗНО, зафиксированным наблюдателями, относится попытка пройти тестирование за другого человека. Так, на экзамене по истории Украины в г. Коломыя Ивано-Франковской области еще до начала тестирования был обнаружен абитуриент, который пытался сдать тест за своего брата. Для этого он переклеил свое фото в паспорт брата. Как пояснил нарушитель, брат ошпарил ногу и не мог прийти в пункт тестирования, поэтому они думали таким образом выйти из ситуации. Парня немедленно вывели за пределы пункта тестирования. Нарушителя обнаружила инструктор, которая учила обоих братьев в школе.

Похожая ситуация, но уже в Киеве, произошла во время второй сессии ЗНО по украинскому языку и литературе. Из пункта тестирования, располагающегося в Национальном транспортном университете на ул. Киквидзе, 42, уже во время работы над задачами был удален участник, который пытался представиться человеком, зарегистрированым для прохождения ЗНО. Подмена была обнаружена уже при проставлении штампа в сертификат уполномоченным лицом – несмотря на то что фамилия, имя и отчество абитуриента совпадали как в паспорте, так и в сертификате, фотографии в документах отличались, а сам участник не был похож ни на одного человека на фото. В результате через нескольких минут парень признался, что пришел сдавать тест за брата. После того как «участник» оставил пункт тестирования, ответственный сообщил о данном факте в милицию.

Ольга Стрелюк, руководитель образовательных программ, гражданская сеть «ОПОРА»

Общественное наблюдение за ЗНО проходит в рамках альянса программы содействия независимому тестированию в Украине (USETI Legacy Alliance).

Освіта.ua
01.07.2014

Ведущие компании и учебные заведения Предложения от ведущих учебных заведений Украины и зарубежья. Только лучшие вузы, компании, образовательные курсы, школы, агентства.
Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Вікторія
Я проти зовнішнього незалежного оцінювання. Це не об’єктивна оцінка знань абітурієнтів. Потрібно вводити зміни, давати завдання, які б відповідали рівню знань школярів та шкільній програмі. При Академії наук найкращі діти проходили пробне тестування. Середній бал склав 107 і це для над-розумних дітей. Певно, що ЗНО ввели для того, щоб наші діти залишались без вищої освіти і не мали можливості отримувати гарну, престижну роботу. Це деградація країни!
Петро
Для Вікторія: А баба-яга Против.
Петро
Поки що ЗНО це єдина можливість, хоч і далеко не досконала, об’єктивного оцінювання знань абітурієнтів та уникнення масових зловживань. Але і тут є значні проблеми. Незважаючи на запевнення у прозорості процедури ЗНО, виникають питання, по його наслідках у 2014 р.з окремих предметів. Перше, як пояснити таку велику різницю середнього рейтингового балу в минулому та цьому році з всесвітньої історії та української мови та літератури ? А дуже просто. Всесвітня історія - це предмет престижних професій куди, здебільшого поступають, так звані, мажори. Їм також потрібна і українська мова. Або як пояснити те, що в маленькій Чернівецькій області 6 учнів набрали з історії України 200 балів, на одного більше ніж у Харківській області. Звідки таке різке зростання рівня знань з одного предмета, якщо в минулому році був лише один ? Відповідь проста. Хтось з чиновників від освіти в департаменті, навіть догадуюсь хто, непогано заробив.
Комментировать

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Osvita.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!