Osvita.ua Среднее образование Реформа образования Каких изменений следует ожидать в школе и когда
Каких изменений следует ожидать в школе и когда

В МОН отложили дату перехода на 12-летнюю школу до 2018 года, поскольку до сих пор не принят новый закон об образовании

Каких изменений следует ожидать в школе и когда

В министерстве образования и науки отложили дату перехода на 12-летний учебный план до 2018 года, потому что до сих пор не принят новый закон об образовании. Первоначально планируется реформировать начальную и старшую школы, пишет Deutsche Welle.

Реформа среднего и дошкольного образования относится к ключевым задачам украинского правительства в 2016-м году. По крайней мере, так утверждает премьер-министр Арсений Яценюк. Правда соответствующий законопроект, над которым работало большое количество экспертов и работников образования и который уже дважды передавали в Верховную Раду, до сих пор даже не зарегистрировали в парламенте.

В министерстве образования и науки Украины прошлым летом обещали фундаментальные изменения уже с 2017-го - переход на 12-летнее обучение и разделение на начальную, среднюю и старшую школы. Теперь осторожно говорят о 2018-й годе. Как объясняют эксперты, законотворческий процесс затянулся, поскольку его участники пытаются найти компромисс, который бы удовлетворил и учителей, и руководителей высших учебных заведений 1-2 уровня аккредитации, которые затронет реформа старшей школы.

Начальная школа

Дискуссии ведутся на всех уровнях - от начальной школы до старшей. Например, идея сделать обучение в начальной школе не столько с помощью предметов, как через рассмотрение тем и игр, вызвала сопротивление у учителей искусства – они даже зарегистрировали на сайте президента петицию с требованием не отменять уроки музыки и рисования. Эти дисциплины отсутствуют в проекте концепции реформы начальной школы.

Реформа, которую готовит МОН, не отменяет искусство, а только интегрирует его с другими предметами, уверяет заместитель министра образования Павел Хобзей.

"Сегодняшняя начальная школа очень часто напоминает скорее гимназию: дети за партами сидят лицом к доске, атмосфера осталась авторитарной. Нам бы хотелось, чтобы это было интегрированное обучение, которое бы стимулировало развитие детей, развитие интересов", - пояснил в беседе с DW заместитель министра . Он - против оценивания детей в первых классах и против предметов. "Чтобы воображение о мире сформировалась через игру, деятельность", - говорит Хобзей.

Учителя же искусства в такой интеграции видят угрозу. "Дети не будут на украинском языке или математике рисовать красками, все сведется к заштриховыванию фигур в тетрадях, вместо того, чтобы погрузиться в искусство, - предостерегает учительница изобразительного искусства Наталья Прокопова, - А музыку заменят физкульт-минуткой. Мы потеряем культуру в начальные звене. К ним должен прийти художник с мольбертом, музыкант, играющий на фортепиано. "

Разгрузка

Немало дискуссий идет и вокруг реформирования средней и старшей школы. Одна из главных - разгрузить школьников.

"Мы настолько перегрузили программу, мы ничего не вынули, только добавляли, и в результате очень многие вещи имеют репродуктивный характер, настроенный на запоминание. А это не то, что нужно сегодня образованному человеку", - рассказывает Ирина Чернилевская, директор гимназии в Киеве.

Новый закон должен уменьшить количество предметов, дисциплины укрупнят, чтобы не дублировать информацию. Кроме того, больше автономии должны дать учителю, объясняют эксперты, работавшие над законом. "Учебные программы приблизят к европейским образцам, когда есть ожидаемые результаты, нет почасово расписанного расписания, что и когда учитель должен преподавать", - рассказывает эксперт аналитического центра CEDOS Ирина Когут.

Старшая школа

Старшая школа - это звено, где ожидается больше всего изменений. Здесь планируют сделать четкую и реальную специализацию, а не намек на нее, как было в 2000-х, рассказывает Когут.

"Тогда в каждой школе якобы должно было быть профильное образование, но в основном это был общий профиль, или только два, то есть фактически без выбора. Теперь планируется отделить старшую школу, очень часто пространственно, где-то в отдельные учреждения", - объясняет Ирина Когут.

Предлагается, чтобы после окончания 9 класса дети сдавали внешнее независимое оценивание и, в зависимости от пожеланий и результатов ЗНО, имели возможность поступить в старшие профильные школы по двум направлениям - общеобразовательным или профессиональным. Общеобразовательное - это фактически подготовка к университету в многопрофильном академическом лицее. Профессиональное - обучение в профлицеях и колледжах, где дети получали бы рабочую профессиональную квалификацию или квалификацию младших специалистов.

Прозрачный контроль

Устранить бюрократию из школ планируют новым подходом к аттестации учителей и управления учебными заведениями. Полномочия местных органов образования хотят значительно сузить, а школам дать больше финансовой и административной автономии. В то же время есть идея ввести общественный контроль: планируют ввести конкурсное избрание директоров школ, дать больше полномочий педагогическим и родительским советам.

Учителям должны дать возможность выбирать, где повышать квалификацию, и, таким образом, разрушить монополию институтов последипломного педагогического образования, рассказывает Ирина Когут. А вот идея сертификации учителей не нашла полной поддержки.

"Замысел был, чтобы с одной стороны найти более или менее безболезненный для бюджета способ поднять учителям зарплату, с другой - сделать контроль знаний самих учителей, чтобы отсеять откровенно неквалифицированные кадры. То есть предлагалось ввести объективную составляющую оценки в том, что раньше называлось аттестацией. Раньше это происходило из-за посещения директором, коллегами уроков - то есть явного конфликта интересов ", - объясняет Ирина Когут.

Пока сошлись на компромиссе - традиционную аттестацию оставят, а сертификация будет добровольной и будет давать возможность получить повышение зарплаты.

Когда ждать изменений

Если парламент примет закон об образовании весной, в МОН обещают, что уже с 2018 года заработает реформа начальной и старшей школ. Реформу средней школы обещают запустить до 2020 года.

Освіта.ua
11.01.2016

Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Нет комментариев

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Освіта.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!