Osvita.ua Среднее образование Реформа образования Тревожность свободы, или снова о реформах в образовании
Тревожность свободы, или снова о реформах в образовании

Лилия Гриневич, председатель Комитета ВР по вопросам образования об образовательной реформе

Тревожность свободы, или снова о реформах в образовании

Неотступной тенью свободы является тревога. В прошлом году страна сделала свой выбор и двинулась путем новых вызовов и испытаний. Медленно, но верно, меняется все. Меняются и ожидания и требования к сфере образования и науки.

Естественно, в обществе есть определенные ощущения неопределенности.

Все ли делаем правильно? Выдержим ли сопротивление прошлого? Получится ли у нас?

Источником тревожности в первую очередь является неопределенность. Слишком трудно вызревают стратегические решения. Мы никак не можем вырваться из стереотипов старого мышления.

Например, боимся заложить новые подходы в новом базовом законе "Об образовании".

Чиновникам трудно понять, как можно дать часть государственных денег - родителям, которые хотят и способны сами заниматься образованием своих детей. Руководителям учреждений не нравится предоставление родителям и общественности реальных рычагов влияния на принятие решений в образовании. А родители волнуются, придаст ли предлагаемая двенадцатилетка детям, кроме дополнительного года, действительно новые, нужные в жизни компетентности.

Неуверенности добавляют текущие финансовый кризис, коррупционное сопротивление, беспрецедентная масштабность изменений и сложность вызовов.

Рецепт один - не бояться признавать проблемы и решать их "по мере поступления"; действовать, несмотря ни на что, приобретать локальные победы; внести стратегическую ясность и определиться, куда мы идем.

Снять неотложные проблемы

Должны решить несколько назревших проблем, которые препятствуют движению вперед.

В частности, создалась реальная угроза потерять внешнее независимое оценивание, которое реально обеспечивает справедливый доступ к высшему образованию.

До сих пор нет результатов расследования против должностных лиц Украинского центра оценивания качества образования. Серверы с базами данных и банком тестовых заданий изъяты. Ценные уникальные кадры теряем. Материально-техническая база центра не обновлялась с 2008 года и давно исчерпала свой ресурс. Подготовка к ЗНО 2016 года уже давно должна начаться, а работа Центра парализована.

Нужно немедленно искать выход из этой ситуации, потому что в следующем году ЗНО на должном уровне может не состояться.

Другой острый вопрос - осуществление в полном объеме всех выплат для педагогов, гарантированных законодательством. Надеюсь, списание части внешнего долга положительно повлияет на бюджет образования в следующем году.

Следующая задача - не потерять детей, живущих на временно оккупированных территориях. Должны дать им возможность получать украинское образование. Выходом может быть создание национальной платформы дистанционного обучения.

Действовать, несмотря ни на что

Тревожность не должна нам помешать двигаться к поставленным задачам - последовательно, иногда малыми шагами.

Резонанс в обществе вызвала инициатива по увеличению количества часов, отведенных для изучения иностранного языка. Убеждена, это один из первых позитивных шагов. Он должен сопровождаться соответствующей подготовкой и повышением квалификации учителей иностранных языков, ростом доплат для них, осовремениванием учебников, привлечением носителей языка.

Беспокойство в общинах вызывает оптимизация сети школьных учреждений. Нам нужна оптимизация не столько ради экономии средств, сколько в интересах ребенка. Малокомплектная школа численностью до 10-15 учеников не может предложить качественное образование для ученика основной и старшей школы. Зато младшие школьники должны учиться как можно ближе к дому.

Начальные школы надо сохранить во всех населенных пунктах, где есть дети соответствующего возраста. На недавнем заседании Кабмина, посвященном подготовке к учебному году, этот подход был принят. Хорошей новостью является то, что несмотря на войну, 1 сентября в Украине начнут работу 7 новых школ.

Оптимизация будет иметь положительные последствия для ребенка, только если он попадет в лучшие условия обучения, чем у него были раньше, и будет иметь гарантированный беспрепятственный доезд к своей новой школе. В государственном бюджете на этот год предусмотрено 42 миллиона гривен на закупку школьных автобусов. К сожалению, этого не достаточно. Это только начало. Нужно, чтобы приложили усилия местные бюджеты.

Была угроза, что учебники могут стать платными, и сейчас вопрос уже снят. Учебники останутся бесплатными для каждой семьи. Половина средств предусмотрена из госбюджета, в том числе за счет сокращения депутатских зарплат и льгот. А вторую половину расходов на учебники должны предоставить местные бюджеты. Сделаны первые шаги по уничтожению коррупции в сфере закупки учебников. Однако нам нужно работать над их качеством и механизмами их отбора.

В условиях децентрализации ответственность за образование полностью возлагается на органы местного самоуправления. Вследствие бюджетной реформы доходы местных общин уже выросли в среднем на 40%. Очень важно, чтобы депутаты местных советов правильно распорядились этими средствами.

Определиться, куда идем

Начинается новый политический сезон. Для образования и науки он решающий. Верховная Рада будет рассматривать законы, которые определят перспективы государства на десятилетия вперед: "О научной и научно-технической деятельности", базовый закон "Об образовании", "О профессиональном образовании".

Продолжаются дискуссии о рамочном законе "Об образовании". Каким должен быть этот документ? Напомню несколько позиций, которые, по моему мнению, являются принципиальными.

Базовый закон об образовании должен не описывать сложившуюся ситуацию, предлагая косметические изменения - а должен отражать стратегическое видение, которое поможет Украине и украинцам занять должное место в мире. Так, как в свое время модернизированная система образования помогла финнам превратиться из бедной сырьевой европейской провинции в мирового лидера инноваций.

Главной целью образовательной реформы должно стать повышение качества образования всего украинского общества, а не только отдельных привилегированных групп. Система образования должна служить социальным лифтом для каждого гражданина - независимо от места жительства, социального происхождения, материального достатка и состояния здоровья.

Должна быть создана система сквозного воспитания через содержание образования и деятельность детей для формирования их как ответственных патриотических граждан, способных критически мыслить и относиться с уважением к достоинству каждого человека.

Главными проводниками образовательной реформы являются, прежде всего, сами педагоги. Успешность реформы зависит от готовности учителей и преподавателей к такой роли.

Поэтому вопрос социального статуса педагога и его уровня квалификации – можно сказать ключевой вопрос реформы. Новый закон "Об образовании" должен предусмотреть рост зарплаты и карьерное продвижение для педагогов по принципу: чем выше уровень квалификации и результативность труда - тем выше оплата труда.

Закон "Об образовании" должен обеспечить условия свободы выбора между различными формами получения образования ребенком. Это запрос общества, который каждый раз громче озвучивают вслух родители, учителя, работодатели.

Этот закон должен гарантировать настоящее обновление содержания образования.

Школа обязана не только транслировать знания, а учить учиться - как искать и критически анализировать информацию, получать знания, как ими воспользоваться для решения жизненных проблем.

Наши выпускники должны получать компетентности, которые получают их сверстники в ведущих странах Европы и мира и позволят им создавать в Украине инновационную экономику и развивать общество. Одной из таких компетенций, например, являются знания иностранных языков, по крайней мере одного европейского языка на уровне B1 или В2 (независимого пользователя). Такой сертификат должен выдаваться выпускнику вместе с аттестатом зрелости.

Закон "Об образовании" должен создать условия для непрерывного обучения. Каждый человек должен иметь возможность не получить образование как данность раз и навсегда, а постоянно повышать квалификацию, менять квалификацию, сохранять конкурентоспособность на динамичном рынке труда.

Коренным образом следует изменить систему финансирования. Должны предусмотреть возможность предоставлять каждому украинскому ребенку определенную сумму средств для получения образования независимо от того, где он его будет получать - в коммунальной, частной школе или в семье. Таким образом, мы создадим возможности реализовать право родителей на семейное образование. Такой спрос в обществе уже сформирован, родители готовы бороться за свое право самостоятельно давать образование своему ребенку.

В Украине, как и во всем мире, ежегодно растет количество детей с особыми потребностями. В соответствии с Конвенцией ООН "О правах инвалидов" обязанностью государства является реализовать инклюзивную модель образования по месту жительства.

Необходимо существенно расширить доступность учебных заведений для таких особых детей и дать им возможность участвовать в обучении вместе со всеми, таким образом интегрируя их в общество. До этого времени большинство таких детей учится изолированно в специальных школах-интернатах или дома. Важно, чтобы семья с особым ребенком могла сделать выбор, где учить ребенка, и именно туда были направлены государством средства.

Система управления образованием остается архаичной, и новый закон это должен изменить. Европейской Украине нужна европейская система государственно-общественного управления. Должны дать родителям и активной общественности реальные рычаги влияния на развитие учебных заведений, возможность приобщиться к оценке труда учебного заведения, обеспечить прозрачность в финансах.

При децентрализации управления в сфере образования контроль за результатами обучения должен быть централизованным. Новый закон должен предусмотреть развитие системы ЗНО и системы оценки деятельности образовательных учреждений и органов, которые их обеспечивают, чтобы государство могло гарантировать соблюдение образовательного стандарта для каждого ребенка.

Свобода как ответственность

Власть и общество должны признать образование настоящим приоритетом. В настоящую реформу образования надо инвестировать - средства, интеллект, усилия.

К реализации образовательной реформы, которая касается чуть ли не каждой украинской семьи, должны быть привлечены все. Реформа не является делом только педагогов, власти, а проектом обновленного общества.

Тревожность и неуверенность исчезнут, если мы возьмем всю полноту ответственности за выработанные совместно решения.

Лилия Гриневич, Українська Правда. Життя

life.pravda.com.ua
01.09.2015

Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
анна германовна
"Школа не должна транслировать знания, она должна научить учиться..." И только в практической деятельности дети смогут начать учиться. Не учебники штудировать, хотя и их должны, а больше работать руками и головой. Причем именно руками сначала. А то очень сомнительно, что "великий гуманитарий" не умеющий пришить пуговицу или забить гвоздь в стену будет что-то из себя представлять как полноценный член общества. Ну просто невыносимо смотреть уже на современных компьютерных гениев в восьмом классе, которые не знают куда из дома девается мусор, где берутся чистые вещи в шкафу и продукты в холодильнике. ИХ надо научить жить через уроки труда, причем "натуральные", а не книжные. А потом уже и науки осваивать поглубже.

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Osvita.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!