Osvita.ua Среднее образование Аттестация учителей Аттестация педагогов: реалии и перспективы
Аттестация педагогов: реалии и перспективы

Практика - критерий истины. С этого важного утверждения хочу начать разговор относительно введения Министерством образования и науки Украины нового Типового положения об аттестации педагогических работников

Аттестация педагогов: реалии и перспективы

Все начиналось очень хорошо и правильно. В декабре 2009 года на сайте Министерства появился проект Положения с предложением приобщиться к его обсуждению. В мае 2010 года - обсуждение завершилось, а в октябре этого же года его утвердили. В силу новое Положение вступает с декабря: после регистрации его в Министерстве юстиции Украины.

Зачем я так подробно выписываю все эти этапы? Дело в том, что утверждение нового Положения осенью стало полной неожиданностью для педагогов. На мой взгляд, широкого обсуждения Положения не произошло. Тем более, не было пилотной апробации его в отдельных районах. Как результат - к работе в новом формате не были готовы ни управленческие структуры, ни педагогические коллективы.

Документ, в котором есть много радикальных перемен, которые вводятся в середине учебного года, должен быть хорошо отработанным, пройти проверку практикой и учитывать новые реалии времени. Вспомните, пожалуйста, как трудно рождалось старое Положение об аттестации педагогов.

Положение 1993 года глубокое по содержанию, принципиальное и, вместе с тем, демократичное. Его нормы никогда не загоняли педагога "в угол" - всегда предлагался реальный выход из ситуации.

Что мы видим в новом Положении? Первое, что бросается в глаза, - это сужение демократических норм. Теперь педагог не пишет заявление на прохождение очередной аттестации и не выражает свои видения относительно уровня его квалификации. Директор школы подает в аттестационную комиссию списки педагогических работников, подлежащих очередной аттестации. А где предложения относительно уровня квалификации педагога и кто их подает? Даже из перечня основных принципов аттестации педагогов (п.1.4) снят принцип демократизма.

Наибольшим злом в аттестации педагогов является формализм и администрирование. Как с этим бороться? Прежде всего - это широкое участие общественности в работе комиссий. Практика показывает, что лучше всего работают те комиссии, где членов аттестационной комиссии избирают рейтинговым голосованием в педагогическом коллективе. Второе - это четкая регламентация документов и определение тех, кто их готовит для рассмотрения в комиссии.

К сожалению, в новом Положении достаточно сжато идет речь о формировании аттестационных комиссий (п.2.6) и даже не указывается, чем заканчивается изучение работы педагога членами комиссии (п. 3.3).

В процессе аттестационной работы по новому Положению возникало много вопросов организационного плана.

Больше всего вопросов вызвала норма о распространении квалификационной категории, присвоенной учителю, на другие педагогические должности, которые занимает этот же учитель. Ответ на него в проекте нового Положения был, стоит его оставить. Утверждение п. 3.20 о распространении квалификационной категории и на педагогическую нагрузку по другим предметам не дает ответа на ситуацию, когда учитель работает еще и воспитателем.

А вот первую часть п. 3.20 о необходимости повышения квалификации учителей, преподающих несколько предметов, с точки зрения целесообразности, считаю необходимым оставить в силе. Это дополнительная нагрузка на экономику системы образования и областные институты последипломного педагогического образования, но в итоге – будет способствовать повышению профессионального уровня педагога.

Дополнительного толкования требует однозначное утверждение о присутствии педагога на заседании аттестационной комиссии (п. 3.6). А если за несколько дней до заседания комиссии педагог заболел. Как быть?

Другая ситуация, на которую новое Положение не дает ответа. В середине года педагог заболел: у него длительная временная нетрудоспособность. Как перенести аттестацию в этом случае, если материалы в комиссию должны быть поданы до 10 октября? (п. 3.1)

Многие педагогические работники, особенно малокомплектных школ, работают в двух школах: в одной - в качестве основного работника, во второй – по совместительству (недельная нагрузка более одной ставки). Нужно аттестоваться в двух школах? Ответ на этот вопрос лежит в плоскости убеждения работников финансовых контролирующих органов.

Есть норма, которая не была выписана ни в старом, ни в новом Положениях. Касается это аттестации педагога при условии выполнения определенных мер (п. 3.9). Какой должна быть квалификационная категория у педагога, аттестованного при условии? Предыдущая, новая или специалист. Этот вопрос беспокоил многих руководителей учебных заведений. Именно поэтому на него нужен четкий ответ.

Без ответа остался и такой "смешной" на первый взгляд вопрос. Поясню на примере. В одной школе в состав аттестационной комиссии входят 9 ее членов. При голосовании голоса распределились так: за - 1, против - 0, воздержались - 8. Какое решение должна принять комиссия? Читаем пункт 3.8 действующего Положения. "Решения аттестационной комиссии принимаются... большинством присутствующих на заседании ее членов". Разработчикам Положения, наверное, нужно определиться, каким большинством принимается решение.

Положительные отзывы педагогов получили нормы относительно роли педагогического опыта при отсутствии соответствующего педагогического образования. Речь идет о пунктах 3.21 и 4.10. Педагоги с большим опытом работы, которые "работали и продолжают работать в учебных и других заведениях не по специальности, аттестуются на соответствие занимаемой должности с присвоением квалификационных категорий и педагогических званий как имеющие соответствующее образование".

Однако без неуместностей здесь не обошлось. Пункт 4.8 подан так, что он вступает в противоречие с пунктом 4.7. Педагог заочно получил полное высшее образование, он имеет восемь лет педагогического стажа и получает заработную плату по девятому тарифному разряду. По утверждению п. 4.8 ему можно устанавливать высшую квалификационную категорию, у него есть восемь лет педагогического стажа, но п. 4.7 требует осуществлять присвоение категорий последовательно. Как быть? Главное, как объяснить это учителю, не став ему "врагом".

Дискриминационной представляется норма пункта 4.11 по аттестации руководителей кружков. В ней прописано, что руководителям кружков по результатам аттестации "независимо от уровня полученного ими образования" устанавливается тарифный разряд. А справедливо ли это? Занятия в кружках не являются обязательными и для заинтересованности воспитанников, сохранения контингентов руководителю кружка нужно ой как поработать. Поэтому считаю, что руководителей кружков, которые имеют полное высшее образование, следует аттестовать на определение квалификационной категории.

Особое мнение есть и о первичном присвоении квалификационной категории "специалист" на уровне учебного заведения (п. 4.3), ведь по ней было даже отдельное письмо Министерства. Понятно, что условия присвоения этой категории выписаны на опережение. Случилось так, что Типовое положение об аттестации педагогических работников вступило в силу до принятия новой редакции Закона Украины "О высшем образовании", в котором наверняка будет ликвидирован образовательно-квалификационный уровень "специалист". Поэтому поддерживаю условия пункта 4.3, поскольку когда-нибудь их придется таки вводить.

Через все условия присвоения квалификационных категорий лейтмотивом проходит необходимость владения и использования в учебном процессе компьютерной техники, без которой не обойтись в современном мире. Кроме того, педагоги должны постоянно совершенствовать свой профессиональный уровень, владеть технологиями творческой педагогической деятельности, формировать у учащихся навыки самостоятельно добывать знания и применять их на практике.

Инновационное общество, в котором мы живем, ставит перед школой две актуальные задачи - выработать у ребенка умения, навыки и желание учиться в течение жизни, чтобы всегда быть конкурентоспособным. Это первое. Второе - обеспечить индивидуальную и самостоятельную работу ученика, перестроить содержание и методы обучения с ориентацией на компетентность. При достижении этих задач мы получим человека, для которого знание - фундамент жизни.

Работа педагога - это постоянное творчество, а творческая деятельность предполагает наличие способностей, которые должны быть присущи каждому учителю: привязанность к детям, выдержка и владение собой, способность управлять своим психическим состоянием и настроением, быстро приобретать и расширять свои знания и т.д.

Только при наличии таких важных и сложных требований педагог может претендовать на повышение квалификационной категории.

Хочу остановиться также на присвоении педагогических званий. Сейчас их определяет Кабинет Министров Украины. Они касаются большинства педагогических должностей, которые есть в системе педагогического образования. Но есть и должности, для которых педагогические звания отсутствуют. Это своеобразная дискриминация. Так не лучше ли предложить Кабинету Министров Украины ввести только два педагогические звания: "старший педагог" и "педагог-методист". Стоит также высказаться и о порядке присвоения педагогических званий.

Теперь мысль, которую следует выделить жирным шрифтом. В апреле 2011 года завершился первый этап аттестации педагогов "по-новому". Он обнаружил много пробелов в новом Положении.

Хорошо, что Министерство оперативно предложило управлениям образования на местах тщательно изучить состояние дел по аттестации и внести предложения для соответствующих изменений. Одновременно с изменениями в Положение следует подготовить подробный комментарий для каждого раздела. Как известно, комментировать тот или иной документ имеет право тот орган, который утвердил этот документ. А им в данном случае выступает Министерство образования. Комментарий поможет педагогическим коллективам в четкой организации аттестационной работы и устранит разночтения при проверках финансовых контролирующих органов.

Автор: Г. Башинский, старший преподаватель Житомирского ОИППО

Освіта.ua
13.05.2011

Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Нет комментариев

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Освіта.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!