Osvita.ua Среднее образование Новости среднего образования ЦОМ обнародовал результаты опроса о качестве школьного образования в Украине
ЦОМ обнародовал результаты опроса о качестве школьного образования в Украине

Эксперты Центра образовательного мониторинга провели анкетирование среди методистов районных отделов образования, чтобы узнать их точку зрения по поводу качества общего среднего образования

ЦОМ обнародовал результаты опроса о качестве школьного образования в Украине

Исследование было проведено в конце прошлого учебного года, участие в котором приняли 326 методистов общественно-гуманитарного и естественно-математического профилей, методистов по вопросам оценивания, библиотечным фондам и новоназначенных специалистов из всех регионов.

Методисты, принявшие участие в анкетировании, работают учителями разных предметов в общеобразовательных учебных заведениях, возраст - от 26 до 63 лет, стаж работы на должности - от 1 до 37 лет.

Результаты опроса показали, что более 70% опрошенных считают состояние общего среднего образования в стране посредственным, 1,6% - низким, а 7,2% вообще не смогли оценить его.

Вместе с тем, 19,2% участников опроса считают качество школьного образования в Украине достаточным как для развитой страны; менее 1% - высоким.

Для определения уровня качества школьного образования опрашиваемые пользовались различными критериями. Почти половина (43%) методистов свою точку зрения обосновывают результатами внешнего независимого оценивания выпускников школ, в которых они работают, 30% определились, полагаясь на собственный опыт и опыт зарубежных государств. Всего лишь 18,5% методистов сформировали свое мнение, основываясь на результатах мониторинговых исследований, а 9% - на результатах олимпиад различного уровня.


Эксперты Центра образовательного мониторинга отметили, что одним из наиболее эффективных средств улучшения качества образования являются систематические мониторинговые исследования, которые обеспечивают информацию об уровне учебных достижений школьников, об изменениях, происходящих в системе образования.

Также мониторинговые исследования дают возможность определить недостатки в системе образования и своевременно внести коррективы, компетентно формировать образовательную политику, отмечают в ЦОМ.

На вопрос о состоянии проведения мониторинговых исследований качества образования на уровне общеобразовательных школ ответы опрошенных методистов распределились следующим образом: 5,8% опрошенных признали, что мониторинговые исследования в школах проводятся систематически с привлечением независимых экспертов, а более трети специалистов проводят мониторинги собственными силами.

При этом более половины методистов признали, что мониторинговые исследования в регионах проводятся эпизодически, по указанию районных отделов или областных управлений образования, а более 8% специалистов указали, что мониторинги не проводят вообще, однако они считают, что это необходимо делать.

Обязательной составляющей образовательной системы является оценивание, что обеспечивает учащихся, родителей и общество в целом информацией о состоянии и развитии образования.

На вопрос о возможности с помощью действующих Критериев оценивания учебных достижений школьников объективно оценить качество обучения 57% участников опроса ответили, что, используя критерии как средство оценки, объективно оценить уровень знаний можно лишь частично; более трети убеждены, что сделать это невозможно вообще.

В ЦОМ акцентировали внимание на том, что важным показателем качества образования является также способность учащихся применять полученные теоретические знания в практической деятельности.

Результаты участия украинских школьников в международном сравнительном исследовании качества математического образования TIMSS позволяют сделать вывод о том, что только треть учеников 4-х и 8-х классов смогли выполнить задания по математике и естественным дисциплинам, касающиеся применения полученных знаний и умений в реальных ситуациях, характерных для повседневной жизни, отметили эксперты.

Более трети опрошенных методистов считает, что с помощью критериев оценивания, которые сейчас применяются в украинских школах, невозможно оценить умение школьников применять знания на практике, 47% убеждены, что это можно сделать лишь частично.

Почти половина участников опроса считает, что с помощью действующих критериев нельзя также определить состояние и тенденции развития образования в стране, более трети - что это можно сделать лишь частично.

Следовательно, по убеждению организаторов опроса, результаты исследования показали, что, с одной стороны, образовательное сообщество недооценивает роль мониторинговых исследований, которое позволяет определить качество образования и скорректировать образовательную политику, а с другой – они подтвердили, что существует острая необходимость в создании национальной системы таких исследований.

Исследование было проведено Центром образовательного мониторинга (ЦОМ) в конце прошлого учебного года. Всего методом анкетирования опросили 326 методистов общественно-гуманитарного и естественно-математического профилей, методистов по вопросам оценивания, библиотечным фондам и новоназначенных специалистов из всех регионов страны.

Освіта.ua
05.09.2011

Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
соціолог
а чи не замало вибірки у 326 методистів для всієї України? Ця цифра навіть для одного лише Києва дещо замала...
Олег
Очень интересно в какой учебной программе к 11 классу есть предмет "Плетение из лозы" (УГЛ)?! Может и ЗНО по нему будем сдавать?!
Учитель
Методисты районных отделов образования – о-о-о-очень «компетентные»! Неужели они и критерии разработали? Если да, то они, (критерии), очень секретные! Любопытно было бы с ними (с критериями), познакомиться.
Валерій
Парадоксально, що методисти моєї школи оцінили учнів найгірше (найнижчий показник успішності), зате все місто вчать
Володимир
Тот кто работает в образовании знает чем занимаются так называемые методисты)) так объективность этих исследований 3%))

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Освіта.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!