Проблемы «поголовной» проверки знаний школьников

Есть более рациональные варианты проведения исследований чем применяются Минобразования

Проблемы «поголовной» проверки знаний школьников

Анализ проблемных аспектов проведения мониторинга качества общего среднего образования по результатам обучения учащихся в начальной и основной школе.

Юридические аспекты


Приказ Министерства образования и науки Украины № 995 от 17.07.2013 г. указывает, что мониторинг проводится в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины № 1283 от 14.12.2012 г. «Об утверждении Порядка проведения мониторинга качества образования». Но в пункте 13 этого Порядка сказано, что «Мониторинг проводится исполнителями в пределах средств, предусмотренных им в соответствующих бюджетах, а также за счет других источников». К сожалению, местными бюджетами на 2013 год не предусмотрены расходы на проведение мониторинга качества образования в 5-х и 10-х классах муниципальных общеобразовательных учреждений, в том числе на приобретение сборников заданий и оплату работы учителей при проведении мониторинга.

Кстати, дополнительная оплата работы педагогов в ходе проведения мониторинга является обязательным потому, что эти контрольные работы не предусмотрены в учебных программах и не входят в тарификации учителей. Кроме того, оплата за проверку письменных работ учащихся не предусмотрена нормативными документами по большинству предметов, включенных в порядок проведения мониторинга.

Таким образом, все расходы на проведение мониторинга (обеспечение учебных заведений сборниками заданий и оплата труда педагогов за рамками учебного плана и тарификационной нагрузки) должны осуществляться в соответствии с п. 13 постановления Кабинета Министров Украины № 1283 от 14.12.2011 г., а именно, исполнителем проведения мониторинга (п. 1.2. приказа МОН Украины № 995 от 17.07.2013 г.) ‑ Институтом инновационных технологий и содержания образования.

Также следует отметить, что приказ МОН Украины № 995 от 17.07.2013 г. не зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины, поэтому он не является нормативно-правовым документом, на основании которого органы местной власти и самоуправления могут осуществлять соответствующие расходы из местных бюджетов на проведение мониторинга качества образования в муниципальных образовательных учреждениях.

Кроме того, проведение мониторинга качества образования вместо учебных часов инвариантной части учебного плана не предусмотрено базовым учебным планом Государственного стандарта базового и полного общего среднего образования, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Украины № 1392 от 23.11.2011 г., а также утвержденными учебными программами.

Если же МОН Украины предусматривает участие педагогических работников в проведении мониторинга качества образования на безвозмездной основе, но сверх тарификационной нагрузки учителей, то приказ МОН необходимо было бы согласовать с Центральным комитетом профсоюза работников образования.

Таким образом, проведение мониторинга качества образования может проходить только вне учебного процесса. Как следствие, это приведет к перегрузке учащихся сверх предельно допустимой нагрузки, а также к необходимости дополнительной оплаты труда учителей сверх тарификационную нагрузку.

Методические аспекты


Приказом МОН Украины № 995 от 17 07 2013 г. предусмотрено проведение мониторинга качества общего среднего образования по результатам обучения, в том числе в основной школе. Мониторинг планируется провести в общеобразовательных учебных заведениях всех типов и форм собственности. Напомним, что согласно с законодательством в перечень учебных заведений входят также высшие учебные заведения І‑II уровней аккредитации и профессионально-технические учебные заведения, предоставляющие полное среднее образование.

В то же время, «Методическими рекомендациями по проведению мониторинга качества общего среднего образования по результатам обучения учащихся в начальной и основной школе» (Письмо Института инновационных технологий и содержания образования № 14.1/10-2824 от 27. 08. 2013 г.) предусмотрено проведение мониторинга качества образования по результатам обучения в основной школе только для учеников 10-х классов общеобразовательных учебных заведений. Напоминаем, что около 50 % выпускников основной школы продолжают обучение в вузах I‑II уровней аккредитации и заведениях профессионально-технического образования и не участвуют в мониторинге качества образования.

Следствием исключения определенных категорий выпускников основной школы, тем более в таком количестве (50 %), является признание выборки для проведения мониторинга нерепрезентативной, и, как следствие, результаты такого мониторинга ни в коем случае нельзя признавать объективными. Вопрос: кому нужен такой полуфабрикат и какие выводы и рекомендации можно сделать на этом основании? Видимо, тоже полуфабрикат. Но это уже эмоции, извините.

Также, проведение мониторинга качества образования на седьмой неделе текущего учебного года (напомним, что в этом учебном году уже будет проведено от шести до 24-х уроков по соответствующим предметам) приведет к тому, что результаты мониторинга качества обучения в предыдущем учебном году нельзя будет признать «чистыми» из-за очень большой погрешности в итоге.

Следует также отметить, что приказом МОН Украины № 995 от 17.07.2013 г. определено направление проведения мониторинга: «результаты учебной деятельности учащихся в начальной и основной школе». Но результат «учебной деятельности учащихся» уже проверен во время государственной итоговой аттестации в мае прошлого учебного года. Поэтому повторная проверка усвоения учебного материала является или недоверием к объективности работы государственных комиссий (на каком основании?), или проверкой долговременной памяти выпускников и, следовательно, никак не проверкой «результатов учебной деятельности».

Возможно, было бы целесообразным определить направлением проведения мониторинга «качество (или результативность) предоставления образовательных услуг в начальной и основной школе». Но в этом случае тестировать нужно было бы уже не «стрелочника» ‑ ученика, а условия учебно-воспитательного процесса, материально-техническое, научно-методическое, кадровое обеспечение учебных заведений, проблемные вопросы в организации учебно-воспитательного процесса. А это уже, разумеется, «деятельность государства, органов власти и управления, тех, кто предоставляет услуги». В таком случае и результаты мониторинга, и проблемы, влияющие на качество образовательных услуг, можно было бы учесть в дальнейшей деятельности и определить степень их влияния на обеспечение качества образования.

Организационные аспекты


Результативность учебной деятельности учащихся проверяется при проведении государственной итоговой аттестации (согласно Положению о ГИА). Поэтому мониторинг можно проводить до проведения государственной итоговой аттестации. В таком случае мониторинг может и должен определить проблемы и помочь достигнуть лучшего результата. А это и есть его ведущая цель. Проведение же мониторинга после официального результата имеет совсем другую цель.

Также, проведение мониторинга качества образования средствами тестирования ни в коем случае не требует «поголовной» проверки. Опыт проведения мониторинговых исследований TIMSS и других показывает, что есть более рациональные, более объективные и более репрезентативные варианты проведения мониторинговых исследований.

Должно быть и продолжение, но, надеюсь, этого достаточно для продолжения дискуссии.

Сергей Миронов, учитель

Освіта.ua
13.09.2013

Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Антон
Я считаю что мониторинг ни к чему не нужен.Тем более в конце месяца!
Марина
Почему после проверки математики за 5 класс, моему ребенку поставили плохую оценку , за то что он написал некрасиво !!! Разве это главное в математике !!!! Ведь надо было проверять математику а не кале графиню !!!!! После этого я уже ни верю в мониторинг!!!!
Максим
А мне "посчастливилось" посмотреть задания по английскому языку для 5-го класса. Интересно их кто нибудь вычитывал? Предложения, содержащие грамматические ошибки, (Oksana, Oleg and me like reading вместо and I) встречаются в заданиях довольно часто. Кроме этого есть еще и ошибки фактические (English people eat a turkey for Thanksgiving. Интересно, а Англичане знают, что у них появился новый праздник?). Да и в целом непонятно по каким учебникам должны были дети учится в младшей школе, что бы ответить на 80% вопросов этого мониторинга. Более того, эти тетради нужно еще детям и купить за деньги родителей. 5 предметов по 7 гривен в 5-м классе, 12 предметов по 7 гривен в 10 классе... Деньги в общем то небольшие, но в масштабе страны очень немалые. Вот такая вот пища для размышления...
вчитель
у 5 класі моніторинг має проводити вчитель який вчив дітей у початковій школі. Цікаво , а хто буде вчити в цей час першачків - табачник? А хто буде заміняти інших вчителів - азіров?
Елена
Если министерство это придумало - должно обеспечить необходимым!!! Сколько можно на детях ЗАРОБАТЫВАТЬ! Родители нашей школы в Черкассах решили это дело проигнорирывать и всем это советую. НЕ ВЕДИТЕСЬ!!!
светлана
В мене 2 дітей, один навчаеться у 5,а другий в 10 класі. Скільки моїй сім,ї треба витратити на цей мориторинг,щоб комусь було гарно. У школі було сказано,що кожен учень повинен купити комплект збірників.Навіщо мені це потрібно,хай у день мориторингів діти будуть вдома.
Tatyana
Вчителі сьогодні є абсолютно безправними. Адміністрація хоче вислужитись черговий раз, із дітей хочуть натрусити грошей,а якщо батьки відмовляться купувати збірники, то нам, вчителям, сказано самим розмножити з сайту по чотири варіанти завдань і надати дитині. Хто заплатить за папір, фарбу? Чому вчитель повинен це робити?????
вчитель
повністю згодна. Ми ж не безсловесне бидло.
Роман
Абсолютно согласен со всем вышесказанным, но ведь всё равно заставят проводить, причём именно безоплатно и в ущерб другим урокам! И тут ещё не затронут один аспект. Например, у нас в 10-ом классе только начали изучать предмет "Технологии", а он тоже в списке. И что покажут ученики после всего лишь полутора месяцев изучения предмета?..
Віктор
Шановні батьки! Побережіть здоровя дітей. Не пускайте їх у школу в день моніторингу!
Ирина Шульгина
Для Віктор: беда в том, что за низкую явку по шапке дадут учительнице. Она всегда крайняя, поэтому перед городскими контрольными и тд, просят приходить. Никого не волнует, что это лишний стресс для ребенка.Не хочется подводить ее, хоть и приходится ребенка подвергать лишним нервам
Просто вчителька
Моніторинг триватиме 10 робочих (14 календарних) днів - якщо учень(учні) пропустять так багато - це ще гірше, ніж сам моніторинг...За відвідування вчителі (а не батьки) теж "дістають по шапці"...З якого боку не подивишся - вчитель крайній. На жаль.
Комментировать
УЧИТЕЛЬ
"Варіанти тестів для виконання їх учнями будуть оголошені о 12.00 напередодні дня, визначеного графіком проведення моніторингу. " Зачем тогда вообще его проводить? Какова цель мониторинга, если задания становятся известны практически за сутки до проведения? "Оцінювання робіт буде здійснюватися за рівнями навчальних досягнень учнів " - а кто оплатит эту проверку учителям? Ну и наконец последнее: в додатках опубликованы схемы анализа работ. Поверьте, не так-то это быстро проверить, посчитать, заполнить бланк отчета. А что - у учителя больше уроков нет в день мониторинга? Или сутки растянулись с 24 до 48 часов? Родители, пожалуйста, звоните на горячую линию МОН, требуйте отмены этого издевательства. Мы, учителя, люди подневольные, попробуй не выполнить распоряжение начальства - мигом выговор впаяют и надбавки лишат.
Ирина Гунина
Повністюз вами згодна. Вчителів та батьків перетворили на заложників фінансового апетиту нашого міністра- мільйонера і тепер хоч щодня "перевірятимуть знання". аби тільки купували збірники. А те, що там з 30 варіантів можна дітям дати тільки 10, бо решта містять просто безбожні помилки - нікого не цікавить
оксана
Для Ирина Гунина: Розумні речі кажете. Так. Як же зупинити ця моніторення.
Tatyana
Як зупинити - не уявляю. Очевидно, відкати уже пішли. Але і мовчати сил немає! І проведення , і перевірка в одинь день, писанини - море, оплати жодної!!!! А ще потрібно порівняти результати дитини з минулими річними чи ДПА . А якщо це 10-й клас і половина дітей з інших шкіл, частина з сіл - в атестаті 9-10, а реально 5-6. Кому по шапці дадуть??????
Комментировать
Юрій
Це справжня шизофренія! "Академіки" одночасно рекомендують не оцінювати п’ятикласників протягом першого півріччя і разом з тим тепер хочуть нав’язати "міністерські" тести. Божевілля. Навіщо ці "міністерські" тести, якщо наприкінці 4-го та 9-го класів учні складають ДПА? Відповідь очевидна: даруйте, "бабло". Закликаю всіх не ставити підлабузницькі питання на зразок "а коли будуть збірники?", а самоорганізовуватись проти дурості "академіків", яка, між іншим, може обернутися проблемами зі здоров’ям п’ятикласників. Пропоную створити сторінку у мережі Facebook, де збирати електронні підписи проти відвертої дурості. Якщо Ви схвалюєте цю ідею, виразіть свою підтримку, оцінивши передусім цей допис. P.S. Моя хата не з краю.
Ирина Гунина
Для Юрій: А коли ж тоді я маю вчити дітей, коли мало не кожного місяця якісь перевірки? Хтось заробляє на тобі гроші, а тобі доводить план до виконання. Я б хотіла побачити юридичне обгрунтування цих пиервірок. Чи його приймуть заднім числом, як всі наші закони?
Комментировать
Жінки
і з Директором))), і з автором статті
Жінки
Заждіть. А хіба досьогодні всі не нагинені? З іншим - погоджуємось
Директор)))
УЧНІ, БАТЬКИ, УЧИТЕЛІ, всі, хто читав рекомендації щодо проведення моніторингу! Напевно, Ви зрозуміли - це не що інше, як вибивання грошей в чималої кількості українців. В процедурі проведення моніторингу відсутня мета перевірки рівня навчальних досягнень школярів. Всіляко ігноруйте моніторинг. Звертайтеся до журналістів, управлінських структур. НЕ МОВЧІТЬ!!! Тільки так можна зупинити вакханілію МОН. Відступимо один раз - нагинатимуть і надалі.
18
Ці моніторинги дуже велике на вантажання для одних і тих самих учнів 10 це дуже багато можна було б 2,3 але не більше це буде погано впливати на нервову систему як вчителів так і самих учнів. Якщо вже на це пішло то ніхто ще такого не писав. Батьківські комітети багатьох шкіл не згодні з паном міністром. Якщо вже на це пішло коментар вчителя на рахунок моніторингів: "Обсипали нас моніторингами як матюками на базарі".
Iрина
Підтримую автора статті повністю.І не знаю ЖОДНОГО з вчителів, який не був би ПРОТИ цього моніторингу -непослідовного, недоречного,непродуманого,незапланованованого,невідповідного завданням навчально-виховного процесу - і, як наслідок, такого,що НЕ МОЖЕ бути об’єктивним. Хочеться аналізу -хай збирають дані ДПА і аналізують -об’єктивно і неупереджено , і САМОСТІЙНО, не перекладаючи цю місію на вчителів, які чомусь мають щось ксерити чи друкувати за власні кошти у власний час,який потрібен для перевірки ДИТЯЧИХ зошитів і підготовки до уроків. Хочеться креативу -нехай повісять на своєму сайти рекомендації для проведення перевірки чи моніторингу МОН, або внутрішнього контролю роботи Мон.Теж бажано з 87 пунктів не менше (Міністерство ж не гірше,ніж проста школа).І аналіз своєї роботи за власними ж рекомендаціями. Ми ж не на МОН працюємо,а на державу.Як і МОН мав би працювати.
25
Зачем опять проводить этот мониторинг?!? В конце 4 и 9 классов у детей был срез знаний, аттестация, что изменилось за эти месяцы??? Очередное "отмывание денег". Сколько можно зарабатывать на детях, родителях, кошельки ведь не резиновые, у нас же "образование бесплатное", почему каждый год идёт сплошная выкачка денег из родителей, при чём это уже поставлено на конвеер и действует, как так и надо. В чём тогда смысл "бесплатного образования"?!? Что государство даёт моему ребёнку БЕСПЛАТНО????????????????????????????
Надя
Для 25: пока я училась в школе, у нас тоже устраивали мониторинг в 5 классе. Но никаких сборников не было, просто пришли контрольные в районо, которые потом были распространены на школы, и мы написали, никто никому не морочил голову. Денег лишних тоже не тратилось. Неужели сейчас просто нельзя так сделать. Обойтись без сборников.
Просто вчителька
Вы думаете, что районо делало копии для всех учеников??? Это делают учителя за свои деньги, тратя свое личное время. Просто ученики этого не знают. Они многого не знают.
Комментировать
ольга
коли в продажі будуть збірники?
Любов
Для ольга: Навіщо це запитувати? Будь готов!
Комментировать

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Освіта.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!