Osvita.ua Среднее образование Современная школа Воспитание Воспитание после бурь

Воспитание после бурь

В каждом школьном классе сталкиваются все противоречия, какие только есть в обществе. Воспитание после бурь - это воспитание для мирной жизни среди всех этих противоречий

Сейчас наступило время, которое можно назвать словами «после бурь». Политических бурь, нравственных ураганов, идейных штормов выпало на нашу долю немало. Никто не сможет сказать, что все улеглось и наступил период штиля и покоя. Неизвестно, что нас ждет завтра. Но стало понятно главное: мы должны делать все возможное, чтобы этих бурь и штормов, боев и смертей больше не было. Чтобы не свистели пули ни в городе, ни в деревне, не били гранатометы, не ползали по улицам танки, не разрушались дома и не вскипала ярость благородная и тем более - неблагородная.

Нас много лет воспитывали в ожидании войны. Даже в 70-е и 80-е годы копили танки и ядерные бомбы.

Теперь стало ясно, что агрессор и агрессия - внутри нас, в наших душах.

Мы воочию увидели плоды своих воспитательных усилий, и многие из них оказались ужасными. Если бы можно было из старых учебников вырвать страницы... Перемены в стране и, следовательно, в школе так глубоки, что мы все в растерянности - как воспитывать детей дальше?

И если попытаться сформулировать в одной фразе, каким же должно быть воспитание после бурь, какие уроки нужно извлечь из грозных событий последнего времени, то можно сказать: воспитание после бурь должно быть таким, чтобы злобные бури гнева не проносились больше над многострадальной нашей страной.

Все знают, что семья - ячейка общества. Гораздо реже говорят о том, что такая же важная ячейка гражданского общества - школьный класс, в семье рождается человек, в классе гражданин. В каждом школьном классе сталкиваются все противоречия, какие только раздирают общество. В классе есть:

  • богатые и бедные;
  • принимаемые и непринятые;
  • отличники и двоечники;
  • верующие и неверующие;
  • правые и левые;
  • умные и глупые;
  • развитые и неразвитые;
  • активные и пассивные;
  • трудолюбивые и ленивые;
  • русские и нерусские, а если школа татарская, то татары и нетатары.

Родители наших учеников придерживаются самых разных взглядов. Одни - коммунисты, другие - демократы, третьи - патриоты, ненавидящие и коммунистов, и демократов. Это не разнообразие. Это противоположности, таящие в себе взрывную силу, которая может быть страшнее атомной энергии. Это реальность, которую надо принять.

В доперестроечные времена школа старалась свести эти противоречия до минимума. Делали вид, что все дети равны, что у их родителей одни и те же взгляды - просоветские, что у всех детей одинаковое будущее, а о политических разногласиях не могло быть и речи. В перестроечные времена заговорили о плюрализме. В ту пору важно было, чтобы иные, некоммунистические взгляды не подавлялись, не объявлялись враждебными.

В короткое время плюрализм стал реальностью, и обнаружилось, что множественность взглядов таит в себе огромную опасность, ведет к междоусобицам и в конечном счете - к гражданской войне.

Что же - назад к единомыслию? Конечно, нет.

Мы должны учить детей жить среди этих противоречий.

Понятна ли разница? Не приводить всех детей к единственно правильному мировоззрению, какое бы оно ни было, не устранять противоречия, не делать всех левыми или правыми, а учить детей, что каждый человек имеет право думать то, что он думает, быть таким, какой он есть, - все-таки мир должен побеждать в школьном классе, в обществе, в государстве.

Часто говорят о воспитании для свободы и ради свободы. Это хорошая цель, но есть цель не менее важная и высокая: воспитание для мира между людьми.

Не только между народами, но и между людьми.

Воспитание после бурь - это воспитание мирной жизни среди всех противоречий.

До тех пор, пока не берут в руки оружие, пока не призывают к оружию, пока кулаки не сжимаются от ярости, до этой границы каждый имеет право думать то, что он думает, и должен быть выслушан.

Дети, как и все люди, кричат оттого, что их не слышат или не понимают.

Дадим всем детям возможность быть выслушанными. Не будем бояться опасных речей. Пытаясь во что бы то ни стало переубедить и заклеймить человека с противоположными взглядами, мы становимся опаснее, чем самые опасные взгляды.

Оголтелый демократ ничуть не лучше оголтелого противника демократии.

Оголтелость, готовность пойти на все ради утверждения своих взглядов, фанатизм даже в самых малых дозах - вот что губит мир и уносит покой.

В нашем школьном классе не должно быть оголтелости. Это первая задача всякого воспитания. Нетрудно заметить, что такое воспитание прямо противоположно коммунистическому. Прежде нам говорили, что задача учителя - воспитывать стойких, убежденных борцов за коммунистическую идею. Мы и вырастили многих таких борцов, для которых идея дороже жизни соседа. Идеи легко сменились на противоположные, а страсть сражаться, стремление добиться победы во что бы то ни стало остались.

Главной ценностью наших детей должна быть не победа, а мир. Они должны чувствовать, что тот, кто стремится к победе в идейной борьбе, - дурной человек, а не пример для подражания. Победа - хорошее дело, чувство победы - опьяняющее чувство. Но есть более высокие ценности: человеческая жизнь, мир, безопасность.

Все люди стремятся к порядку. Учителю нужна дисциплина в классе. И только порядок в школе создает атмосферу свободы, ненасилия, безопасности. Но порядка можно добиться двумя противоположными способами: насильственным и демократическим.

Неправда, что демократия, свобода неминуемо ведут к хаосу, к своеволию, к неуправляемости детей.

Просто мы до сих пор знали лишь один способ установления порядка: окрик, наказание, насилие.

Порядок, установленный насильственно, прост и почти всегда дает видимые результаты. Насилие над ребенком - старинное педагогическое средство. Мы воспринимаем его с детства, а многие даже боятся жизни без насилия.

Демократия, то есть ненасильственным путем устанавливаемый порядок, гораздо сложнее, чем авторитаризм. Правила поведения в демократической школе запутанны и противоречивы, детям не всегда понятно, что можно, а чего нельзя. Где свобода, а где обыкновенная распущенность.

Но мир нельзя установить насильственным путем. Порядок-насилие неминуемо загоняет все противоречия внутрь и не утишает страсти, а пробуждает их. Именно порядок-насилие и делает из некоторых людей оголтелых борцов за свои права. Позже из них вырастают те самые люди, которые готовы стрелять друг в друга из-за строчки в конституции. Из-за чего были все бури? Из-за того, что не было демократии в нашей стране.

Воспитание после бурь может быть только демократическим. Мы должны вместе учиться тому, что по праву можно назвать порядок-демократия. Порядок-демократия держится на многих тонких отношениях, процедурах, традициях. Порядок-демократия (в отличие от порядка-насилия) имеет целью душевное благополучие ребенка, а не школы как учреждения. Если нам действительно дорог каждый ребенок со всеми его сложностями, то в школе будет порядок - такой, при котором детям будет легко идти на уроки.

Вот запрещенные фразы для учителя:

«Я его не выношу!»

«Я не терплю, когда...»

Чтобы воспитывать детей, всегда, во все времена, а теперь тем более, учитель должен учиться терпимости.

Ведь в конечном счете откуда берется оголтелость и нетерпимость в душах детей?

От родителей, от учителей, от директора.

Еще, конечно, и экран телевизора добавляет свое.

Воспитание ради мира...

Попробуем испытать эту идею на прочность. Правильна ли она, выдерживает ли критику? Действительно ли мир между детьми является высшей ценностью? Не приведет ли такое воспитание к появлению массы бесхарактерных и безыдейных людей?

Конечно, никакая идея не может быть абсолютно верной. Однако мир в нашем народе и в самом деле является наивысшей ценностью. Люди по каждому поводу говорят: «Лишь бы не было войны». Все общественные несчастья меркнут перед несчастьем войны.

Конечно, когда народ угнетен, когда возникает угроза жизни, то свобода становится дороже мира. Правильнее, наверное, было бы сказать, что мир и свобода - равнозначные ценности. Но они не противоречат одна другой. Ведь все бури последних лет были вызваны тем, что народ отстаивал свободу.

Теперь мы должны учиться жить при свободе, а это значит - жить в мире, а не в согласии. Не обязательно в согласии!

В этом-то и непривычная особенность воспитания наших дней, его цель - мир без согласия. Мир в несогласии.

Согласие необходимо в семье. А уж в классе может быть мир без согласия. А в обществе согласие и вовсе невозможно, а мир - необходим.

Мы должны привыкнуть к тому, что нет единой, объединяющей всех идеи. Нет одной на всех идеологии. Хватит жаловаться на то, что старые идеологические верования разрушены, а новых нет. Они потому и разрушены, что вели к напряженности, к борьбе, к войне. А народ хочет мира. Единая идея, единое чувство возникают в народе или в большой группе людей, когда возникает опасность для страны. Искусные наши прежние правители нарочно поддерживали чувство опасности в народе, чтобы возникло единение, - это самый надежный способ держать народ в узде.

Но повторимся, нет сейчас более грозной опасности, чем опасность нетерпимости, оголтелости, отстаивания каких-то идей до конца.

Нечем заменить коммунистическую идею? Попробуйте принять идею мира и примирения между несогласными людьми. Это благородная идея, хотя ее нелегко воплотить, как и все благородные идеи.

И особенно трудно воплотить идею мира в школьном классе, потому что дети только вступают в социальную жизнь. И хотя они от детсадовского возраста учатся не только ссориться, но и мириться, все же противоречия между ними бывают порой так сильны, что школьный класс, кажется, вот-вот взорвется от накала детских страстей.

Именно в школьном классе впервые проявляются противоречия между богатыми детьми и бедными. Они всегда были, но прикрывались лицемерием развитого социализма и одинаковой школьной формой. Теперь стало ясно, что никуда от этого не денешься. Есть и будут богатые, есть и будут бедные. Как им жизнь вместе? Не уничтожая друг друга, без ненависти?

Мы не научились об этом думать. Учитель физкультуры приказывает всем прийти в одинаковой форме, не думая о том, что не всем родителям это по карману. Директор школы с гордостью отправляет делегацию в Англию, собирая с родителей бешеные суммы. Может быть, путешествие в Англию стоит отложить до тех пор, пока дети вырастут и сами заработают?

Некоторые школы, желая привлечь деньги, создают для своих учеников сверхроскошные условия, ресторанные обеды. Что за нелепость? Именно богатых-то детей во всем мире стараются воспитывать скромно. Это совершенно новая забота для наших воспитателей - как воспитать уважение к богатству и как воспитать уважение к бедности. Наверно, тут хорошим помощником учителю будут старинные книжки начала ХХ века. У нас же совсем забыта культура обращения со словами «богатый» и «бедный». Ее необходимо восстанавливать.

Дети очень высоко ценят подростковую дружбу. В их представлении все школьные классы делятся на дружные и недружные. Но как поддержать дружбу в классе? Чем объединить детей, чтобы они не чувствовали ни социальных, ни национальных различий? Над этим тоже придется думать,

А вот еще одна область раздоров и унижений - отличники и двоечники. Мы не всегда представляем себе, что двоечник не просто получает плохие отметки - у него свое особое отношение к учению, к учителям, к школе. Он чувствует себя изгоем, презираемым существом. Это большой порок нашей школы, для которой успеваемость - единственная ценность. Как сделать, чтобы отстающий, неспособный или просто ленивый все-таки чувствовал себя в школе хорошо?

И конечно, много трудностей с преподаванием истории. Если присмотреться, почти вся история, которую мы преподносим детям, - это сражения, междоусобицы, борьба. Декабристы разбудили Герцена. Для чего? Что он стал делать, когда проснулся? Он тоже начал бороться. Славянофилы борются с западниками, либералы - с демократами. Впрочем, демократов в истории, преподаваемой в школе, не встретишь - одни только революционные демократы. Причем тот, кто революционнее, и считается лучше.

Мы с детства внушаем детям воинственное воззрение на мир. И даже Катерина не просто страдает от любви, а гибелью своей выражает протест. Это не значит, что надо пересматривать историю или тем более переписывать ее, но об одних и тех же фактах можно рассказывать по-разному, с разными целями.

Пусть нашей первой и главной целью будет умиротворение, а не ожесточение детских душ.

Автор: С. Соловейчик. «Воспитание школы»

Освіта.ua
17.04.2007

Ведущие компании и учебные заведения Предложения от ведущих учебных заведений Украины и зарубежья. Только лучшие вузы, компании, образовательные курсы, школы, агентства.
Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Нет комментариев

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Osvita.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!