Osvita.ua Среднее образование Современная школа Воспитание Обучение жизненным навыкам: международные и отечественные подходы

Обучение жизненным навыкам: международные и отечественные подходы

Христианский детский фонд (ХДФ) - нерелигиозная неприбыльная общественная организация, которая действует в Украине с мая 1997 года и входит в состав международной благотворительной организации CCF International

Деятельность ХДФ в Украине направлена на улучшение положения детей и молодежи путем разработки и внедрения инноваций в сфере социальной работы, обучения специалистов и волонтеров социальной работы, развития международного сотрудничества в партнерстве с государственными и общественными организациями. За время работы Христианский детский фонд в Украине:

  • реализовал в разных регионах страны более 20-ти проектов, направленных на внедрение принципов и положений Конвенции ООН о правах ребенка, развитие молодежного лидерства, мобилизацию ресурсов сообщества и улучшение качества социальных услуг детям и семьям, повышение воспитательного потенциала украинских семей, формирование навыков осознанного родительства, развития ребенка в раннем возрасте;
  • подготовил более 100 публикаций, среди которых учебные пособия, методические материалы, научные статьи;
  • создал тренерскую студию, которая объединяет 140 специалистов-тренеров и внедряет 18 тренинговых модулей по разным направлениям социальной работы;
  • основал 4 ресурсных и 3 консультационных центра по вопросам социальной работы с детьми и семьями;
  • разработал и внедрил программы 11 курсов повышения квалификации практиков социальной работы, обучение на которых прошли более 300 специалистов.

В 2002 году Христианский детский фонд стал одним из трех украинских общественных организаций, участвовавших в специальной сессии Генеральной ассамблеи ООН, на которой рассматривались вопросы выживания, защиты и развития детей.

Глобальные экономические, политические и социальные изменения, которые произошли в мире с начала девяностых годов и характеризуются как явления мировой глобализации, вызвали резкий рост разнообразных проблем в подростковой и молодежной среде.

Эти проблемы, в первую очередь, связаны с отсутствием у молодых людей навыков быстрой адаптации к социальным изменениям и самостоятельного принятия решений, способности преодолевать жизненные трудности. Сложившаяся ситуация способствовала возникновению широкого международного интереса к разработке и внедрению обучающих программ по развитию жизненных навыков у учащихся в общеобразовательных школах и других учебных заведениях для подростков.

Первый значительный шаг в этом направлении был осуществлен Всемирной организацией охраны здоровья (ВООЗ), которая инициировала реализацию первого международного проекта «Обучение жизненным навыкам». Под жизненными навыками подразумевалась способность к адаптивному и позитивному поведению, благодаря которому личность может преодолевать ежедневные жизненные трудности. Разработанная программа направлена на помощь детям и молодым людям в приобретении навыков, необходимых для разрешения каких-либо проблем в современной жизни, а также для развития способности к самозащите в случае проявления давления и насилия.

Одним из инструментов данного проекта стал документ «Обучение жизненным навыкам в школах» (WHOWWNHPSF93.7A.REV.2). Цель документа, который был разработан в 1993 году и дополнен в 1997, состоит в определении основных направлений для развития программ по обучению жизненным навыкам в школах. В этом документе рассматриваются как концептуальные теоретические, так и практические аспекты данной проблематики. Он предусматривает привлечение различных социальных институтов, которые занимаются разработкой школьных обучающих программ, образовательных программ в сфере охраны здоровья и социальной работы, к созданию и внедрению программ подготовки школьников к жизни.

Данный документ состоит из двух частей. Первая часть содержит обоснование значения развития жизненных навыков для социально-психологического развития личности и стратегическую ценность внедрения системы обучения жизненным навыкам в школах.

Вторая часть представляет собой рекомендации по развитию и внедрению программ в школах. Эта часть включает следующие компоненты: развитие инфраструктуры для внедрения данного типа программ; формирование цели, задач и стратегий развития программ; разработка методических материалов; подготовка тренеров (обучение учителей); пилотная апробация и оценка программ; внедрение программ; постоянно действующая поддержка программ.

В конце документа приведены примеры занятий по развитию жизненных навыков.

ВООЗ предложила пять основных компонентов, которые должны быть включены в школьные программы обучения жизненным навыкам: самоуважение и эмпатия; обучение и межличностные отношения; принятие решений и разрешение проблем; творческое и критическое мышление; умение справляться с эмоциями и стрессом.

Результатом проекта ВООЗ стало внедрение национальными системами образования различных стран цикла курсов по обучению жизненным навыкам в системе среднего и высшего образования.

Сегодня авторы и исследователи-эксперты программ обучения жизненным навыкам определяют восемь принципов, которые являются основой данных программ: всесторонность программ; привлечение родителей к участию в программах; тренинговый подход; сотрудничество; культурная адекватность; оценка эффективности программ; общечеловеческие ценности; связь программ с социумом.

Современная практика показывает, что программы по обучению жизненным навыкам для подростков могут стать обязательной составляющей школьного учебного плана, учащиеся могут набирать их как факультативный курс или изучать во внеучебное время.

Данные программы разрабатываются и внедряются как государственными институтами образования, так и общественными организациями и частными лицами, которые предлагают их государственным органам власти, получают соответствующую аккредитацию и выступают партнерами образовательных учреждений в реализации этих программ.

В настоящее время наибольшее количество программ по обучению жизненным навыкам существует в национальной системе образования США. Одной из первых программ данного направления стала программа «The Million Dollar Machine: Life Skills Enrichment Program» (MDM), которая была разработана Кентом Дэвисом и Дэвидом Гоуэллом и введена в учебные планы в 1987 году. Эта программа является частью учебного плана в 25-ти штатах. Более 100 тыс. учителей преподают этот курс. Подготовку по этой программе прошли 2,5 млн учащихся. В 1989 году данная программа получила награду от президента США Дж. Буша «The Private Sector Initiative». Составляющие этой программы ориентированы на развитие самооценки, коммуникативных навыков, умения принимать решения, способности сказать «нет». Необходимо отметить, что программа является обязательным курсом для школьников. Национальная система образования Австралии стремится ввести эту программу в школьные учебные планы.

Эффективность обучения в рамках данного курса обеспечивается благодаря разработке уроков-тренингов для учащихся различных возрастных категорий.

Другой наиболее распространенной программой по обучению жизненным навыкам является программа «Life Skills for Kids» (организация «Advocates for Youth»). Она нацелена на развитие детей через повышение самооценки и ответственности; формирование мотивации обучения; развитие стремления к самообразованию на протяжении жизни; развитие позитивных социальных навыков, критического мышления и навыков принятия решений самозащиты от негативного воздействия; взятие на себя ответственности за будущее планеты и человечества.

В рамках этой программы существуют специально разработанные тренинговые курсы для учителей, образовательные семинары для родителей, различные направления деятельности учащихся как в школьном процессе, так и во вне его. Изданы различные информационные пособия, выпущена видео- и аудиопродукция.

Популярной факультативной программой является программа «The 3 R's of Growing Up». Концепция этой программы базируется на идее, что каждый подросток должен быть ответственным, уметь делать позитивный выбор, уважать себя.

Работа по этой программе предполагает просмотр специально разработанных видеофильмов, обсуждение тем с использованием ролевых игр.

Примером внешкольной программы в США является программа, разработанная специалистами университета Иллинойса, под названием «Teen REACH program». Она предусматривает привлечение подростков от 10-ти до 17-ти лет во внешкольную деятельность. Особенностью программы является ориентация подростков на успешное академическое обучение, отработка позитивных социальных навыков через организацию свободного времени; создание благоприятных возможностей для позитивного социального поведения в среде ровесников; фокусирование внимания на необходимости получения высшего образования и профессионального роста.

В штате Нью Мексико была разработана инновационная модель обучения здоровому способу жизни в школах. Эта модель предусматривает отработку необходимых навыков и приобретение определенных знаний. Программа, прежде всего, способствует профилактике рискового поведения, в частности: профилактика употребления никотина, алкоголя, различных видов наркотиков; несбалансированное питание, малоподвижный образ жизни; поведение, которое приводит к различного рода заболеваниям, инфекциям, передающимся половым путем, нежелательной беременности; насилие и другое асоциальное поведение; поведение, которое приводит к совершению преступления.

Инициатором разработки и внедрения программ по обучению жизненным навыкам в национальной системе образования Канады выступила общественная организация «Международный институт ребенка». Совместно с ВООЗ и министерством здравоохранения Канады эксперты данной организации в 2000 году подготовили пособие по разработке и внедрению школьных программ по обучению жизненным навыкам. Сейчас в Канаде существует несколько программ, направленных на работу как со всеми учащимися, так и с отдельными группами (например, эмигрантами, детьми с особыми потребностями и др.).

Программы по обучению жизненным навыкам становятся популярными и в европейском регионе. Так, например, министерство образования Италии в 1999 году приступило к реализации нового национального проекта «Итальянская национальная программа по обучению жизненным навыкам и peer-education». В реализации проекта участвовала 41 провинция страны, по три школы в каждой из провинций. В рамках проекта создан национальный научно-технический комитет по обучению жизненным навыкам, который занимается разработкой, внедрением, мониторингом и оценкой программ данного направления.

В середине 80-х годов в Англии и Уэльсе была представлена новая учебная программа «Технические и профессиональные образовательные инициативы», одной из задач которой было создание возможности для молодых людей учиться быть эффективными взрослыми, решать возникающие проблемы, работать в команде, быть находчивыми и творческими личностями.

Одной из разновидностей программ по обучению жизненным навыкам являются специальные образовательные программы по формированию здорового образа жизни. В такой интерпретации умение вести здоровый образ жизни рассматривается как совокупность необходимых жизненных навыков.

Английские специалисты разработали медицинскую и образовательную модели популяризации идеи здорового образа жизни среди учащихся средних школ. Медицинская модель построена на информированности школьников о здоровом образе жизни и является в большей мере когнитивной. Через определенное время после внедрения она была признана неэффективной, и на смену ей была разработана образовательная модель, акцент в которой был сделан на развитии умения самостоятельно принимать решения в отношении употребления различных наркотических веществ. Школьная программа «Мое тело», построенная на основе данной модели, входит в учебные планы английских школ и дала свои позитивные результаты. Для учителей, которые работают в данном направлении, важно научить подростков принимать решение относительно собственного здоровья.

Спецификой системы образования в Великобритании является наличие значительного количества женских школ, которые занимают первое место в национальном рейтинге учебных заведений страны. В женских школах большое внимание уделяется подготовке девушек к самостоятельной жизни. Выпускницы женских школ Объединенного королевства отмечают, что благодаря таким предметам, как «Культура общения», «Тренинг подготовки к жизни», «Социальные навыки», они чувствовали себя более уверенно во время обучения в колледжах, чем их ровесники, которые окончили другие средние учебные заведения.

Традиционным компонентом образования в женских школах Великобритании стало привлечение воспитанниц к благотворительной социальной деятельности. Вместе с учителями девушки посещают приюты, больницы, дома для людей с особыми потребностями. Благодаря этим мероприятиям воспитанницы обучаются толерантному отношению к представителям различных социальных групп и в дальнейшей жизни активно занимаются волонтерской деятельностью.

Необходимо отметить, что в странах Западной Европы и Америки в рамках программ обучения жизненным навыкам отдельным направлением является создание программ для девочек-подростков и женской молодежи, направленных на воспитание личности, которая была бы самостоятельной - способной сделать выбор и контролировать личную и социальную жизнь; ответственной - способной взять на себя ответственность за свои действия, обязательство доводить начатое до завершения; обязательной - способной защищать себя и свои жизненные ценности, а также действовать в соответствии со своими ценностями; умеющей оказать поддержку - способной заботиться о других, действовать вместе с ними и для них.

Все эти аспекты нашли определенное отражение в совершенствовании содержания образования и учебно-воспитательного процесса в современных общеобразовательных учреждениях Украины. В последние годы разработано и внедрено несколько учебных и образовательных программ, главной целью которых являются выработка у учащихся навыков здорового образа жизни, формирование правовой, экологической, психологической культуры, овладение навыками жизнетворчества. Среди этих программ следующие:

«Основы здорового образа жизни» - программа курса для учащихся всех ступеней общеобразовательной школы (составитель - кандидат биологических наук С. Страшко). Содержание курса, по мнению автора, должно содействовать воспитанию у школьников навыков здорового образа жизни, формированию умения принимать самостоятельное решение по поддержке и укреплению своего здоровья, овладению физкультурно-оздоровительной деятельностью, развитию творческого потенциала школьников.

«Валеология» - программа школьного интерактивного курса (авт. коллектив: Т. Бойченко, Н. Вадзюк, В. Мовчанок, Т. Усатенко, А. Царенко, М. Шабатура). По своему содержанию она охватывает основные вопросы формирования, сохранения, укрепления и восстановления здоровья человека. Программа построена с учетом принципа «сплошных линий», что дает возможность добиться постепенности, логической последовательности, системности в подаче учебного материала.

«Основы безопасности жизни» - программа для учащихся 8-11-х классов. Биологические и социально-психологические основы подготовки к браку (авторы С. Страшко, О. Ясинская). Программа курса построена как симбиоз отдельных тем и разделов биологии, психологии, медицины и права. Курс рассчитан на 120 учебных часов и состоит из следующих четырех разделов: формы и биологическое значение процессов размножения в природе; размножение и индивидуальное развитие человека; психофизиологические, морально-этические и правовые аспекты взаимоотношений между мужчиной и женщиной; сексуальная культура и ее роль в семье.

«Основы психологии для старшеклассников» - программа, которая внедряется в учебных заведениях г. Одессы (авторы Л. Пономаренко, Р. Белоусова). Содержание программы направлено на формирование гуманистического мировоззрения учащихся, развитие их психологической культуры, обучение умению находить выход из сложных ситуаций, а также выбор линии поведения с учетом и соблюдением правовых и гуманистических норм.

Важно отметить, что в настоящее время в психолого-педагогической науке особое внимание уделяется изучению проблемы жизненного (личностного) самовыражения. Анализ существующих подходов к толкованию понятия «самоопределение» (Г. Костюк, А. Киричук, М. Боришевский, В. Татенко) позволяет рассматривать его как процесс активного определения человеком своего места в сфере социальных отношений на основе личностно сформированной ценностно-смысловой системы.

В диссертационном исследовании «Психологические особенности жизненного самоопределения подростка в семье» (Киев, 1997) Л. Синюткина рассматривает структуру жизненного самоопределения, которую составляют следующие элементы: смысловой (функция поиска смысла существования общих представлений о будущем путем овладения своей мотивационной сферой) и регулирующий (функция формирования конкретных программ поведения).

В большинстве исследований феномена «жизненного самоопределения», анализ которых был проведен нами, выделены и детально охарактеризованы такие его составляющие аспекты, как самоопределение в сфере будущей профессиональной деятельности (Л. Бойко, К. Журба, Т. Буленко); гражданское самоопределение (Н. Аникеева, А. Уманский, О. Баранков); формирование ценностной ориентации молодежи (О. Турянская И. Скворцова, С. Шандрук); половозрастная самоидентификация (Т. Говорун, Г. Лактионова, Д. Коленов).

Теоретические выкладки ученых относительно особенностей формирования жизненного самоопределения личности находят отражение в новаторских подходах к этому вопросу в некоторых учебных заведениях Украины. Так, по экспериментальной программе «Школа жизнетворчества личности» работают общеобразовательные школы № 35, 36, 67 г. Днепропетровска, № 48, 99 города Кривой Рог, № 9 г. Орджоникидзе, № 15 г. Днепродзержинска.

В программе «Школа жизнетворчества личности» реализуются четыре принципа: научиться познавать, научиться жить, научиться работать, научиться жить вместе. Программа ориентирована на то, чтобы научить ребенка быть конкурентоспособным в обществе с рыночной экономикой, ориентироваться в системе ценностей, планировать стратегию собственной жизни, определять свое жизненное кредо и свой жизненный стиль.

В 2001 году в отдельных школах Винницы, Харькова, Одессы, Кременчуга началось экспериментальное внедрение курса под общим названием «Полезные советы» по предупреждению употребления детьми начальной школы табака и алкоголя. По мнению авторов, реализация данной программы даст возможность сформировать у детей установку на здоровье как базовую ценность и ответственное поведение.

В 1994 году педагогический коллектив гимназии № 48 г. Киева разработал и в течение десяти лет реализует интегративно-дифференцированную программу, куда входят программы начальной, базовой и старшей школы. Программа начальной школы направлена на формирование жизненных ценностей, здорового образа жизни и развитие личности ребенка в социально-культурной среде и называется «Я и мир».

В программе базовой школы, название которой «Мир начинается с меня», основной акцент ставится на развитии этико-эстетической стороны личности. На данном этапе к активной деятельности привлекают родителей как важный составляющий элемент цепочки семья - школа - общество.

В программе старшей школы под названием «Познай себя и помоги себе сам» рассматриваются вопросы формирования адекватной самооценки и навыков эффективности взаимодействия с другими, умение принимать ответственные решения, выявление профессиональных интересов и определение жизненной цели.

На протяжении всего курса активно используются интерактивные формы обучения: дискуссии, деловые и ролевые игры, «мозговые штурмы», работа в малых группах.

Программу используют в часы работы кружков (1-3-е кл.) и на факультативных занятиях (5-11-е кл.).

На основе анализа современных методик и исследований, касающихся разработки и внедрения программы обучения жизненным навыкам, можно сделать следующие выводы:

  • в начальных курсах по валеологии, основам безопасности жизнедеятельности, здорового образа жизни в преобладающем большинстве рассматриваются вопросы сохранения и укрепления здоровья как базового условия жизнедеятельности индивидуума;
  • в психолого-педагогических исследованиях представлены результаты активного изучения проблем подготовки детей к самостоятельной жизни в разных условиях социальной среды и механизмов формирования у них навыков жизненного самоопределения и социальной компетентности;
  • в настоящее время в некоторых учебных заведениях педагоги-новаторы внедряют авторские программы по формированию культуры жизненного самоопределения, нацеленные на подготовку учащихся к жизни в обществе с рыночной экономикой;
  • в национальных системах образования зарубежных стран активно разрабатываются и внедряются программы по основам формирования жизненных навыков.

Все это послужило основой для разработки программы и методического обеспечения интегративного курса «Культура жизненного самоопределения» для учащихся общеобразовательных учебных заведений. Работа была инициирована общественной организацией «Христианский детский фонд» и поддержана Представительством Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Украине в рамках программы «Здоровье и развитие молодежи».

Пилотное внедрение в общеобразовательных учебных заведениях Украины (более 20-ти) в течение двух лет подтвердило актуальность, целесообразность и своевременность его разработки. Созданный курс предусматривает комплексное решение вопросов самосовершенствования личности, формирование навыков эффективного взаимодействия с другими людьми, представителями разных этнических, религиозных и социальных групп, профессионального самоопределения подростков, формирования навыков ответственного поведения, умения принимать адекватные решения в различных жизненных ситуациях и формирование гражданской позиции школьников.

Теоретическая основа курса «Культура жизненного самоопределения» - философско-социологическое понимание культуры как органической совокупности многих сторон человеческой деятельности и форм социального поведения человека, обусловленных уровнем его воспитания и образования.

В ходе исторического развития культуры формируются и функционируют специфические категории, благодаря которым вырабатывается понимание человека как субъекта деятельности, структуры его общения, отношения к другим людям и обществу в целом. К таким базовым категориям относят добро, веру, долг, справедливость, свободу и т. д., благодаря которым фиксируется опыт вхождения индивидуума в системы социальных отношений. Основным компонентом культуры личности выступает ее самоопределение - процесс и результат сознательного выбора индивидуумом собственной позиции, целей и линии поведения в конкретных жизненных обстоятельствах.

Основа самоопределения - ориентация на взаимопонимание а не на познание и овладение. Услышать других людей, осмыслить их ценности, сопоставить разные позиции, прислушаться к своему внутреннему голосу, осознать смысл своего существования и определить свое место в культуре, а соответственно, и в жизни - такова сегодня логика образования как важнейшего социализирующего фактора.

Культура жизненного самоопределения рассматривается как активное утверждение человеком своей позиции относительно общественной системы ценностей (моральных, социальных, коммуникативных, эстетических, профессиональных и др.), что позволяет ему проявлять себя в различных жизненных ситуациях. Поэтому цель курса «Культура жизненного самоопределения» - формирование у школьников жизненных навыков социальной компетентности как базиса для адаптивного и позитивного поведения, что позволяет человеку адекватно следовать нормам и правилам, принятым в обществе, эффективно решать проблемы, возникающие в повседневной жизни. В содержании курса сделан упор на формирование таких важнейших жизненных навыков, как коммуникация (общение), принятие решений, критическое и творческое мышление, управление своими эмоциями, стрессом, конфликтными ситуациями, распознавание и формирование системы ценностей.

Разнообразие воздействий окружающей среды на становление и развитие личности обусловили интегративный характер курса, в котором синтезированы элементы практической психологии, этики, обществоведения, экологии, валеологии, гигиены и т. д.

Основополагающей идеей курса выступает идея формирования ценностных ориентаций школьника (девочки и мальчика, девушки и юноши) в различных сферах его жизнедеятельности, поэтому в содержание курса заложены четыре базовых компонента развития и становления личности: отношение к себе (личностное самоопределение); отношение к другим (самоопределение в сфере общения); отношение к деятельности (поведенческое и профессиональное самоопределение); отношение к окружающему миру (общественное/социальное самоопределение).

Данные компоненты, в свою очередь, стали целостными тематическими блоками курса, содержательное наполнение которых, с учетом принципа последовательности, для каждого класса обусловливается уровнем развития учащихся и их социальным опытом.

Каждый тематический блок курса позволяет обеспечить реализацию конкретных задач по формированию культуры жизненного самоопределения учащихся.

Главные задачи тематического блока «Отношение к себе» - определение личностью своих внутренних и внешних качеств, личностных характеристик, особенностей своего эмоционального мироощущения, самооценка и самоанализ своих потребностей, сильных и слабых сторон поведения, определение собственной позиции в системе жизненных ценностей.

Основной задачей тематического блока «Отношение к другим» является формирование у школьников навыков общения, терпимого отношения к окружающим, эффективного взаимодействия с родителями, взрослыми и ровесниками, особенно с представителями другой национальности, вероисповедания, пола и т. д., без предвзятости, агрессивности и существующих стереотипов поведения.

В задачах тематического блока «Отношение к деятельности» предусматривается формирование у учащихся навыков самоорганизации в учебной деятельности и на досуге, подготовка личности к осознанному профессиональному выбору.

В качестве основной задачи тематического блока «Отношение к окружающему миру» предусматривается осознание личностью многогранности мира и ощущение себя его частью, а также восприятие себя как гражданина общества и члена международного сообщества.

В программе курса и методическом обеспечении учитываются возрастные особенности развития детей. Основными вопросами, которые рассматриваются в младших классах, являются особенности внешности и чувственного мира ребенка. В то же время достаточно важными выступают темы дружбы, культуры, общения со взрослыми, членами своей семьи, ровесниками. Именно в этом возрасте у ребенка начинают формироваться представления относительно главных морально-этических ценностей, его основной деятельностью становится учеба; развивается способность ребенка к логическому мышлению и самодисциплине, а также к общению с ровесниками и взрослыми в соответствии с установленными правилами. Поэтому достаточное внимание уделяется проблемам формирования положительной мотивации познавательной деятельности и на досуге, а также общению с природой и искусством.

Учитывая то, что младшие школьники эмоционально чувствительны и у них, главным образом, преобладают конкретно-образное мышление и неустойчивое внимание, основными формами работы с ними на занятиях определены тематическое рисование, ролевые и имитационные игры, обсуждение сказок, рассказов, детских фильмов, развивающие упражнения.

Подростковый возраст - один из важнейших этапов в жизни человека, который таит в себе множество источников и начало для дальнейшего становления личности. Развитие психических качеств подростка способствует расширению его познавательного кругозора, овладению регулярной стороной поведения и самодеятельности, стремлению к самовыражению, расширению социального пространства, в котором устанавливаются определенные уровни взаимоотношений со взрослыми и ровесниками. Важным моментом самосознания подростка являются половая самоидентификация и углубленное изучение самого себя. Выявляя свои особенности и размышляя о себе в прошлом, настоящем и будущем, а также анализируя свои притязания во взаимоотношениях с окружающими и собственной деятельности, подросток реализует свою потребность в формировании образа своего «Я». С учетом этих особенностей становления подростка основная работа педагога направлена на формирование адекватной самооценки учащихся, их собственного положительного образа и навыков ответственного поведения, а также партнерского взаимодействия на основе умения анализировать каждую конкретную ситуацию, осознанного использования своих прав.

Достаточное внимание уделяется формированию умения подростка строить отношения с представителями противоположного пола. Вместе с тем продолжается подготовка учащихся к жизни в социуме через их осознание многообразия мира и собственных возможностей для активного функционирования в нем.

Основными формами работы с подростками определены «мозговые штурмы», дискуссии, выполнение групповых и индивидуальных заданий творческого характера, ролевые игры, разбор различных ситуаций морального плана, анкетирование и диагностирование учащихся с последующим анализом полученных результатов.

Главный признак юношеского периода - это потребность занять внутреннюю позицию взрослого человека, выбрать профессию, осознать себя членом общества, определить свой жизненный путь и разработать собственный жизненный план. Поэтому основной акцент в работе с учащимися в этот период делается на способах достижения жизненных целей, анализе субъективных и объективных ресурсов, которые им понадобятся для этого, формировании жизненной компетентности. Важную роль в этом должны сыграть размышления учащихся о смысле жизни, жизненных ценностях, соотношении духовного и материального. Важно также уделить внимание подготовке юношей и девушек к созданию собственной семьи, выполнению социальной роли супругов и родителей.

Учитывая то, что учебный план в старшей школе насыщен достаточно сложными предметами, а старшеклассники готовятся к поступлению в высшие учебные заведения и поэтому практически не имеют свободного времени в течение учебной недели, рекомендуется проводить занятия по курсу «Культура жизненного самоопределения» в форме четырехчасового тренинга один раз в четверть в выходные дни либо во время каникул. Такая форма работы позволит ее участникам систематизировать, обобщить знания, полученные в ходе обсуждения различных проблем, рассматриваемых в рамках курса, усовершенствовать выработанные навыки и умения.

Семья является основным фактором социализации личности, поэтому работа по реализации намеченных задач курса предусматривает взаимодействие с родителями. Поддержание обратной связи с ними в процессе изучения тем курса даст возможность своевременно корректировать ценностные ориентации и поведение детей, обеспечить активное участие родителей в формировании навыков социальной компетентности ребенка. К тому же, схема взаимодействия «педагог - ученик - родители» будет способствовать формированию навыков осознанного отцовства последних, повышению ответственности за развитие и воспитание детей, на подготовку к самостоятельной жизни.

Место курса «Культура жизненного самоопределения» в школьном расписании определяет школа. Он может быть реализован как факультатив, кружок, воспитательный час, как форма индивидуальной работы с учащимися. Данный курс в первую очередь могут преподавать практические психологи и социальные педагоги, поскольку в их функции входит решение того комплекса задач, которые и решаются в рамках предложенного курса.

Общее количество занятий курса - 170-ти. Количество занятий в каждом классе может варьироваться от 13-ти до 16-ти, то есть занятия (каждое по 45 минут) проводятся два раза в месяц, что позволяет педагогу осуществить качественную подготовительную работу. По окончании цикла занятий в каждом классе предусматривается итоговое занятие. Тему, форму и место его проведения выбирает педагог совместно с детьми. Главное - сохранить атмосферу уважения, доброжелательности, дружественности, заботы, искренности, эмоционально-позитивного общения, комфортности, свойственную всему курсу «Культура жизненного самоопределения».

Автор: И. Зверева

Освіта.ua
14.06.2006

Ведущие компании и учебные заведения Предложения от ведущих учебных заведений Украины и зарубежья. Только лучшие вузы, компании, образовательные курсы, школы, агентства.
Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Нет комментариев

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Osvita.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!