Osvita.ua Среднее образование Современная школа Воспитание Школе не уйти от работы с семьями

Школе не уйти от работы с семьями

Показателен ответ родителей на вопрос: "Правильно ли вы воспитываете своего ребенка?" Большинство родителей отвечают так: "Не знаем, воспитываем, как подсказывает интуиция"

Но есть и другая позиция, о которой в свое время писал К. Д. Ушинский. Отцы и матери уверены в том, что знают, как воспитывать детей, если не всех, то своего уж точно. Действительность же такова, что даже самые лучшие родители - не всегда умелые педагоги, вот и «лепят» детей по своему образу и подобию, без опоры на научные знания.

Сам факт существования подобных коллизий подтверждает необходимость взаимодействия родителей и учителей. Задача школы - помочь родителям, сохраняя лучшие традиции семейного воспитания, растить детей на основе достижений отечественной педагогики. Неглубокая осведомленность о своих детях, непонимание, что такое воспитание, часто ведут к неблагополучию как родителей, так и их детей. «Воспитывая детей, мы подчас обязаны одновременно воспитывать и взрослых родителей», - завещал В. А. Сухомлинский.

Тонкость заключается в том, чтобы не спрашивать с родителей за плохое воспитание ребенка, не требовать и не укорять семью в ошибках, ибо это мешает взаимопониманию, искажает ход общения учителя и родителей. Главное - научить разбираться в характере ученика, его поступках, используя те возможности, которыми располагают учителя и родители. И обязательно увлечь отцов и матерей перспективой совместных педагогических действий. Это относится не только к семьям трудных детей, но и к любой семье.

Пример - учителя Нижне-Муллинской сельской школы в Прикамье (Россия) убеждены, что в организации жизни ребенка в школе и дома они могли бы выступать в деловом содружестве с родителями.

Сотрудничество школы и семьи действительно в значительной степени зависит от первого шага, от того, как учитель настроит родителей на активную работу в классе. Не ошибемся, если скажем, что этому способствует первое родительское собрание. Удастся оно - протянутся добрые нити взаимопонимания между учителем и родителями. Нет - все встанет на формальные рельсы, и тогда уже прощай, слаженность, а значит - и эффект воспитания.

Да, непросто провести родительское собрание, после которого родилось бы общее понимание роли школы в жизни ребенка. Почему-то считается, что цель первого родительского собрания - познакомить отцов и матерей с правилами и требованиями школы к детям и родителям или мобилизовать их на работу по оформлению классной комнаты.

В арсенале школы и такие подзабытые ныне формы работы с родителями, как лекции, беседы. Кстати, их темы предлагают сами родители. Однако наиболее ценные, придающие работе с родителями практическую направленность, - это практикумы, диспуты, встречи за «круглым столом», поиски эффективных путей и приемов в конкретных условиях.

Сотрудничество и взаимодействие не возникают сами по себе. Они - результат огромных усилий и творчества двух сторон - учителя и родителя. Будем откровенны: в реальной жизни добиться этого бывает неимоверно трудно. Особенно с семьями, в которых наблюдается нездоровая обстановка, где родители пьют, ведут аморальный образ жизни. В работе с такими семьями не помогут ни прямое воздействие, ни советы о приемах воспитания ребенка. Можно услышать: мол, с «трудными» родителями бесполезно встречаться - они не хотят, не понимают и вообще - стараются не пускать учителя дальше порога квартиры. Бывает и такое. Однако все зависит от того, с чем пришел учитель в семью. Если только с требованиями и обвинениями - это одно; если протягивает руку помощи, предлагает: «Я знаю, вам сейчас тяжело, я понимаю, только вот что делать, давайте обсудим, вместе подумаем»... Нетрудно догадаться, как дальше будет строиться общение.

Работа школы с семьей не всегда поддается точному измерению. Но если внимательно приглядеться, то нельзя не заметить «дух школы»: доброжелательность и бережность учителей и родителей, чувство удовлетворения процессом воспитания, укрепление родительского самосознания. А результат - меньше негативных проявлений в поведении детей.

В настоящее время в нескольких пермских школах возобновляется работа с родителями по классам. Это дает возможность дифференцированно подходить к педагогическому просвещению родителей: беседы проводятся не вообще о воспитании детей в семье, а о воспитании именно тех детей, родители которых посещают занятия.

Не все родители стремятся к знаниям, не все посещают занятия, прежде всего это относится к «трудным» отцам и матерям. Вот и возникла у учителей школы № 26 г. Перми мысль: собрать таких родителей отдельно. Без сложностей не обошлось, но задачу выполнили - посетили каждую семью, почувствовав нравственную атмосферу. Родителей таких набралось немало: у каждой семьи свои причины неблагополучия и запущенности детей. Но главная - низкая общая и педагогическая культура. Решено было изменить акценты в педагогическом просвещении, резко повысить планку требований к родителям.

Это не значит, что родители, независимо от их образования и специальности, должны изучать науку о семейном воспитании. Задачи ставились простые и доступные для этой категории родителей: получить азы семейной педагогики, почувствовать себя ответственными, представить круг родительских обязанностей, скорректировать практику воспитания своего ребенка. А суть такова: если уж не можешь объяснить решение задачи, стань хотя бы психологической опорой своему ребенку. Не удается заинтересовать его учебой - пусть это станет делом педагога; но в твоих силах создать ребенку нормальную семейную обстановку. Это азбука для любого родителя.

Надо сказать, что этот педагогический эксперимент - объединение семей трудных учеников в отдельную группу - дал обнадеживающие результаты: «проблемных» ребят стало меньше. Да и те, кто остались «трудными», изменили свое поведение как в школе, так и на улице. И все это благодаря полученным от учителей практическим умениям и навыкам, опыту и желанию советоваться с ними, доверять им. А это важно для предупреждения новых ошибок в сфере воспитания.

Кто же научит родителей воспитывать собственных детей? Школа, в стенах которой дети пребывают до 17-ти лет, а если быть точным - учитель. Однако далеко не каждый педагог сегодня готов к работе с современными семьями. Ведь как происходит в жизни: учитель, обнаружив недостатки ребенка, предлагает родителям тот или иной способ воздействия на него, не принимая во внимание ни свойств отцов и матерей как воспитателей, ни их действий воспитательного характера, ни систему семейного воспитания.

Понятно, что отсутствие точных сведений о семье, принятых в ней методах воспитания не позволяют учителю оказывать педагогически выверенную помощь и ребенку, и семье; оценивать собственные усилия в процессе работы с родителями; осуществлять профилактику социальной нестабильности и отклонений как ребенка, так и семьи в целом.

Но это еще полбеды, а настоящая беда в том, что сами учителя слабо владеют методами семейного воспитания, всем арсеналом профессиональных знаний и навыков общения с родителями. Как же в таком случае они могут руководить семейным воспитанием?

Мастерами педагогического труда, мудрыми советчиками отцов и матерей становятся, как правило, в школе, по мере накопления опыта. Но это длительный процесс, а чтобы его сократить, педагогов, умеющих работать с семьей, необходимо готовить еще на студенческой скамье, вооружать их научными знаниями о семье и семейном воспитании. Между тем в учебном плане по педагогической дисциплине нет не только специального курса - не читается даже двухчасовая лекция по проблемам семейного воспитания. Вот и выходит, что будущий учитель не получает знания даже общих принципов и методов семейного воспитания, не говоря о том, как найти подход к родителям, как с ними общаться, как помочь семье в ее трудном деле воспитания личности.

Полученный нами опыт не претендует на открытие. Вместе с тем он дает возможность учителю совместно с родителями как благополучных, так и неблагополучных семей объединить усилия, найти наилучшие решения по коррекции поведения детей и ошибок семейного воспитания. В процессе общения родители получают от учителя практические умения и навыки, опыт и желание советоваться с ним, доверять ему.

Автор: Н. Спицын

Освіта.ua
20.02.2008

Ведущие компании и учебные заведения Предложения от ведущих учебных заведений Украины и зарубежья. Только лучшие вузы, компании, образовательные курсы, школы, агентства.
Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Нет комментариев

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Osvita.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!