Osvita.ua Среднее образование Современная школа Методика и технология Как сегодня учить иностранным языкам
Как сегодня учить иностранным языкам

Педагог должен быть рядом с учеником, чтобы направлять его деятельность в изучении языка

Как сегодня учить иностранным языкам

Результативность педагогического влияния зависит не только от психологических качеств тех, кто учится. Иностранный язык нельзя віучить, его можно учить только самому, а педагог должен быть рядом с учеником, чтобы направлять его деятельность, активизировать те его внутренние качества, от уровня которых зависит успех обучения. Следовательно, необходимо знать внутренний мир учеников, искать пути и возможности для формирования их мотивационной сферы, сознательного, заинтересованного отношения к изучению иностранного языка, потребности в нем. Речь также идет о знании учителем психологических качеств личности: направленности, темперамента, характера, способностей ученика и тому подобного.

Тяжело представить успешное обучение ученика, который не связывает свое будущее с овладением языка, с достижением захватывающей цели, например, досконально выучить английский или другой язык. Цель принуждает ученика изучать язык настойчиво, систематически.

Среди сильных побудительных интересов не последнее место занимают познавательные интересы. Как часто можно услышать от учеников, что они с увлечением изучают иностранный язык! Признаками появления интереса к изучению иностранного языка являются активная учебная работа ученика, его сосредоточенность на решение учебных заданий, возвышенное эмоциональное состояние, замедленное наступление усталости, качество выполнения домашних заданий. Многократно повторяясь, интерес может перерасти и часто перерастает в глубокую потребность в работе над языком. Важным является знание учителем таких психологических качеств особенности, как темперамент. Учителю следует иметь в виду возможности сотрудничества учеников с разными темпераментами, чтоб не навредить учебному процессу.

Формирование знания иностранного языка

Поскольку в условиях школы, то есть при отсутствии языкового окружения, овладение иностранным языком базируется на соответствующих теоретических знаниях, в первую очередь психологических условий формирования знания иностранного языка и о языке. Как по мне, то знания, которыми овладевает ученик, должны отвечать его потребностям, интересам, иметь для него жизненный смысл. Пока этого нет, педагогические усилия учителя будут бесплодными.

Очевидно, учитель должен беспокоиться об изложении ярких, необычных примеров из жизни известных людей и показать ту исключительную роль, которую сыграло знание иностранных языков в их жизни или профессиональной деятельности. Нужно рассказывать о стране, язык которой изучается, рекомендовать интересные книжки и публикации о них, организовывать экскурсии в высшие учебные заведения, обучение в которых связано с обязательным знанием языка, который изучают ученики.

Если эти меры не дадут позитивных результатов, то без индивидуального влияния на недобросовестного ученика не обойтись. Да, это – нелегкая работа, но не тяжелее той, которую учителю придется выполнять, работая с учениками безразличными, незаинтересованными, пассивными.

Следовательно, сознательное отношение ученика к изучению иностранного языка предопределяет появление интереса к нему. Этот принцип приобретает особенный вес, когда речь идет об изучении грамматики иностранного языка, овладении его системой. Лишь системные знания обеспечивают их оперативное и надежное выживание, они крепко держатся в человеческой памяти. Надежное усвоение грамматического курса открывает большие возможности для более интенсивного овладения в дальнейшем всеми видами языковой деятельности, развития коммуникативных навыков.

Возникает вопрос: когда лучше начинать систематическое и системное изучение грамматики, смогут ли ученики младших классов воспринять и усвоить «взрослый курс» грамматики, как реагировать на такой подход в условиях действующих учебных планов и программ?

Научные исследования и личный опыт свидетельствуют о том, что, начиная со второго года изучения иностранного языка (первый год – вступительный, подготовительный), с учениками можно работать «по-дорослому» и излагать основные положения курса грамматики, подкрепляя их интересными примерами, и напротив, ученикам нравится такой подход, ибо он импонирует их стремлению чувствовать себя взрослее. А ощущение продвижения вперед, интенсивное развитие навыков и умений порождают удовольствие от практического владения языком, что в свою очередь является основным мотивом, который побуждает к еще более активной работе над языком. Полный курс грамматики нужно пройти за 2–3 года, а в дальнейшем только повторять при случае принципиальные грамматические явления.

Серьезное внимание нужно обратить на фонетические знания, поскольку они неминуемо забываются. Это происходит благодаря тому, что в соответствующих правилах фонетики почти полностью отсутствует логическая закономерность. В результате забывания правил допускаются многочисленные ошибки в написании и чтении слов.

Относительно лексического материала, то количество слов, которые ученик должен усвоить на протяжении года, по мнению автора, недопустимо снижено, что не соответствует реальным умственным возможностям детей. Основная причина этого – требование обязательного введения и закрепления новых слов непосредственно на занятиях.

Опыт индивидуальной работы с детьми 9–10-ти лет убедительно свидетельствует, что даже ученики младших классов в состоянии самостоятельно работать с малым словарем объемом 5–7 тысяч слов, заучивая с учителем к каждому следующему занятию 20–30 слов по собственному выбору.

Психологический аспект формирования умений и навыков

Как известно, навыки формируются в процессе так называемых языковых упражнений, то есть сознательного, целеустремленного, многократного повторения определенных действий, связанных с правильным использованием фонетических, лексических и грамматических элементов языка.

Формирование навыков осуществляется в два этапа: аналитико-синтетического и автоматизации. В отличие от первого этапа, во время которого действия выполняются медленно и нередко сопровождаются ошибками, второй этап предусматривает выполнение языковых «ключей», и благодаря этому упражнения выполняются легко, быстро, точно и часто интуитивно.

Золотое правило формирования навыков предусматривает такую последовательность: сначала правильность действий, потом – темп, затем достижения необходимого темпа – осложнение условий упражнения.

Успех формирования навыков в значительной мере зависит от отношения учеников к практическому овладению языком и связанной с этим активности.

Результативность учебной работы повышается при условиях сочетания аналитически осознанного овладения навыками с элементами синтетического подражания. Имеется в виду значимость широкого применения подражания иностранным выражениям в письменной или устной формах, то есть перевод с родного языка на иностранный с использованием письменного иностранного образца или повторения фраз за диктором, преподавателем.

При формировании навыков использования определенных грамматических явлений учителю более целесообразно давать ученикам высказывания на родном языке, требуя от них быстрого и правильного перевода. Такой метод позволяет существенно снизить объем их умственной деятельности, главным образом за счет отбора необходимых языковых средств и составления из них высказываний.

На основе знаний и навыков формируется умение, то есть настоящее владение языком, способность использовать знания и навыки в условиях языковой деятельности, общения.

Рассмотрим характер умений, этапы и условия формирования. Важно, чтобы ученик мог перебороть состояние неуверенности, которое возникает при столкновении с трудностями общения не родном языке. Для этого необходимо создавать учебно-практические ситуации из сферы возможной будущей деятельности. Среди разнообразных видов упражнений можно выделить преимущество ситуативные упражнения, которые активизируют учебную работу, обеспечивают их творческое, разновариантное выполнение, свободное выражение их мыслей.

Делайте лучше меня

Учитель в своих наблюдениях немалое внимание обращает на языковые ситуации, которые могут сослужить службу каждому, кто изучает иностранный язык самостоятельно. Кто-либо, желая как можно быстрее почувствовать реальные сдвиги в изучении языка, должен ограничить объем лексики, определив основное направление своих профессиональных или личных интересов.

Из-за отсутствия иноязычного окружения научиться разговаривать на иностранном языке, не опираясь на знание грамматики, просто невозможно. Поэтому каждому нужно поставить цель твердого знания грамматики. Иначе такой «знаток» языка будет постоянно спотыкаться на каждом шагу, допуская многочисленные ошибки, которые будут приводить к искажению содержания языка.

Тот, кто изучает иностранный язык, должен использовать любой случай живого общения с носителем языка, который изучается. Но для этого следует тщательным образом готовиться, а именно:

  • заучивать слова не только отдельно, но и в составе предложений, взятых из разговорников и других источников. Это позволит овладеть конструкциями, которые сработают при устном или письменном изложении мыслей на иностранном языке;
  • систематически работать над прямым и обратным переводом текстов и предложений из учебников и разговорников;
  • чаще прослушивать передачи и записи на иностранном языке;
  • практиковать разнообразные виды учебной работы (письмо, чтение, прослушивание, вещание, перевод). Разнообразие снижает усталость, повышает интерес к языку.

Подытоживая свои размышления, могу отметить необходимость систематизации знаний и навыков, постоянного повторения, которое выявляет слабо усвоенные элементы языка. Особенно это касается грамматической системы.

Валентина Капуш, учитель английского языка, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, Овруцкая гимназия им. Андрея Малышко Житомирской обл.

Освіта.ua
03.03.2015

Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Нет комментариев

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Osvita.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!