Osvita.ua Среднее образование Современная школа Методика и технология Как работать с учениками после выходных
Как работать с учениками после выходных

Какие методы помогают учителям эффективно мотивировать школьников после каникул или выходных

Как работать с учениками после выходных

Заставить себя начать активно работать после выходных – непростая задача даже для взрослых, не говоря уже о детях. Любой учитель по собственному опыту знает, что привести детей в «чувство», особенно на первых уроках по понедельникам, то есть настроить их на рабочий лад, может быть довольно сложной задачей, потому что дети просто-напросто хотят поговорить о том, где они были, и что они делали на выходных.

Что привлекает внимание мозга?

Любое обучение начинается с информации, которую человек воспринимает с помощью пяти органов чувств: зрения, слуха, осязания, вкуса и обоняния. У человека также есть и миллионы чувствительных нервных окончаний на поверхности кожи, в мышцах и даже внутренних органах, но наш мозг способен одновременно обрабатывать всего чуть больше 1% поступающей информации, что заставляет его выстраивать поступающую внешнюю информацию в зависимости от ее приоритетности.

Ученым, занимающимся проблемами головного мозга, удалось с помощью визуализации процессов его жизнедеятельности увидеть, что из всего объема сенсорной информации, поступающей в мозг, приоритетной является та, которая помогает млекопитающим просто-напросто выжить. И это, как правило, информация неожиданная, а не хорошо знакомая, потому что наше внимание является определенным фильтром, который сначала принимает для обработки новизну и конкретные изменения в окружающем мире.

Предложите ученикам в классе поделиться своими историями

У детей после выходных, особенно длительных, количество новой сенсорной информации, конкурирующий за доступ к мозгу, значительно выше, чем в обычные дни. Ученики некоторое время не видели друг друга и с ворохом новостей возвращаются в школу, подогреваемые интересом побыстрее разузнать о том, что одноклассники делали во время выходных или праздников.

Так что в первый день возвращения в школу немедленно погружать учеников в рутину повседневных уроков вряд ли целесообразно. Это все равно никак не привлечет внимание ваших детей, а чаще всего может сопровождаться рассеянностью и плохим поведением. Ведь если вы прекрасно знаете, что мозг ребенка просто запрограммирован быть любопытным наряду с желанием делиться новыми впечатлениями, то не проще ли использовать эти детские качества для продвижения определенных воспитательных задач?

Может быть, стоит попробовать найти 5‑7 минут времени в начале урока и позволить своим ученикам поделиться впечатлениями о проведенных выходных, тем более после праздников или каникул? Дайте им возможность собраться в группы и подготовить краткое веселое сообщение для всех, а после этого предложите детям самим определить, чей рассказ был самым интересным.

Любопытство помогает привлечь внимание

После того как ваши ученики получили возможность удовлетворить свое любопытство вместе с одноклассниками, можно перенаправить их внимание на работу класса, начиная с так называемого «сенсорного ввода», который необходим для того, чтобы преодолеть фильтр, о котором речь шла ранее.

Очень важно, чтобы ученики начали активно усваивать учебную информацию. Для этого, очевидно, следует использовать определенные методики и приемы. Подумайте, что и как вы скажете детям, используя и другие каналы восприятия, кроме слуховых, например, зрительные, когда будете демонстрировать яркую визуальную картинку.

Нейровизуальные исследования убедительно доказали, что именно новизна или качественные изменения способны активно привлекать внимание человека. Приоритет при этом отдается движению, любопытным объектам, фотографиям, видео, то есть тому, что находится в динамике или становится неожиданностью. Так почему бы учителю не сделать что-нибудь необычное? Может быть, стоит включить музыку, когда дети входят в класс, показать на мониторе динамический видеоклип, любопытную картину или воспроизвести интересный оптический эффект?

А вот совсем маленькие, но довольно эффективные подсказки.

Как и что говорить. Прерванный на полуслове рассказ учителя вызывает любопытство учащихся, поэтому определенная пауза в речи, прежде чем сказать что-то важное, обостряет внимание и подталкивает интерес ребенка, которому становится любопытно то, что вы скажете или сделаете дальше.

Измените классный интерьер. Например, поместите в классной комнате фотографии выпускников прошлых лет, зажгите пару свечей, используйте аромалампу, повесьте новый захватывающий плакат к изучению новой учебной темы, чтобы он как бы «случайно» привлек внимание. Да мало ли чего можно нафантазировать, если ваша первостепенная задача на сегодня – привлечь внимание детей!

Двигайтесь. Так как движение имеет огромный приоритет по сравнению с другими раздражителями, активно используйте его для достижения своей цели на уроке. Например, вы можете перемещаться неожиданным для учеников образом, делая то, что вы обычно делаете, ‑ раздавать тетради, листочки с заданиями или размещать информацию на доске… в обратном направлении. Согласитесь, что это особенно уместно на уроке об отрицательных числах, при изучении отрицательных электрических зарядов, в виртуальных походах «назад» в историю.

Методы «поворота» сознания используются, чтобы перевести ожидаемое в неожиданное. Приветствуйте своих учеников на входе в класс при помощи карточек, где написаны загадки или слова-шифры. Например, предложите вашим ученикам отыскать свои новые места, ориентируясь по схематичной карте или находя ответ на предложенное задание.

Хорошие учителя должны быть всегда очень чувствительными к настроению и потребностям своих учеников, проявляя чувство эмпатии.

Учитель, даже зная о неврологии ребенка совсем немного, должен помочь детям в трудное время, просто, будучи более внимательным. Стоит осмыслить выражение «Ум в состоянии натяжения никогда не сможет вернуться к своему первоначальному размеру», а учитель как раз призван поддерживать ум ученика в состоянии «натяжения». Используйте стратегии, направленные на привлечение, прежде всего, внимания учеников, стимулируйте их природное любопытство, продумывайте, как вы это внимание сможете эффективно поддерживать. И тогда учебная информация перейдет в знания учеников.

Джуди Уиллис, учитель-невролог, Guardian

Освіта.ua
10.02.2015

Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Нет комментариев

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Osvita.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!