Osvita.ua Среднее образование Современная школа Методика и технология Профессиональные пробы самоопределения учащихся
Профессиональные пробы самоопределения учащихся

Модель профессиональных проб С. Фукуямы получает признание в странах Европы и Азии

Профессиональные пробы самоопределения учащихся

На современном этапе развития образования проблема профессиональной ориентации является очень актуальной. Содержание воспитательной работы в общеобразовательном учебном заведении по профессиональному самоопределению учащихся направлено на развитие стремления к осознанному выбору профессии, отвечающей способностям и интересам обучающихся, и включает формирование у них представлений о рынке труда, востребованности и перспективах профессии, качествах современного профессионала и его ключевых квалификациях.

При психолого-педагогических исследованиях установлено, что ранний юношеский период наиболее сензитивен для профессиональной ориентации в контексте развития целостного самосознания и самоопределения личности. В психологическом словаре «Профессиональная ориентация – это комплекс психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства молодежи в соответствии с желаниями, склонностями и сформировавшимися способностями и с учетом потребности в специалистах народного хозяйства и общества в целом».

Профессиональное самоопределение мы определяем как важнейшее «личностное приращение» учащегося в процессе профессиональной ориентации.

В теоретических аспектах рассмотрения проблемы профессиональной ориентации учащихся особое место занимают профессиональные пробы.

Профессиональная проба – это моделирование элементов конкретного вида профессиональной деятельности, имеющих завершенный вид, которое способствует сознательному и обоснованному принятию решения об оценке, самооценке ее выполнения; это «примеривание» своих индивидуальных особенностей к конкретному труду в соответствии с его требованиями. Пробы могут осуществляться в течение учебного процесса и во внеурочной работе. В ходе профессиональных проб учащимся сообщают базовые сведения о конкретных видах профессиональной деятельности; моделируются основные элементы разных видов профессиональной деятельности; определяется уровень готовности учащихся к выполнению проб; обеспечиваются условия для деятельности. При целенаправленной профессиональной ориентации важно сочетание словесно-наглядных методов с практическими.

Такая модель получила признание в ряде государств Европы и Азии. Ее обоснование дал японский профессор С. Фукуяма.

Особенности профессиональной пробы. На каждом этапе проводится диагностика общих и специальных профессионально важных качеств.

Результатом каждого этапа и всей пробы является получение завершенного продукта деятельности – изделия, выполнения функциональных обязанностей профессионала.

Выполнение пробы направлено на формирование у учащихся целостного представления о конкретной профессии, группе родственных профессий, сфере, включающей их.

Профессиональная проба направлена на развитие интересов, склонностей, способностей, профессионально важных качеств личности, что достигается за счет постепенного усложнения практических заданий в соответствии с уровнем подготовленности школьников к ее выполнению, внесения в содержание пробы элементов творчества и самостоятельности.

Преимущество метода состоит в том, что профессиональная проба включает три важнейших компонента социально-экономической компетентности личности: технологический, ситуационный и функциональный, что позволяет выявить осознание оптимального соответствия выбранной учащимся деятельности и воссоздать целостный образ профессии.

Технологический компонент характеризует операционную сторону профессии, предполагает овладение учащихся приемами работы с орудиями труда, знаниями о последовательности воздействий на предмет труда с целью получения завершенного изделия. Данный компонент направлен на ознакомление со способами получения знаний и умений и их применением в практической деятельности. Он позволяет воспроизвести предметную сторону профессиональной деятельности.

Ситуативный компонент воспроизводит содержательную сторону профессиональной деятельности, определяет ее предметно-логические действия. Выполнение заданий требует от учащихся определенных мыслительных действий на основе опыта и знаний. Учащийся должен найти способ деятельности, который в наибольшей степени соответствует его природным данным и сложившейся у него форме поведения.

Функциональный компонент отражает динамическую сторону профессиональной деятельности, определяет успешность освоения способов деятельности при помощи средств, приемов, внутренних компенсаторных механизмов учащегося. Фиксируются показатели, которых нужно достичь, исходя из задания пробы.

Заслуживает внимания опыт использования профессиональных проб в школах Японии. С. Фукуяма выделяет три основных фактора осознанного выбора профессии: самоанализ, анализ профессии, профессиональные пробы. Данные факторы используются нами как самостоятельные этапы профессионального самоопределения учащихся.

Самоанализ осуществляется в сочетании с наблюдением, изучением и оценкой экспертов – педагогов, психологов, родителей – для своевременной коррекции самооценки. Пройдя диагностику, учащиеся получают объективную информацию о своих личностных особенностях. Чтобы определить свои возможности, учащиеся подвергают анализу свой характер, умения, навыки, интеллектуальные способности и физическую силу. На этапе самоанализа главными являются самопознание, диагностика природных склонностей, интересов, желаний.

Анализ профессий состоит в изучении возможных родов занятий, требований, предъявляемых к человеку тем или иным видом деятельности. Учащиеся старших классов часто осуществляют свой профессиональный выбор под влиянием внешних условий (семьи, СМИ, общественных организаций), не обладая при этом объективными знаниями об особенностях выбранной профессии.

А. Кочетов отмечает, что раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности не только расширяет общий кругозор ребенка, но и, что особенно важно, открывает возможности для раннего проявления и конкретизации его интересов и склонностей: «Человек, который с детства ставит перед собой конкретные, пусть и много раз меняющиеся цели, связанные с будущей профессией, старается осознать свое будущее место в обществе, вряд ли пополнит армию «трудных» подростков и социально неблагополучный контингент молодежи».

Профессиональные пробы дают подростку возможность приобрести опыт в той деятельности, которую он выбрал, и определить, соответствует ли ее характер его способностям и умениям.

Реализация этого подхода предполагает самостоятельное и полное выполнение работы с возложением всей ответственности за нее на учащегося. Положительным явлением может стать тот факт, что профессиональные пробы могут выступать в качестве одной из форм временной занятости учащихся. Профессиональные пробы позволяют приобщить учащихся к труду, сформировать начальные профессиональные умения, получить опыт взаимодействия с нанимателем, информацию о сфере трудовых отношений.

В результате прохождения профессиональных проб учащиеся имеют возможность попробовать свои силы в профессиях разных сфер деятельности. Рассматривая профессиональную пробу как процесс, мы можем отметить ее диагностические и обучающие возможности. Кроме того, профессиональная проба стимулирует формирование адекватной самооценки уровня готовности учащихся к предстоящей профессиональной деятельности, выступает эффективным механизмом формирования и развития будущей профессиональной «Я-концепции» личности.

Роль учителя рассматривается как роль организатора, советника, консультанта, тренера.

За период обучения в 7–9-х классах учащиеся имеют возможность испытать свои силы в многочисленных профессиональных пробах. Некоторые виды деятельности могут стать для них хобби, не мешая, а только ориентируя на выбор будущей профессии. Подросток может выбрать профессию, находящуюся на стыке двух специальностей.

Таким образом, роль профессиональных проб как способа организации профориентационной работы в общеобразовательном учреждении заключается в создании эффективных условий для осознанного профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, активной пробы сил в различных видах профессиональной деятельности, расширения знаний о мире профессий, формирования способности выбирать сферу деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда.

Источник
30.12.2014

Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Нет комментариев

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Osvita.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!