Osvita.ua Среднее образование Современная школа Методика и технология Вспомнить все. Секреты памяти для учеников
Вспомнить все. Секреты памяти для учеников

Существуют специальные техники запоминания больших объемов информации

Вспомнить все. Секреты памяти для учеников

Школа или университет – это место, где на человека обрушивается огромное количество информации. Более того, раз в полгода на экзаменах от тебя требуют сконцентрироваться и “вспомнить все”. И обилие прочитанных книг, и прослушанных лекций, и огромное количество терминов, определений, правил, формул, дат и фактов.

Как эффективно учиться и вспоминать изученное, советует Евгений Мирошниченко, бизнес-тренер, психолог, президент Ассоциации практических психологов.

Существуют специальные техники запоминания больших объемов информации. В основе каждой лежит структурирование информации и «связывание» ее с уже имеющимися знаниями. Это называют мнемотехникой (mnemo ‑ память). Мнемотехники основаны на создании связей (ассоциаций) между новым и тем, что уже известно. Они, как правило, ориентированы на большие объемы информации, которые иначе, как «нанизыванием» на один принцип в памяти, усвоить нельзя. Чем больше человек знает, тем проще «ассоциирует» новую информацию.

Основные идеи для запоминания

Отделение первых букв для формирования новой фразы (например, порядок цветов в спектре – «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан»).

Создание стиха, который с помощью рифм или ритма помогает запоминать (например, вопросы части речи – наречия: «Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? И как?»).

Использование парных ассоциаций – через параллели, символы или созвучия (к примеру, правило «надевать одежду – одевать Надежду»).

Метод Цицерона – расстановка фактов или понятий внутри определенного помещения, расположение их в пространстве (как на полочках) и связывание с расставленными в помещении предметами. Вспоминаем обстановку вместе с заучиваемым материалом.

Еще одна форма мнемотехники ‑ эйдотехника (с греч. ‑ «образ») больше опирается на создание ярких визуализаций, преобразование информации в целостные образы. Главный инструмент эйдотехники – это создание визуального конспекта (шпаргалки). Это то, что человек сам вырабатывает на основе услышанного или прочитанного ‑ преобразованный, «переваренный» материал, воплощенный в чем-то: конспекте, схеме, рисунке и т. п.

Поэтому можно запоминать таким образом: зарисовывать свои мысли и образы по мотивам полученной информации. Для запоминания произведений – изображать информацию в виде «домика», располагая на третьем этаже информацию о жанре, стиле и литературном направлении текста; на втором – данные об авторе, истории создания и роли произведения в истории; на первом – сюжет, композиция и персонажи.

Для дословного запоминания текстов – изображать каждое слово каким-либо понятным символом, который легко можно восстановить в памяти (как, например, в наборах смайликов). Запоминать стихи тоже становится очень легко, как, например, эту поэзию Максима Рыльского:

Яблука доспіли, яблука червоні!
Ми з тобою йдемо стежкою в саду.
Ти мене, кохана, проведеш до поля,
Я піду — і може більше не прийду.

Вже й любов доспіла під промінням теплим,
І її зірвали радісні уста,—
А тепер у серці щось тремтить і грає,
Як тремтить на сонці гілка золота.

Гей, поля жовтіють, і синіє небо,
Плугатар у полі ледве маячить…
Поцілуй востаннє, обніми востаннє;
Вміє розставатись той, хто вмів любить.



Как работает наш мозг?

То, что не имеет смысла, мы забываем. Мозг за день воспринимает бесконечно много всего, однако может вспомнить только то, что считает нужным. Убедить себя в том, что определенные данные тебе понадобятся, придать усвоению информации смысл – значит заставить мозг поверить в то, что это нужно непременно запомнить.

Память привязана к эмоциям. Если изучение чего-то для тебя каторга, то и усваивать информацию непросто. Полезно создать положительный настрой, приступая к подготовке к экзаменам. Например, настройся на то, как ты отлично отдохнешь вечером после экзамена – это поднимет тебе настроение.

Рвется нитка, а не канат. Факты и данные, увязанные между собой, лучше запоминаются и как бы вытягивают друг друга. Таким образом, связанный из отдельных «ниток» «канат» дает больше шансов нормально сдать экзамены.

Лучшие спутники нормальной памяти – сон и отдых. Ударная неусыпная подготовка не просто не способствует запоминанию, но и даже вредит. Все дело в физиологии: нервный узел – результат усвоения мозгом новой информации – должен обрасти так называемой миелиновой оболочкой, чтобы существовать какое-то время. А растет этот слой в периоды отдыха, лучше всего – во сне. Для этого, кстати, существуют перемены между уроками или парами. Поэтому лучше всего перед экзаменом хорошенько выспаться.

Ресурсам нужно восстанавливаться. Опять-таки на уровне физиологии мозга: чтобы импульсы передавались между нервными окончаниями, нужны определенные вещества-медиаторы. Им свойственно исчерпываться и через какое-то время восстанавливаться. Поэтому в один момент мы просто перестаем что-то запоминать. Чтобы поскорее восполнить силы (и свои, и своего мозга), отдохни. Полезно, кстати, скушать шоколадку – она поможет восстановиться еще быстрее.

Наш мозг помнит очень многое, но доступ к этой информации ограничен. Информация свалена в кучу, а внутренний библиотекарь лениться ее искать. Правильно организовывая работу мозга (памяти), мы упрощаем себе будущее.

Надеемся, что эти советы помогут всем, кому предстоят экзамены, тестирования или контрольные, положиться не только на удачу, но и на свою память.

Евгений Мирошниченко, бизнес-тренер, психолог, президент Ассоциации практических психологов

Освіта.ua
19.11.2014

Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Нет комментариев

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Osvita.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!