Osvita.ua Среднее образование Современная школа Методика и технология От проблемы в обучении к проблемному обучению
От проблемы в обучении к проблемному обучению

Так насколько же эффективна теория проблемного обучения в практике современной украинской школы?

От проблемы в обучении к проблемному обучению

В поисках различных направлений при подготовки к уроку часто обращаюсь к методике, содержанию и дидактической структуре урока. Для того чтобы грамотно подготовить качественный и современный урок, приходится ориентироваться и в его типах.

Социально-экономические, социокультурные преобразования, происходящие в нашем обществе, объективно требуют существенных перемен во всей системе образования, ориентированного на вхождение в европейское образовательное пространство.

Изменения в образовательной политике и становление новой системы образования нацеливают на модернизацию содержания обучения и воспитания подрастающего поколения во всех образовательно-воспитательных структурах, разработку и широкое внедрение более эффективных педагогических технологий и расширение экспериментальных моделей.

Построение и развитие современной модели образования невозможны без осмысления предшествующего исторического опыта, прогрессивных идей педагогов и ученых, что позволяет не только понять диалектическую суть происходящих процессов, но и делать прогнозы в области процессов генерации педагогических инноваций. История педагогики должна с особой тщательностью относиться к изучению наследия великих педагогов, так как содержащиеся в нем лучшие идеи способны в их новом качестве многое изменить и в современной практике.

Развитие творческого потенциала личности обучающегося – одна из главных задач современной системы образования. Качественный скачок в развитии новых технологий во всех сферах человеческой деятельности повлек за собой и резкое возрастание потребностей общества в творческих людях, способных создавать новое в производственной и социальной жизни, умеющих ставить и решать принципиально новые задачи, актуальные и для современного общества, и для будущего.

По мнению многих психологов и педагогов, ведущая роль в развитии творческого потенциала личности обучающихся принадлежит проблемному обучению. Проблемное обучение предполагает творческое участие обучаемых в процессе освоения новой учебной информации, формирование познавательных интересов и творческого мышления, высокую степень органичного усвоения знаний и мотивации учеников.

Основой для этого является моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения учебной проблемы. При этом осознание, принятие и разрешение этих проблемных ситуаций должны происходить при оптимальной самостоятельности учащихся, но под направляющим руководством преподавателя в ходе их взаимодействия.

Проблемная ситуация, представляющая собой интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом, что побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия, обусловливает начало мышления в процессе постановки и решения проблем. В процессе мышления происходит осознание познавательной потребности субъекта, которая, будучи осознанной, побуждает уже мыслительную активность человека.

Мыслительная активность является, с одной стороны, характеристикой развития интеллекта, воспитание которого является одной из основных задач всестороннего гармонического развития личности. С другой стороны, высокая степень мыслительной активности является необходимым условием эффективного обучения.

Подтверждает этот вывод творчество педагогов, прежде всего XX века, работавших на благо развития образования как самого важного условия прогресса в обществе. Определенным открытием для меня как педагога стало знакомство с работой М. Махмутова. Он еще в 70-х годах занимался разработкой теории методов проблемно-развивающего обучения в общеобразовательной и профессиональной школе. Монография "Современный урок" (М., 1985) удостоена премии им. Н.  К.  Крупской. Опубликовано около 500 работ. С 1963 по 1976 год Махмутов ‑ член Международного комитета ЮНЕСКО по ликвидации неграмотности, эксперт ЮНЕСКО.

Содержание дидактической структуры урока

Актуализация прежних (опорных) знаний. Многие учителя долгое время полагали, что актуализация ‑ это то же самое, что и опрос, "только новый термин". Но, как отмечал М.  Махмутов, это далеко не так. Значение самого слова "актуализация", подчеркивает он, говорит о том, что надо сделать знания актуальными, нужными в данный момент, то есть "освежить" прежние знания и способы деятельности в памяти. Более того, актуализация означает и психологическую подготовку ученика: сосредоточение внимания, осознание значимости предстоящей деятельности, возбуждение интереса к уроку. Нетрудно заметить, как вплетается этап актуализации в мотивационную структуру.

Практически этот этап осуществляется или в виде проведения проверочного диктанта, или в виде сочетания различных способов опроса (устный, письменный, фронтальный, индивидуальный и пр.), или в виде повторного разъяснения учителя, или с помощью опорных конспектов Шаталова ‑ все эти моменты и представляют методическую структуру.

В то же время на этом этапе активизировались многие компоненты внутренней структуры урока. Учащиеся воспроизводят известные им знания, осознают их, обобщают факты, связывают старые знания с новыми условиями, новыми данными и т.  д. Кроме того, в процессе актуализации или в результате ее часто создается проблемная ситуация и формулируется учебная проблема. Иначе говоря, на этапе актуализации применяются такие структуры, средства и приемы, которые способны подготовить ученика к осуществлению самостоятельной учебной деятельности.

Формирование новых понятий и способов действий. Важнейший элемент этого этапа ‑ усвоение новых знаний и способов действий. Усвоение нового начинается с восприятия, если новое не было предъявлено на этапе актуализации; происходит процесс осознания, осмысления значения нового знания или новых способов действий. Обобщение и систематизация приводят к собственно усвоению. Именно на этапе усвоения, подчеркивает Махмутов, используются основные приемы мыслительной деятельности учащихся и развиваются познавательные умения: вычленение, сличение, анализ, синтез, выявление противоречий, постановка вопросов, формулирование проблемы, выдвижение гипотез и пр.

В это же время развиваются многие составляющие учебной деятельности (планирующие, исполнительские и др. действия). Здесь учитель структурирует свою деятельность, применяя приемы преподавания, побуждения, общения и аттракции в соответствии со структурой учебной деятельности учащегося и ее мотивационным обеспечением. Таким образом, сочетание внешних и внутренних элементов структуры урока представляет собой единство деятельности учителя и учебной деятельности учащегося.

Применение ‑ формирование умений и навыков. Как уже отмечалось, развитие учащегося не сводится только к усвоению. За усвоением должна идти самостоятельная переработка учебной информации и впечатлений, в результате которой формируются умения применять усвоенные способы действий. Но самое главное – на этом этапе целенаправленно создаются условия для появления у ученика способов деятельности, которым его не обучали, когда он самостоятельно открывает для себя новое.

Это возможно в тех случаях, когда учитель дает задания на применение знаний в незнакомой ситуации, когда он организует эвристическую беседу, самостоятельную работу творческого характера. В этих случаях, как отмечают психологи, возникают новообразования за счет внутренних интегративных процессов, в результате внутренней переработки внешних воздействий.

Главное отличие современного урока от традиционного в том, что он не только способствует усвоению учеником знаний, но и создает условия для его общего развития.

Типология уроков

При систематизации уроков разные авторы берут за основу различные признаки урока (применяемые на уроке методы, способы организации деятельности, основные этапы урока, цели и пр.). М. Махмутов предлагает типологию уроков по цели организации занятий, детерминированной общепедагогической целью, характером содержания изучаемого материала и уровнем учащихся.

На этом основании все уроки можно разделить на следующие типы: урок изучения нового материала; урок применения и совершенствования знаний, умений; урок обобщения и систематизации знаний; урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков; комбинированный урок.

По принципу проблемности уроки делятся на проблемные и непроблемные. Различают уроки также и по форме: урок-беседа, лабораторная работа, зачет, кино-урок, компьютерное занятие и др. Их относят к видам урока.

Следующая сложность, с которой сталкивался в процессе подготовки урока,  – это поурочное планирование. И в этом случае я вывел для себя конкретную структуру, которой придерживаюсь в процессе подготовки.

Структура урока сочетает такие этапы: организационный; постановки цели; актуализации учебной информации и способов деятельности учащихся; введения новой учебной информации и способов деятельности; обобщения, первичного закрепления и систематизации учебной информации; подведения итогов обучения; определения домашнего задания и инструктажа по его выполнению.

1-й этап: актуализация опорных знаний и способов действий. Вычленяются опорные знания, выясняется связь с прошлыми уроками, выбираются тип самостоятельной работы (репродуктивный, продуктивный, частично-поисковый) и форма обучения (индивидуальная, групповая, фронтальная), намечаются способы решения задач мотивационного обеспечения урока, продумываются формы оценивания хода работы, отмечаются фамилии учащихся для оценивания их обученности и развития.

2-й этап: формирование новых понятий и способов действий. Вычленяются новые понятия и учебные действия и способы их формирования, формулируются основная и второстепенные проблемы, выбираются тип и форма самостоятельной работы, отбирается содержание учебного материала, готовятся проблемные и непроблемные (информационные) вопросы, намечаются варианты способов решения учебных проблем, возможные подсказки их решения.

3-й этап: применение знаний, формирование общеучебных и специальных умений. Планируется тип и форма самостоятельной работы, готовится ее содержание (задания, упражнения, инструкции и пр.), намечаются конкретные умения и навыки для отработки (например, умение планировать, контролировать, решать типовые и другие задачи и т.  д.), выбираются способы получения обратной связи (информации).

В зависимости от типа урока определяют следующие цели:

  • усвоение новых знаний;
  • отработка новых умений и навыков;
  • комплексное применение знаний и способов действия;
  • обобщение и систематизация знаний, умений и навыков;
  • оценивание и коррекция учебных компетентностей;
  • развитие логического мышления и способов умственной деятельности;
  • овладение умением применять полученные учебные достижения в стандартных и нестандартных условиях.

Виды уроков

Традиционный ‑ проверка домашнего задания, объяснение новой темы, закрепление и т.  д.

Комбинированный ‑ с элементами самостоятельной работы, лекцией, проблемно-поисковой деятельностью учащихся.

Специфический ‑ урок-зачет, урок-семинар, урок-диспут, урок-конференция, урок-практикум, урок самопроверки (тестирование) и др.

В начале урока ученики занимаются воспроизводящей (репродуктивной) деятельностью по образцу. Затем выполняют задания, требующие владения обобщенными умениями и элементами переноса знаний и способов деятельности в новые ситуации. На этом этапе применяется дифференцированно-групповая форма обучения.

Далее выполнение творческих задач, а в конце урока ‑ творческая деятельность. Конструкция урока позволяет включать учеников в различные виды парной, групповой и индивидуальной работы, которая занимает большую часть его времени. Существует возможность прибегать к индивидуализированной и индивидуально-групповой форме обучения.

Деятельность учителя специфична. Спланировав работу учащихся заранее, он осуществляет оперативное оценивание и необходимую коррекцию результатов обучения и развития учащихся, оказывает помощь, поддержку и вносит коррективы в их и свою деятельность.

На уроке в качестве основных источников знаний используются учебники, наборы раздаточного и дидактического материала, мультимедиа, интернет-технологии. Управляя учебной деятельностью учащихся, учитель широко пользуется методами стимулирования, оперативного и длительного мониторинга. Здесь особенно четко реализуются корректирующие и оценивающие функции урока, способствующие организации учебной деятельности школьников с наибольшей продуктивностью.

Урок позволяет осуществлять широкую дифференциацию обучения. Учащиеся выполняют задания с учетом личных реальных учебных возможностей и благодаря этому продвигаются к цели в оптимальном для них темпе.

Эффективность урока зависит от того, насколько целесообразно используются на нем различные виды репродуктивно, частично поисковой, творческой деятельности школьников. Он не достигает своей цели, если предпочтение отдается обычной воспроизводящей деятельности. Учитель готовит задания творческого развивающего характера, позволяющие ученику по-новому взглянуть на ранее изученное. Развивающая функция при этом реализуется тем успешнее, чем шире используются межпредметные связи, позволяющие переносить, свертывать и систематизировать учебную информацию.

Проблемной можно назвать ту ситуацию, когда учащийся не может для себя объяснить объективно возникающее противоречие, не может дать ответы на объективно возникающие вопросы, поскольку ни имеющиеся знания, ни содержащаяся в проблемной ситуации информация не имеют прямых ответов и не содержат методов их нахождения.

С точки зрения психологии это и служит предпосылкой для появления мыслительной активности ученика по выявлению и решению проблем. При этом проблемная ситуация будет иметь дидактический характер, только если она находится в зоне ближайшего развития каждого конкретного ученика, то есть, создавая значительные трудности, все-таки объективно может быть разрешена либо самими учениками, либо с той или иной дозой помощи учителя.

Применение технологии проблемного обучения, например, в курсе истории, довольно эффективно. История как сфера жизнедеятельности общества, которая является объектом изучения, неоднозначна, противоречива. Постановка проблемы возможна не только во время интерактивных занятий, но и во время традиционных уроков.

Теория проблемного обучения имеет на современном этапе уже довольно стройный вид, хотя исследования все еще продолжаются. Но оценить ее прямую действенность пока невозможно. Практическую эффективность педагогической концепции можно определить лишь после ее реальной широкомасштабной апробации на практике.

Андрей Авраменко, учитель истории и права Донецкой школы № 97

Освіта.ua
08.07.2013

Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Нет комментариев

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Освіта.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!