Osvita.ua Среднее образование Современная школа Методика и технология Педагогический совет: "Цели школы"

Педагогический совет: "Цели школы"

Современные условия жизни школы требуют от каждого члена педагогического коллектива заинтересованного участия в реализации целей. А это, на наш взгляд, возможно лишь в том случае, если цели учреждения будут приняты педагогами как основа для формирования профессиональных личных целей

Рассмотрев различные подходы к определению понятия управления, мы выделили наиболее созвучное, наиболее соответствующее нашим представлениям - мыследеятельностное. Данное понятие раскрывает в своих трудах Г. П. Щедровицкий.

В мыследеятельностном понимании управление рассматривается как работа с будущим, которое необходимо построить в сознании людей.

Важным для нас стало и то, что в данном подходе к пониманию управления считается необходимым выход объекта управления в позицию субъекта (в управляющую позицию).

Так как педагогический коллектив школы является коллективным субъектом деятельности, следовательно, для осознания целей своей деятельности именно коллективному субъекту необходим выход в управленческую позицию.

Определение целей деятельности коллективного субъекта возможно при условии ее коллективного программирования.

Качественное программирование деятельности требует соблюдения двух условий:

  • специальной подготовки управленческого события (системы мероприятий штаба и рабочих групп, на которых определяются предварительные групповые цели по разным направлениям деятельности);
  • особой формы проведения данного управленческого события (ОДИ-образного педагогического совета, позволяющего сформулировать коллективные цели).

Программировать предстоящую коллективную деятельность должны и могут те люди, которые потом будут реализовывать эти программные представления. Это аксиома программного подхода.

Программирование предстоящей коллективной деятельности должно происходить в специально организованное время в определенном месте, то есть в процессе управленческого события.

В проведении управленческого события выделяют три этапа: подготовительный, основной, заключительный.

Предназначение подготовительного этапа заключается:

  • в проблематизации (указать проблему);
  • актуализации (показать значимость проблемы);
  • в обсуждении проблемы;
  • в понимании настоящего состояния;
  • в поиске путей решения, мест искусственного воздействия.

В штаб по подготовке управленческого события вошли администрация школы, руководители рабочих групп.

В период подготовки к педсовету с целью сбора информации были созданы рабочие группы по темам:

  • Государственный заказ в сфере образования.
  • Социальный заказ педагогов, учащихся, родителей, ближайшего социума в сфере образования.
  • Ресурсы школы (составление информационных справок):
  • учебный процесс;
  • воспитательная и внеурочная деятельность;
  • характеристика социума;
  • оценка инновационной среды;
  • характеристика управляющей системы;
  • состояние МТБ и методической базы;
  • традиции школы;
  • характеристика контингента учащихся.

Собранные группами материалы анализировались на управленческих семинарах и на педагогическом совете.

Коллективная мыслительная деятельность в процессе подготовки педагогического совета помогла всей команде продвинуться в понимании проблемного вопроса, сформировать общие представления о дальнейшей деятельности. Ниже представлены темы управленческих семинаров:

  • Обсуждение общегосударственных, областных и городских ориентиров развития образования.
  • Анализ состояния дел в школе. Соотнесение внешнего заказа школе с внутренними потребностями, возможностями и условиями деятельности. Выявление проблем практики.
  • Понятие управления, различные подходы к управлению школой.
  • Схема целеполагания.
  • Организационно-деятельностная игра - как средство управления и форма программирования.

В процессе подготовки педагогического совета "Цели школы" сформировались групповые субъекты, а также групповое сознание в форме представлений о состоянии дел в школе, проблемах практики, возможных перспективах развития школы. Это позволило педагогам продвинуться в понимании проблемы.

Штабом был разработан оргпроект педагогического совета в форме организационно-деятельностной игры (ОДИ). Именно данная форма позволила, на наш взгляд, за счет коллективной мыследеятельности определить цели коллектива школы актуальные для всех участников педагогического совета.

ОДИ - это особая форма организации взаимодействия многих людей, позволяющая за счет коллективной мыследеятельности решать актуальные проблемы реальной действительности, реальной жизнедеятельности этих людей.

ОДИ, организованная исходя из потребностей коллектива школы, направлена на организацию такой деятельности, которая позволит:

  • коллективно прожить будущее, что позволяет построить более реальную программу;
  • увидеть проблемы, которые могут возникнуть при реализации программы, и заранее предусмотреть возможные варианты решения;
  • во время ОДИ у членов коллектива складывается общая картина будущей деятельности, т. е. общие представления;
  • каждого члена коллектива появляется возможность влиять на каждого, т. е. работать с его представлениями, что в итоге позволяет влиять на свое будущее, согласовывая свои личные цели с целями коллектива.

Структура оргпроекта педагогического совета "Цели школы" была разработана на основе общей схемы проведения ОДИ-образного мероприятия.

  • Установочный доклад, обозначение проблемы, оконтуривание темы.
  • Рефлексия установочного доклада в малых группах. Самоопределение участников к теме.
  • Общее заседание. Выступление основных доклад- чиков к теме педсовета.
  • Работа в группах. Обсуждение докладов. Отношения. Предложения.
  • Общее заседание. Выступления от групп.
  • Оформление решения.

Далее представлен оргпроект ОДИ-образного педагогического совета «Цели школы», проходившего в школе № 161 города Зеленогорска, реализация которого является основным этапом управленческого события.

Педагогический совет проводился в актовом зале школы, где были приготовлены места для работы групп, установлены трибуна, микрофон, демонстрационные доски для докладчиков.

Оргпроект ОДИ-образного педсовета «Цели школы»

Цели

  • Сформировать коллективное представление о целях школы.
  • Активизировать позицию педагогов школы через включение в коллективную мыследеятельность (коллективное программирование деятельности).

Тематика заседаний по дням

  • Анализ настоящего состояния деятельности школы. Выявление достижений и проблем.
  • Определение целей школы.

Рабочие группы

  • Учебный процесс и цели школы.
  • Воспитательная работа и цели школы.
  • Методическая работа и цели школы.
  • Управление и цели школы.
  • Здоровье учащихся и цели школы.
  • Группа сборки.

День 1-й. Тема «Анализ деятельности школы»

Задачи

  • Обозначить достижения школы.
  • Выявить трудности (проблемы).
  • Сформулировать проблемы практики школы.

День 2-й. Тема «Определение целей школы»

Задачи

  • Соотнести проблемы школьной практики с возможностями и ограничениями школы, потребностями коллектива.
  • Сформулировать цели школы.
  • Разработать примерный план мероприятий по реализации целей.
  • Скорректировать индивидуальные методические темы педагогов в соответствии с коллективно принятыми целями школы.

В ходе реализации данного оргпроекта были выявлены актуальные проблемы, сформулированы цели школы, намечен план их реализации.

Еще одним значительным результатом нашей работы является то, что педагогам удалось уточнить цели своей профессиональной деятельности. Это проявилось в пересмотре своих методических тем таким образом, что большинство из них соответствуют целям школы, направлены на их решение.

На заключительный этапе данного управленческого события группа по подготовке педсовета провела его рефлексию, отвечая на вопросы: что хотели получить? что получили? в чем совпадения и где места разрыва? совпадения за счет чего и в чем причины не совпадений?

Рефлексия проводилась по содержанию, по способам работы и по организации работы.

Коллективная работа на ОДИ-педагогическом совете была направлена на: выяснение настоящего состояния фрагментов деятельности; проблематизацию представлений о предстоящем; прорисовку контуров возможной будущей деятельности; понимание основных направлений усилий коллектива; выработку целей; понимание ближайших вынужденных действий.

Таким образом, если подготовку управленческого события осуществить в форме постоянно действующего управленческого семинара и регулярно работающих творческих групп, а само управленческое событие реализовать в форме ОДИ-образного интенсивного педагогического совета, то это обеспечит определение актуальных целей школы для каждого члена педагогического коллектива.

Автор: Е. Окладная

Освіта.ua
07.04.2006

Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Нет комментариев

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Osvita.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!