Osvita.ua Среднее образование Современная школа Учитель Как учителю побеждать на конкурсах?
Как учителю побеждать на конкурсах?

Как педагогу сориентироваться в бурном потоке конкурсов и принять участие в них результативно

Как учителю побеждать на конкурсах?

Ежегодно государственные органы проводят различные конкурсы для педагогов. Свою лепту в проведение конкурсов вкладывают и бизнес-структуры. Цель почти у всех одна – помочь педагогам внедрять инновации.

Как учителю сориентироваться в бурном потоке конкурсов и, главное, принять участие в них результативно, то есть победить? С этим вопросом мы обратились к Артуру Кочаряну, руководителю Департамента по вопросам ИКТ Новопечерской школы.

Артур, вы три года подряд активно участвовали в организации и проведении всеукраинского конкурса Microsoft «Учитель-новатор». Что бы вы посоветовали учителям, которые хотят принять участие в таких конкурсах?

Во-первых, следует определиться с целью участия. Достаточно задать себе вопрос: для чего вы участвуете в конкурсе? Если мотивация – администрация просит принять участие, то таким будет и результат. Это будет звучать прагматично, но стоит знать «цену вопроса». Учитель тратит время на подготовку своей работы на конкурс, а что он может получить в случае победы? Если речь идет об очередном объявлении благодарности или вручении сертификата, я бы лично не хотел участвовать. Если цена вопроса (времени, которое тратит учитель, дополнительных ресурсов и т. д.) того стоит – обязательно попробуйте свои силы.

А какой может быть цена вопроса?

Все зависит от конкурса, от его призового фонда. Если речь идет о прошлых конкурсах Microsoft «Учитель-новатор», то это были ноутбуки персонально для победителей, техника для учебного заведения, а также участие в международных форумах. Думаю, это очень хорошая мотивация.

Иногда учителя жалуются на необъективность жюри. Как вы решали подобные вопросы?

Таков мир: оскорбленные, к сожалению, будут всегда. Важно, чтобы организаторы сделали прозрачным сам процесс оценивания конкурсных работ: должны быть известны четкие критерии, показатели и индикаторы для определения победителей. Кроме того, следует всегда привлекать только специалистов высокого уровня, практиков, которые знают данный вопрос. По опыту скажу: в подавляющем большинстве все вопросы необъективности работы жюри решались сразу после констатации для участника факта о несоответствии его работы указанным в положении конкурса критериям.

Сейчас стартовал уже в XI всеукраинский конкурс Microsoft «Учитель-новатор». Какие бы советы вы дали тем участникам, которые хотят стать победителями?

Хороший вопрос. На самом деле все довольно просто. Советов будет несколько, но важно соблюдать их все.

Во-первых, внимательно читаем Положение о конкурсе. Именно внимательное ознакомление с этим документом позволит участнику понять, что именно хочет увидеть и ожидает организатор конкурса. Например, не стоит подавать конкурсную работу о патриотическом воспитании на конкурс, где организатор ожидает работы экологической направленности; конечно, участник может подать свою работу, и эта работа может быть очень хорошей, но в данном конкурсе она стопроцентно не попадет в победители.

Во-вторых, опять же, внимательно читаем Положение о конкурсе. Если с темой вы уже определились и поняли, какое направление нужно выбрать, то главным становится оформление работы. По опыту скажу, что не всегда участники соблюдают правила оформления материалов.

Например, в конкурсе «Учитель-новатор» всегда был шаблон, который нужно заполнить, просто заполнить соответствующие поля. Типичные ошибки, которые допускали учителя: работу готовили по собственному шаблону, который в корне отличался от обязательного; меняли поля в шаблоне; добавляли в шаблон свои страницы. Участник, который хочет одержать победу, должен правильно оформить свою работу. Не стоит что-то менять и добавлять. Если участник считает нужным добавить еще 5 видеофильмов по 20 минут каждый – пожалуйста, но в отдельном файле.

Нужно просто встать на место организаторов и членов жюри. Шаблоны (форма заявления) поэтому и разрабатываются, чтобы за минимум времени члены жюри смогли сориентироваться в большом количестве материалов. На данном этапе нелогично будет тратить время на работы, которые просто не соответствуют требованиям оформления. Если учитель не может изложить саму суть своей работы, так называемую «изюминку» своего материала, в нескольких предложениях, может быть, еще рано участвовать в конкурсах и стоит над собой поработать.

В-третьих, снова Положение. Сейчас речь идет о содержании самой работы. Узнайте, что именно хочет увидеть организатор конкурса в вашей работе. Это тщательно прописано в целях, задачах конкурса и критериях оценки работ. Сам организатор уже отметил свои ожидания. И если это ожидание – использование технологий Microsoft в учебном процессе, то не стоит подавать на конкурс работы другого направления. Эти работы, повторяю, могут быть красивыми, интересными и общественно значимыми. Однако для данного конкурса они будут неактуальными, лучше найти другие конкурсы и подавать работу туда.

Отдельно хочу сосредоточиться на показателях результативности вашей работы. Ваша работа должна быть не только оригинальной и соответствовать ожиданиям организаторов, но и содержать практическое значение. Ну провел учитель один раз хороший урок – и что изменилось? Это была разовая акция или же это система, которая меняет учеников, улучшает образование, что-то другое? В идеале нужно показать практическое значение, не надо прописывать типичные клише вроде «Ученики получили навыки использования современных ИКТ». У жюри сразу возникнет несколько вопросов: какие ученики, сколько учеников, какие навыки, по каким именно ИКТ получили и что дальше? Нужно показать конкретную пользу от использования данной технологии для конкретной аудитории. И не забываем о количественных и качественных показателях.

И предпоследнее – сроки. Если в условиях указано, что последний срок подачи, например, 15 февраля 2015 года, не стоит дотягивать до последнего и отправлять работу в последний день. Недопустимым, конечно же, является предоставление работы после указанного срока. Надо ли так показывать отсутствие у себя организации рабочего времени?

Напоследок хочу пожелать: участвуйте в конкурсах, не стесняйтесь, не бойтесь. Участие в конкурсах того стоит. Это не только подарки и другие материальные выгоды – это ваше публичное признание и распространение вашего опыта среди единомышленников. По опыту знаю: в Украине очень много талантливых педагогов, которые готовы к обучению на протяжении всей жизни, готовы к изменениям. Я благодарен Богу, что имел и имею возможность находить эти настоящие таланты и способствовать их развитию.

Освіта.ua
22.12.2014

Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Нет комментариев

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Osvita.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!