Osvita.ua Среднее образование Современная школа Психология Как повысить мотивацию детей в обучении
Как повысить мотивацию детей в обучении

Индивидуальный подход к ребенку с учетом его особых мотивационных характеристик

Как повысить мотивацию детей в обучении

Содействие мотивации как желанию и стремлению ребенка к успеху является универсальной задачей для учителей и родителей. «Хорошо мотивированный ребенок» – это всегда радость. Во время уроков его рука устремляется вверх. Он не может дождаться лабораторного и практического занятия или даже обычного формального теста. Он решает одну задачу за другой, непрерывно продвигаясь вперед, даже в том случае, если его результаты не идеальны, а на пути встречаются различные неудачи.

К сожалению, как показывают исследования, такие дети встречаются довольно редко. По данным недавнего обзора Национальной ассоциации образования США (National Education Association), учителя отмечают, что около 60 % учеников оказались «незанятыми» или «немотивированными». На практике это означает наличие большого количества деморализованных детей с большим количеством раздраженных и разочарованных в них учителей и родителей.

Так есть ли какой-то выход из этого положения? Конечно, говорит известный автор и лектор, доктор педагогических наук Ричард Лавуа (Richard Lavoie). За свой более чем тридцатилетний стаж работы учителем и директором школы-интерната для детей с проблемами в обучении он наблюдал тысячи учеников, изо всех сил старавшихся быть чем-то занятыми. В своей книге «Мотивационный прорыв» Лавуа говорит, что все дети в той или иной степени мотивированы, взрослые просто должны помочь им определиться с конкретной мотивацией: «Дети приходят, как незаряженные (мотивацией) батарейки. Вы же должны быть готовы зарядить их на полную».

Лавуа, как и многие другие, начинал свою исследовательскую деятельность с изучения профессиональных стратегий, но вскоре разочаровался, не получив должного результата. «Наши школы дошли до определенной черты, – говорит он. – Мы знаем и оперируем множеством различных стилей обучения. Учитель может использовать девять математических стратегий, десять стратегий обучения чтению, но при этом все мы, как правило, полагаемся всего лишь на один мотивационный прием – поощрение и наказание. В итоге все они не работают».

Так в чем же состоит ответ? К своему изумлению, Лавуа наткнулся на него совершенно случайно, увидев рекламу фирмы «Madison Avenue». «Если кто и знает, как мотивировать детей, – говорит он, – так это люди, продающие детские игрушки и музыку. Они понимают, что одна и та же вещь не подойдет абсолютно всем. Получается, что дети и взрослые реагируют на совершенно разные двигатели мотивации».

Далее Лавуа утверждает, что, чтобы помочь зарядить «батарейку» у ребенка, мы должны детально разобраться, что движет им и что движет нами. Раз мы отличаемся, нужно научиться преодолевать эти различия.

Поэтому задайтесь вопросом, что же больше всего мотивирует меня и вашего ребенка. Проверьте список Лавуа и отметьте, что вам подходит больше всего.

Общительность. Эта категория людей обожает социальное взаимодействие, они любят находиться в оживленной толпе и ощущать коммуникативную связь с ними и просто терпеть не могут отчуждение и одиночество. Когда им комфортно, они дружелюбны и могут достичь высот, как в качестве исполнителя, так и занимая лидерские позиции.

Автономия. Для человека в этом случае возможность работать самостоятельно – это мечта, воплотившаяся в жизнь. Для них плодотворно поработать в библиотеке – удовольствие, шанс решить какую-то проблему наедине.

Статус. Такому человеку важно знать, какое место он занимает в микросоциальной среде или в обществе в целом, и четко ощущать завоеванную им положительную репутацию. Критика для него может стать причиной подавленности или чувства сокрушенности.

Любознательность. Постоянная потребность в знаниях является для этой категории людей глубоким и мощным двигателем. Когда что-то пробуждает в человеке любопытство и живой интерес – это, по сути, дар, которым можно пользоваться без каких-либо ограничений.

Агрессия. Хоть это слово и воспринимается, как что-то негативное, но не стоит обманываться на этот счет. Люди с сильной положительной агрессией – хорошие конкуренты, а также страстные борцы за справедливость. Они хотят, чтобы их мнение было услышано и принималось с уважением.

Мощь. Опять же, постарайтесь избежать преждевременно негативной оценки. С позиции мотивационной силы «мощность/мощь» – это отличный двигатель для обретения влияния, ответственности и полномочий. В юности она является очень естественной, органичной и важной ее частью, если, конечно, вы будете правильно управлять своей мощью.

Признание. Многие люди просто обожают, когда их замечают и ценят, отмечают их малейшие достижения, они всегда положительно реагируют на общественное поощрение.

Причастность. Люди такого склада очень любят чувствовать себя причастными к каким-то известным учреждениям, организациям или группам. К примеру, сам Лавуа владеет уникальной коллекцией спортивной одежды известных команд и при любой возможности сам с удовольствием что-нибудь надевает. Он глубоко мотивирован причастностью.

Если вы внимательно все проанализируете, то заметите, что большинство представленных мотивационных двигателей так или и иначе присутствуют в нашей жизни, но есть все же один или два, которые заметно выделяются на общем фоне. «У детей, – говорит Лавуа, – точно так же.» Поэтому, когда вы захотите помочь ребенку ощутить мотивацию, попробуйте поработать с этими двигателями.

В качестве примера Лавуа приводит рассказ об идее, которую реализовал в учебном году. Для каждого своего ученика он сделал футболку с логотипом класса. «Некоторые ребята, – вспоминает он, – носили их, пока футболки совсем не разлезлись, – это были ученики, для которых характерна причастность. Другие же ни разу не надели их снова – это были представители мощности, любознательности или, возможно, других двигателей.» Чтобы задействовать все остальные категории детей, используя идею с футболкой, Лавуа предложил ученикам самим выбрать цвет и логотип (мощь, статус), пошить футболки с длинными рукавами в качестве поощрения за успехи в учебе (признание), выделить один день в неделю, чтобы носить их всем вместе (общительность).

«Самое важное, – объясняет он, – это помнить, что мы, взрослые, можем дифференцировать в детях все их мотивационные различия и соответственно придумать что-то для каждого из них. – Я думаю, – говорит он, – что это действительно работает, это реальный шаг вперед в уходе от старых подходов. И, в конце концов, это просто хорошие человеческие взаимоотношения. А это всегда здорово».

Источник
07.10.2014

Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Нет комментариев

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Osvita.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!