Osvita.ua Среднее образование Современная школа Психология Поддержка и сопровождения психического здоровья ребенка и педагога

Поддержка и сопровождения психического здоровья ребенка и педагога

Психическое здоровье человека связано с особенностями личности, интегрирующей все аспекты внутреннего мира человека и способы его внешних проявлений в единое целое. Оно является важной составляющей его социального самочувствия, с одной стороны, и его жизненных сил - с другой

Сегодня ни у кого нет сомнения, что большая часть проблем, возникающих в жизни человека, носит психологический характер. Поэтому опора на психологические знания в разрешении сложных вопросов очень актуальна. Многие из них могут быть решены самим человеком (улучшение памяти, внимания, мышления; формирование необходимого уровня навыков общения; стремление к реализации своих возможностей; решение внутриличностных и межличностных конфликтов; предупреждение и снятие состояний тревожности, стресса, фрустрации, различного рода психических зависимостей и т. п.). Особенно это важно в процессе педагогической деятельности.

Современной школе очень необходим не просто учитель, а учитель (воспитатель) - психотерапевт, успешно развивающий и поддерживающий отношения - взаимодействие с детьми, родителями, коллегами, администрацией. Такой учитель не только дает детям сумму знаний, умений и навыков, а помогает стать теми, кем они хотят и могут стать. Этот подход в педагогике получил название личностно ориентированного, или гуманного, а в психологии была выдвинута концепция позитивного психического здоровья, в структуру которого входят такие компоненты, как положительное отношение к себе; оптимальное развитие, рост и самоактуализация личности; личная автономия; реалистическое восприятие окружающих и умение адекватно взаимодействовать с ними и т. п.

Понятие «здоровье индивида» широко используется в гуманистическом направлении психологии, в рамках концепции «позитивного психического здоровья», которая, как указывается в работах К. Голдштайна, А. Маслоу, К. Роджерса, В. Франкла и др., базируется на истинно человеческой жизнедеятельности. Так, один из представителей этого направления А. Маслоу отмечает, что патологические нарушения психического здоровья (неврозы и психозы) есть следствие ошибочного, неверного развития личности. Психически здоровые индивидуумы - это «люди зрелые, с высокой степенью самоактуализации», имеющие реальные жизненные достижения и развивающие свои личностные возможности. По его мнению, показателями психического здоровья являются полнота, богатство развития личности, ее потенциала и стремление к гуманистическим ценностям - наличие и развитие таких качеств, как принятие других, автономность, спонтанность, альтруизм, креативность и т. п.

Такой подход позволяет выявить определенные механизмы психического здоровья, которые обеспечивают возможность личностного выбора и саморазвития. К таким механизмам ученые относят:

  • самопознание;
  • способность к принятию решений в направлении будущего;
  • готовность к изменениям и возможность выделять альтернативы, тенденции;
  • готовность исследовать и эффективно использовать свои ресурсы;
  • готовность нести ответственность за сделанный выбор и т. п.

По этому поводу В. Франкл писал, что если человек хочет прийти к самому себе, его путь лежит через мир, т.е. человек не может изменить мир, но, изменив свое отношение к нему, он может понять себя.

Концепция «позитивного психического здоровья» связана с особенностями активности и личностного развития человека. Этот подход к психическому здоровью декларирует его не как отсутствие конфликтов, проблем, а как зрелость, сохранность и активность механизмов личностной саморегуляции, которые обеспечивают полноценную самореализацию. Чтобы его успешно осуществлять в детском саду и школе, педагогу необходимо значительно расширить свои личностные ресурсы, научиться понимать и чувствовать самого себя, а следовательно, и других. Осуществление эффективного взаимодействия (общения) взрослого с ребенком во многом определяет успешность обучения, развития и состояния здоровья как педагога, так и ребенка.

На современном этапе развития психологической науки существуют разнообразные психолого-технологические подходы к организации поддержки психического здоровья личности. Ученые и практики предлагают различные техники и технологии социально-психологического сопровождения здоровья как ребенка, так и педагога, которые помогают организовать эффективное взаимодействие, конструктивно разрешать конфликтные ситуации и т. п.

Классификация психолого-технологических подходов к организации поддержки и сопровождения психологического здоровья

А) по организации эффективного взаимодействия педагога и ребенка

ТЕХНИКА КОНТАКТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (разработана Ш.А. Амонашвили)

Это невербальное и вербальное проявление своего доброго, заботливого отношения к человеку.

Включает: легкое поглаживание головы, плеча; тихую (слышную только определенному ребенку) похвалу за правильный ответ; взять за руку при неправильном ответе и предложить еще поразмышлять; после исправления ошибки порадоваться с ребенком: «Я не сомневалась, что ты сможешь правильно решить это задание».

Особенно такую технику необходимо применять к:

1) детям, в семьях которых можно отметить дефицит любви к ним со стороны родителей;

2) к дошкольникам и младшим школьникам.

ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ (по М. Николаевой)

1) Это организация взаимодействии с детьми, которая позволяет им установить позитивные отношения со взрослыми.

Включает следующие приемы: демонстрация детям принятия, внимания, одобрения, теплых чувств; когда взрослые моделируют эти составляющие общения, дети учатся, как укреплять позитивные отношения с другими;

2) отсутствие сравнения действий ребенка с действиями других: постарайтесь понять и услышать его, причины его трудностей; если не будет принятия, не будет действовать ни один прием, ни одна техника;

проявление позитивного внимания в нормальной обстановке (потом меньше негативного внимания потребуют от педагога на занятии нарушители поведения);

приветствие: скажите 1-2 слова перед уроком каждому индивидуально;

обращение по имени: если имена одинаковые, постарайтесь называть индивидуально, например: Настюша и Анастасия, Толя и Анатолий и т. д.;

умение выслушать детей, то, о чем они хотят сказать; не следует думать, что надо дать совет или решить их проблемы; используйте невербальные средства (контакт глазами, наклон корпуса в сторону говорящего и т. д.); используйте парафраз: «Если я правильно тебя поняла...»;

оказание внимания детям:

поговорите о чем-нибудь в классе после уроков; запомните то, что рассказывали дети, и используйте это в общении с ними в подходящий момент; выражайте искренний интерес к хобби детей; становитесь рядом, если ребенок шалит; вставляйте имя ученика в текст объявления на уроке, занятии; посылайте открытки детям, которые болеют, с короткими пожеланиями, написанными своей рукой; участвуйте в коллективных замыслах детей; отмечайте дни рождения своих учеников; одобрение и демонстрация, что вам нравятся черты характера детей, что они что-то хорошо сделали или пытались сделать:

3) снятие страха - «Ничего страшного...»;

авансирование - «У тебя получится...»;

персональная исключительность - «Только у тебя и может так получиться...»;

усиление мотива - «Нам это нужно для...»;

педагогическое внушение - «Приступай же! Ты все знаешь...»;

высокая оценка детали - «Вот эта часть у тебя замечательно...»;

проявление теплых чувств, доброжелательности (рукопожатие, прикосновения, похлопывание по плечу и т. д.): они транслируются на детей так же легко, как модели неконструктивного поведения.

ТЕХНИКА СОТРУДНИЧЕСТВА

Это организация такого взаимодействия, при котором формируются желание и умение сотрудничать с другими людьми.

Включает следующие умения:

принимать всех такими, какие они есть, не критикуя, т. е. уважать всех, с кем устанавливаются дружеские, рабочие и прочие отношения; понимать, что все мы разные; умение выслушать и принять точку зрения другого; быть открытыми в общении; искать обратную связь; сочувствовать, переживать и приходить на помощь; не реагировать агрессивно; искать новые способы поведения и вследствие этого расширять поведенческий репертуар.

Б) по эффективной организации учебно-воспитательного процесса

ТЕХНИКА ОЦЕНКИ УРОВНЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ (По Г. Г. Скоробогатовой)

Это система критериев, которые обеспечивают общий подход к оценке уровня познавательной активности ребенка.

Включает следующие умения: позитивно относиться к учению (желание, переживание, осознанность, стремление и т. д.); ОЦЕНИВАТЬ состояние здоровья (данные о степени

утомляемости в учении и других видах деятельности); постоянно расширять культурный кругозор; развивать ведущие интересы и склонности; выделять главное, существенное в материале; планировать свою деятельность; проявлять настойчивость в своей деятельности; осуществлять самоконтроль.

ТЕХНИКА ПОДДЕРЖКИ ОПТИМАЛЬНОГО ТЕМПА ЗАНЯТИЯ (по Г. Г. Скоробогатовой)

Это поддержание такого высокого, но посильного ритма работы, который обеспечивает нормальное рабочее настроение учащихся и не утомляет их больше, чем самая напряженная, но спокойная работа.

Включает следующие умения: постепенно наращивать темп занятия; придерживаться «среднего темпа» занятия, который удовлетворяет почти всех детей; находить оптимальное сочетание коллективных и индивидуальных форм работы.

ТЕХНИКА СОЗДАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ФОНА ЗАНЯТИЯ (по Г. Г. Скоробогатовой)

Это поддержание такого эмоционально-познавательного состояния, при котором ребенок познает учебный материал и у него складывается определенное отношение к этому материалу.

Включает следующие умения: использовать интересную информацию и дополнительный материал; включать данные, связанные с жизнью детей или знакомых героев рассказов, сказок; умело включать детей в интересную практическую деятельность; выражать свое (педагога) эмоциональное отношение к изучаемому материалу.

ТЕХНИКА ПОВЕДЕНИЯ «ДЕЙСТВИЕ НА ВИДУ» (по В. А. Сухомлинскому)

Это осознание педагогом, что его работа проходит под наблюдением детей, родителей, коллег, администрации.

Включает следующие умения: управлять своим эмоциональным состоянием; постоянно контролировать свое поведение; регулировать темп движений, громкость речи и ее выразительность; следить за своим душевным равновесием; не допускать «прорастания угрюмости, преувеличения чужих пороков».

ТЕХНИКА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ (по Ю. П. Азарову)

Это комплекс знаний и основанных на них умений, которые составляют основу воспитательной деятельности.

Включает следующие умения: правильно воспринимать происходящие в мире детей процессы; правильно воспринимать каждого ребенка отдельно в различных педагогических ситуациях; требовать и доверять; быстро ориентироваться и переключать внимание; играть с детьми (а не заигрывать или имитировать игру); анализировать соотношение «цель-средства-результат» применительно к выбору ситуации; оценивать ситуацию с разных сторон; выделять самое существенное из разнообразия педагогических факторов; увидеть в случайном факте существенное; использовать различные приемы позитивного воздействия в одной и той же ситуации.

ТЕХНИКА ИНТЕРПРЕТАЦИИ НЕВЕРБАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Это целесообразное использование невербальных средств поведения (мимики, жестов, поз, расположения и сохранения дистанции) в процессе межличностного взаимодействия.

Включает группы умений: наблюдать за невербальным поведением человека, интерпретировать его и полученную информацию использовать для построения дальнейшей стратегии межличностного взаимодействия с ним; использовать невербальные средства позитивного влияния на окружающих в различных ситуациях межличностного взаимодействия.

В) по эффективному взаимодействию в конфликтных ситуациях

ТЕХНИКА ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ КОНФЛИКТОВ (по В. А. Канн-Калику)

Это организация такого оптимального общения, которое позволяет предупредить ненужные конфликтные ситуации.

Включает следующие умения: говорить спокойно, мягко, уверенно, доброжелательно; показывать свое доброе отношение к человеку, выражать одобрение его поступков; не включаться в разговор с напряженным, возбужденным человеком; создать доброжелательную атмосферу доверия перед тем, как сказать о неприятном; стать на место оппонента, взглянуть на проблему его глазами; сдержать себя и промолчать, когда задевают в маленькой ссоре; определять и признавать вслух достоинства людей, окружающих вас, и врагов станет меньше; признавать свою неправоту сразу, когда вы ее почувствуете.

ТЕХНИКА ВЫСКАЗЫВАНИЯ НЕУДОВЛЕТВОРЕНИЯ ДЕЙСТВИЯМИ И ПОСТУПКАМИ РЕБЕНКА

Это организация взаимодействия с детьми, которое позволяет выразить недовольство их поступками и одновременно избежать конфликта.

Включает следующие умения: выражать неудовлетворение действиями ребенка, но не самим ребенком.

ТЕХНИКА ВЫСКАЗЫВАНИЯ НЕУДОВЛЕТВОРЕНИЯ ДЕЙСТВИЯМИ И ПОСТУПКАМИ РЕБЕНКА С ПРЕДОТВРАЩЕНИЕМ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ

Осуждать поступки ребенка, но не его чувства, какими бы они ни были (всегда есть определенная причина); дозировать выражение неудовлетворения (нельзя постоянно), т. к. это может привести к неприятию взрослого и его слов со стороны ребенка; дать понять ребенку, что когда неприятный разговор будет окончен, то инцидент окажется исчерпанным.

ТЕХНИКА ПОВЕДЕНИЯ С КОНФЛИКТНЫМ РЕБЕНКОМ

Это организация такого последовательного взаимодействия с ребенком, которое позволяет определить истинные причины конфликтности и, изменив к нему свое отношение, научить его бесконфликтно общаться с другими.

Включает следующие умения: сдерживать стремления ребенка к провоцированию ссоры с другими; обращать внимание на недоброжелательные взгляды, бормотание себе под нос;

объективно разобраться в причинах возникновения ссоры, а не заканчивать ее, выдвигая обвинение другому ребенку; обговорить с ребенком причины возникновения конфликта, после его завершения; определить неправильные действия с обеих сторон, которые привели к конфликту; найти иные возможные способы выхода из создавшейся конфликтной ситуации; не обсуждать при ребенке проблемы его поведения; он может утвердиться в мысли о том, что конфликты неизбежны, и будет продолжать их провоцировать не вмешиваться в ссоры детей; лучше пронаблюдать за их конфликтом, т. к. ребята могут сами найти общий язык и при этом они учатся общаться друг с другом; если же во время ссоры один из них выступает «жертвой», а второй всегда побеждает, то такое общение следует прервать, чтобы предотвратить формирование робости у побежденного.

Г) по организации эффективного взаимодействия с детьми, которые имеют трудности в поведении

ТЕХНОЛОГИЯ РЕАКЦИИ НА РЕБЕНКА С ОСЛОЖНЕННЫМ ПОВЕДЕНИЕМ (по Н. Е. Щурковой, В. Ю. Митюкову)

Это оптимистическое отношение к ребенку (даже с риском ошибиться) с утверждением готовности к сотрудничеству.

Причины, которые влияют на осложнение поведения ребенка: отсутствие физического и психического здоровья; задача - снять все раздражители, чтобы дети успокоились; богатый негативный социальный опыт - ребенок не видит примеры другого поведения; негативное отношение окружающих ребенка людей к социальным ценностям.

Алгоритм реакции на ребенка с осложненным поведением:

Не удивляйтесь поведению ребенка. Парадигма поведения: Да, это бывает... Я с этим иногда (часто) сталкиваюсь... К сожалению, это  часто случается в этом возрасте...

Способствуйте психическому равновесию ребенка. Парадигма поведения, во время которой важны мимика и интонация в общении с ним: Может быть, кто-то на твоем месте, а ты... Я бы, по-видимому, тоже, а ты всего лишь... Будь кто на твоем месте, а ты... (продолжение реплики выводит на состояние ребенка).

Определите свободу выбора. Парадигма поведения: Обычно ты имеешь право проявлять свое недовольство к чему-нибудь, но не... По-видимому, у тебя есть причины вести себя таким образом, в то же время... Каждый выбирает то поведение, которого он достоен.

Освещайте для ребенка мир вещей (результат действия) и мир отношений (переживания). Парадигма поведения: Ты, по-видимому, хотел..., а вышло... Ты обычно понимаешь, что... Ты, по-видимому, не понимаешь... Ты, по-видимому, не поразмышлял о том, что... Вышло, по-видимому, не то, что ты ожидал.

Покажите свой способ поведения (совет, размышление). Парадигма поведения: Можно было бы... Я вижу другой способ... Иногда (или часто) люди в подобных ситуациях...

Инициируйте самосознание ребенка. Парадигма поведения: Что ты сам думаешь... Как ты сам оцениваешь... Как ты думаешь, чем это может закончиться для тебя и для...

Активизируйте защиту от внешних оскорблений. Парадигма поведения: Это проходит с возрастом... Это особенности темперамента (характера)... Он сейчас возбужден... Я читала в работе одного психолога, что такое бывает, и с этим ничего не поделаешь... Кто без греха, пусть тот первый бросит камень.

Предложите неожиданное решение, которое нарушает логику построенного влияния. Парадигма поведения: Но вопреки всему... И все же я надеюсь... Мне следовало бы..., но...

Авторы технологии подчеркивают, что такое влияние направлено не на исправление поведения, а на развитие способности к саморегуляции, личностной ответственности за собственный выбор.

ТЕХНИКА ПОВЕДЕНИЯ С БЕСПОКОЙНЫМ РЕБЕНКОМ

Это организация такого взаимодействия с эмоционально неустойчивыми детьми, которое позволяет предупредить их эмоциональное возбуждение и срывы, сильное напряжение и т. п.

Включает следующие умения: не впадать в крайности: нельзя позволять ребенку делать все, что ему заблагорассудится, но и не нужно все запрещать; четко определите для себя, что можно, а что - нет; показывать своим поведением ребенку пример: сдерживайте свои эмоции, он подражает вам во всем; уделять ребенку достаточно внимания: пусть он не чувствует себя забытым, в то же время объясните ему, что у вас есть другие дела, нужно это понять и принять; ПОМНИТЬ, ЧТО ИСТЕРИЧЕСКИЕ ПРИСТУПЫ ЧАЩЕ ВСЕГО СВЯЗАНЫ С ЖЕЛАНИЕМ ОБРАТИТЬ НА СЕБЯ ВНИМАНИЕ ИЛИ ВЫЗВАТЬ ЖАЛОСТЬ, СОЧУВСТВИЕ; НЕ ПОТАКАТЬ РЕБЕНКУ И ИЗМЕНЯТЬ СВОИ ТРЕБОВАНИЯ; ЛУЧШЕ, КОГДА РЕБЕНОК УСПОКОИТСЯ, ОБЪЯСНИТЬ ЕМУ, ПОЧЕМУ ВЫ ПОСТУПИЛИ ИМЕННО ТАК. С ТАКИМ РЕБЕНКОМ ЛУЧШЕ ПРИМЕНЯТЬ ПСИХОГИМНАСТИКУ М. И. ЧИСТЯКОВОЙ, КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ МУСКУЛЬНОГО РАССЛАБЛЕНИЯ И. Г. ВЫГОТСКОЙ, Е. Л. ПЕЛЛИНГЕР, Л. П. УСПЕНСКОЙ.

ТЕХНИКА ФОРМИРОВАНИЯ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ РЕБЕНКА (по Н. В. Клюевой, Ю. В. Касаткиной)

Это выработка у ребенка адекватного мнения о себе, своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах.

Включает следующие умения: не оберегать ребенка от повседневных дел, не решать за него все проблемы, но и не перегружать его непосильными заданиями; пусть он выполняет, что ему доступно, и получает удовольствие от процесса деятельности и удовлетворение от конечного результата; поощрять, когда ребенок этого заслуживает, но не перехваливать; помнить: похвала, как и наказание, должна соответствовать поступку; поощрять других в присутствии ребенка, подчеркивать их достоинства и показывать, что ребенок также может достичь этого; показывать своим примером адекватное отношение к успехам и неудачам; оценивать вслух свои возможности и результаты дела; сравнивать ребенка только с самим собой (тем, каким он был и каким стал, каким будет), а не с другими. С таким ребенком желательно использовать проигрывание различных ситуаций, имитационные игры и т. п.

ТЕХНИКА ПОВЕДЕНИЯ С АГРЕССИВНЫМ РЕБЕНКОМ

Это организация такого взаимодействия с детьми, которое позволяет предупредить и корректировать вспышки ярости с элементами агрессивного поведения в ситуациях, когда их желания по какой-либо причине не выполняются.

Включает следующие умения: понять причины агрессивного поведения ребенка и снять их - только в этом случае вы можете надеяться, что ребенок станет менее агрессивным; избегать запрещения и повышения голоса - наиболее неэффективных средств преодоления агрессивности; принимать ребенка таким, какой он есть: не стесняться лишний раз приласкать ребенка, пусть он видит, что он важен для вас; предоставлять ребенку возможности выплеснуть свою агрессию, смещать ее на другие объекты: позвольте ему поколотить подушку, разорвать «портрет» врага и т. п.; показать ребенку личный пример эффективного поведения: сдерживать при нем вспышки гнева или негативные отзывы о его друзьях, коллегах, родителях и т. п.

ТЕХНИКА ПОВЕДЕНИЯ С ЗАСТЕНЧИВЫМ РЕБЕНКОМ

Это организация такого последовательного, осторожного и деликатного взаимодействия с застенчивым ребенком, которое позволит предупредить и скорректировать его реакцию на эмоцию страха (которая возникает в определенный момент при общении с другими людьми и закрепляется) и сформировать у него желание общаться.

Включает следующие умения: постепенно расширять круг близких знакомств ребенка; учить спокойно относиться к новым местам и новым людям; постоянно укреплять у ребенка уверенность в себе, в собственных силах; давать ребенку определенную свободу действий: не старайтесь за него все сделать; привлекать ребенка к выполнению различных поручений, связанных с общением; ИЗБЕГАТЬ ПОСТОЯННОГО БЕСПОКОЙСТВА ЗА РЕБЕНКА И ПОЛНОГО ЕГО ОБЕРЕГАНИЯ ОТ ВСЕВОЗМОЖНЫХ ОПАСНОСТЕЙ (В ОСНОВНОМ ПРИДУМАННЫХ ВЗРОСЛЫМИ); СОЗДАВАТЬ СИТУАЦИИ, В КОТОРЫХ ЕМУ БЫ ПРИШЛОСЬ ВСТУПАТЬ В ОБЩЕНИЕ С «ЧУЖИМИ» ВЗРОСЛЫМИ И ДЕТЬМИ.

ТЕХНИКА ПОВЕДЕНИЯ С ЗАМКНУТЫМ РЕБЕНКОМ

Это организация такого последовательного взаимодействия с замкнутым ребенком, которое позволяет сформировать у него коммуникативные умения и желание общаться с другими.

Причины замкнутости: эмоциональная неустойчивость, плаксивость, общий сниженный фон настроения, ухудшение сна и аппетита, чрезмерная привязанность к кому-то из близких, что впоследствии приводит к страху перед чужими людьми, долго не проходящему беспокойству и скованности при попадании в новую ситуацию.

Включает следующие умения: расширять круг общения ребенка; быть для ребенка примером эффективно общающегося человека; подчеркивать преимущества и пользу общения: рассказывайте, что нового и интересного вы узнали, а также какое удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком. Если, несмотря на все ваши усилия, ребенок становится еще более замкнутым и отстраненным, обратитесь за консультацией к психологу; возможно, ваши действия носили слишком стремительный для ребенка характер.

osvita.ua
01.06.2009

Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Нет комментариев

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Osvita.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!