Osvita.ua Среднее образование Современная школа А учить мы все-таки - будем?
А учить мы все-таки - будем?

Заметки на полях в преддверии Дня учителя

А учить мы все-таки - будем?

…На "последнем звонке", передавая символ школы - хрустальную сову выпускнице следующего года, я, не сдержавшись, произнесла: "Хорошо, когда в школе свежеокрашенные стены, новые стулья и компьютеры. Но без учителей это не школа".

Вырвалось замечание неспроста. На наших глазах новая директриса школы принялась наводить порядок в своей вотчине и начать решила… с избавления от старых кадров. Дабы на смену им пришли молодые и "более продвинутые".

Пожилые учителя, посвятившие жизнь детям, попадая в директорский кабинет, выслушивали оскорбительные сентенции. Некоторым из них прямо указывали: "Пишите заявление". Выходили, еле сдерживая слезы. И - уходили один за другим. Кто - в другое учебное заведение, кто - в репетиторы, кто - на заслуженный отдых. За два года уволились 36 педагогов.

И пошла в школу молодежь. Но… надолго не задерживалась. То ли с детьми не справлялись, то ли зарплатой были демотивированы, то ли быстро присматривали работу получше. Такой текучки кадров в истории учебного заведения еще не было. И продолжалась она еще долго после того, как мы покинули стены родной школы…

…Эта история десятилетней давности вспомнилась на августовской коллегии МОН, когда Дмитрий Табачник выразил обеспокоенность возрастающим количеством пенсионеров в педколлективах нашей страны.

Сегодня в украинских школах работают 78600 (более 16%) педагогов пенсионного возраста. Больше всего их в учебных заведениях г. Севастополя (28%), Донецкой области (почти 25%), Автономной Республики Крым (24%). Предметы, которые чаще всего преподают учителя-пенсионеры, - ДПЮ, русский язык и литература, математика, естественнонаучные дисциплины. Пенсионного рубежа достигли 26% математиков, 23% химиков, 22% физиков. В Бориспольском районе Киевской области более трети математиков, физиков и химиков - пенсионного возраста.

"Понятно, что это тревожная ситуация, потому что увеличивается возрастной разрыв между поколениями учителей и учеников, тормозится процесс коммуникации, а также внедрение ИКТ и новейших технологий в систему образования", - констатировал министр. Какой же выход из положения он видит? Увеличить зарплату молодым учителям? Увеличить пенсии пожилым? А вот и нет, все гораздо проще.

"По просьбам трудящихся" было предложено… возобновить контрактные формы договора с педработниками, существовавшие до 1994 г. "Уже в этом году министерство предложит на рассмотрение педагогов новую модель трудовых отношений в системе общего среднего образования", - заявил министр.

Что решает контракт, который ежегодно необходимо перезаключать? Делает "пенсионника" еще более уязвимым. В любой момент его могут "попросить" с работы, поскольку "в этом году часов нет". Как жить дальше на одну учительскую пенсию, которая к тому же обесценивается инфляцией не по дням, а по часам? Легче тем, кому помогают дети, у кого есть свой огород, да и то не пожируешь. А каково одиноким? Тем, кто за долгие годы преподавания так вымотался морально и физически, что уже даже не может заниматься репетиторством?

И как, скажите на милость, "новая модель трудовых отношений" привлечет в школы (и удержит в них!) выпускников педвузов? Количество учителей в возрасте до 30 лет ежегодно сокращается. За последние четыре с половиной года оно снизилось с 21 до 17%. Меньше всех задерживаются в школе молодые учителя иностранных языков - сегодня у них есть гораздо более заманчивые перспективы трудоустройства.

Неужели у современной молодежи нет педагогического призвания? Вроде бы и не скажешь. Но призвание на хлеб не намажешь. По состоянию на 1 июля с.г. молодой учитель со средним специальным образованием получал у нас 935 грн.; выпускник педвуза со степенью специалиста или магистра - от 986 до 1037 грн. 15-25% от должностного оклада могли добавить за классное руководство, 15-20% - за проверку тетрадей, 10-13% - за заведование учебными кабинетами. Через три года работы ему надбавили бы 10% оклада, через 10 лет - 20%, через 20 лет - 30%, за получение высшей категории - 1208 грн. Стоит ли игра свеч?

***

Согласно опросу, проведенному недавно Киевским институтом проблем управления имени Горшенина, 42,2% граждан Украины считают профессию учителя обычной, каждый третий (33,1%) - непрестижной, и только каждый пятый (19,7%) - престижной.

Впрочем, педагогические вузы не страдают от низкого конкурса. Какими резонами руководствуется молодежь, поступая туда? Вот что отвечали выпускники разных педуниверситетов: ради "корочки" как таковой; в качестве запасного варианта; если у родителей не нашлось денег на что-то более солидное; студенты из сельской местности надеются на более-менее "человеческое" трудоустройство (неважно, насколько объективны их чаяния). В то же время какая-то часть поступающих искренне хочет работать в школе.

Надолго ли хватит их запала? Вспоминается история девушки, которая с седьмого класса мечтала стать учителем, после вуза пошла работать по специальности… Однако через несколько лет ее энтузиазм погасила рутина.

"Каждый день одно и то же, дети ленятся - стало неинтересно. В учителях выживают либо сверхидейные, либо те, кому некуда деться, либо те, кому все равно. Из школы я ушла, когда почувствовала, что деградирую", - с горечью говорила бывшая учительница.

"Чтобы заработать больше, нужно брать больше часов. А как тогда качественно готовиться к урокам?" - с такой дилеммой столкнулась в школе другая выпускница педвуза. Выход нашла, занявшись частным преподаванием…

***

Говорят, в последнее время в школы пошло больше представителей сильного пола. Но причина нередко весьма прозаична: работая после педвуза по специальности, можно официально "откосить" от армии. Пройдет несколько лет - только его и видели.

Сегодня почти 90% украинских учителей - женщины (а среди воспитателей детсадов эта цифра, пожалуй, стремится к сотне). Но чем выше по карьерной лестнице, тем больше "нарисовывается" сильного пола. Так, среди руководителей отделов образования районного и городского уровней мужчин и женщин поровну. А вот из 27 руководителей областных управлений женщин - только шесть.

В чем причина? В том, что мужчины больше тянутся туда, где больше платят, а женщины чаще соглашаются на менее "хлебные" должности? Однако вопрос, кто в современной семье является главным кормильцем, сегодня не имеет однозначного ответа.

В том, что женщины лучше чувствуют себя в роли воспитательниц и наставниц, а мужчины больше любят поруководить? Однако в школе "мужская рука", мужской подход необходим так же, как и в семье, - хотя бы для баланса.

К слову, гендерным неравенством в системе образования министр также озабочен. Но как решать эту проблему, пока не сказал.

***

…А школьнику не важны ни учительские проблемы, ни мотивация. Нет интереса к предмету, нет уважения к педагогу - попробуй обучи его. Современный ученик гораздо менее управляем, он готов спорить с учителем.

В то же время ученик - как живой барометр, чутко реагирующий на фальшь, неуверенность, слабость познаний учителя. Возможно, именно в наше время от педагога требуется как никогда много, чтобы увлечь воспитанников своим предметом. Быть одновременно интеллектуалом, живой, постоянно обновляющейся "копилкой знаний" - и в то же время артистом, способным преподнести информацию доступно и увлекательно.

Но прежде всего - быть Личностью; уметь сохранять баланс между требовательностью и мягкостью, держать себя с достоинством и в то же время быть искренним. Учителей, обладающих всеми этими качествами, увы, единицы. Но именно они и их уроки запоминаются на всю жизнь. Возможность влиять на судьбы - мощный, хоть и небезопасный стимул. Не он ли способен перевесить и малопрестижность, и невысокое вознаграждение за труд педагога?

Автор: Алина Бажал

Дзеркало тижня
01.10.2010

Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Нет комментариев

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Osvita.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!