Osvita.ua Среднее образование Современная школа Учебник по истории не может быть правдивым
Учебник по истории не может быть правдивым

Пятиклассники учатся по обновленной версии учебника ”Вступление в историю Украины”. Его автор Виктор Мисан, рассказал об изменениях в учебной программе по истории

Учебник по истории не может быть правдивым

Большинство современных учебников по истории не учитывают достижений и рекомендаций детской и подростковой психологии. Они перегружены учебным материалом - историческим содержанием. Говорю это как человек, который в образовании уже 30 лет. Хотя и заведую кафедрой всемирной истории в университете, ежегодно читаю несколько часов в школе. Поэтому знаю слабые и сильные стороны каждого учебника по истории.

А каким должен был быть школьный учебник по истории?

Он не может быть правдивый, потому что исторической правды не существует, как и объективной истории. Есть лишь факты и историческая теория - чьи-то оценки и суждения. Поэтому детей нужно научить различать, что является фактом, а что - теорией. Пусть они знакомятся с разными оценками этих фактов и делают собственные выводы.

В школьном учебнике по истории должно быть меньше теории, а больше источников: фотографий, карикатур, писем, плакатов, телеграмм, описаний очевидцев, газетных сообщений, официальных документов и тому подобное.

К этим источникам нужно подбирать задания, чтобы ученики, исследуя их, создавали собственный авторский текст. В таком случае школьная история станет предметом познания, исследования. Мы получим абсолютно другое качество учебы. Именно такие подходы характерны для западноевропейской школы.

Как откорректировали содержание программы по истории для пятого класса?

Изменили акценты относительно российской политики на украинских землях на протяжении XVII–ХХ веков. Нашей восточной соседке формируют новый имидж - неагрессивного колонизатора.

В новую программу попала битва под Крутами, борьба Украинской повстанческой армии против нацистов в годы Второй мировой войны, общественно-политические события в Украине начала ХХІ века.

Автор создает учебник на основе программы. Если из нее что-то убрано, то автор должен это учитывать. Все мы прекрасно понимаем, для чего это сделали. С 1991 года были четыре волны критики учебников по истории. Три из них - политические, в 1995-ом, 2005-ом и 2010 году. И только одна - профессиональная: в 2008-ом учебники по истории мониторил Институт национальной памяти.

К чему приведет частое переписывание учебников по истории?

Это плохой пример для молодежи. Он формирует нигилизм, пессимизм, влияет на смену ценностей. Переписывание учебников - это результат отсутствия стабильности. Должно быть что-то святое. Среди этого святого - наше прошлое, каким бы оно ни было, - грустное, героическое, драматичное, но оно наше. А так получается, что вчера оно было одно, а сегодня уже другое - откорректированное.

Какими видите перспективы школьного исторического образования?

Трагедия нашего образования в том, что мы ничего не доводим до логического конца. Например с 12-летним образованием. Прежде чем искать его негативные стороны и последствия, стоило бы завершить эту учебу и тогда уже давать оценку.

История в современной школе - это галоп. Объем исторического материала такой большой, что дети не в состоянии его проработать, понять, усвоить. Вот на завтра школьнику нужно прочитать три параграфа с десятками дат, фамилий.

На полноценное его прорабатывание и усвоение способны только отдельные ученики. Остальные семь лет будут учить историю в школе и ничего не запомнят. История, кроме воспитания патриота, гражданина, должна формировать мыслящего человека, развивать его, заставлять думать и анализировать.

В учебнике около 20 правок

Правок в содержании автор учебника ”Вступление в историю Украины” Виктор Мисан начислил около 20. Значительная их часть касалась российской политики в Украине:

  • словосочетания "искусственный голодомор" заменили на "голодомор";
  • дописали, что к выкупу Тараса Шевченко из крепостничества имела отношение императорская семья;
  • уменьшен объем информации об Украинских Сечевых Стрельцах;
  • убрали легенду о золоте гетмана Полуботко;
  • отсутствует материал о героях Крут;
  • убрали ход выборов президента 2004 года.

Завершается учебник хронологией 2001-го.

Автор: Елена Власова

gazeta.ua
10.09.2010

Комментарии
Аватар
Осталось 2000 символов. «Правила» комментирования
Имя: Заполните, или авторизуйтесь
Код:
Код
Нет комментариев

Чтобы получать первым
все новости от «Osvita.ua»
в Facebook — нажмите «Нравится»

Osvita.ua

Спасибо,
не показывайте мне это!